Индивидуальная коррекционно–развивающая деятельность с ребенком 6 – 7 лет с задержкой
психического развития. Закрепление знаний по лексическим темам “Дикие животные”, “Новогодний
праздник”.
Чередниченко В.В., учитель–дефектолог МБДОУ № 67 .
| «Дикие животные. Новогодний
праздник.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Цели:
1. Упражнять в образовании грамматической категории винительного
падежа единственного числа существительных.
2.Формирование связной речи: составление простых предложений по
демонстрируемым действиям.
3.Закрепление знаний по лексическим темам; “ Дикие животные”,
“ Новогодний праздник”.
4.Закрепление прямого, обратного, порядкового счета в пределах пяти.
Образ цифр до 10, нахождение смежных чисел.
5.Коррекция произвольного внимания , устойчивости, целенаправленности,
переключаемости.
6.Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза, наглядно –
образного и логического мышления.
7. Развитие объёма и прочности памяти.
8.Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики.
9. Воспитывать настойчивость, выдержку, умение доводить начатое
дело до конца.
Оборудование: Снеговик ( игрушка), ёлочка, игрушки для украшения
ёлки, картинка с пересекающимися ( наложенными) изображениями диких животных, дикие животные
( игрушки), цифры до 10, мешочки с орешками, картинка с изображением запутанных дорожек( “
Лабиринт”), маска Зайчика, пособие для нахождения “ Девятого лишнего”, картинка для
нахождения отличий, Картинки для нахождения” Четвертого лишнего”,открытка с изображением
Снеговика для образца и такая же открытка разрезанная на 6 частей по вертикали
и диагонали, коррекционные шарики для пальчиковой гимнастики, лист А – 4 с изображением
геометрических фигур одного цвета ( “ Корректор”) равнобедренные треугольники и образцы –
схемы для выкладывания различных фигур – предметов.
1. Организационный момент.
В гости приходит Снеговик . Уточняется: какое сейчас время года; какой праздник
празднуют все люди; какое дерево приносят в каждый дом; что делают, чтобы оно было нарядным?
2. Дефектолог предлагает украсить ёлочку.
Д.и. “ Украсим ёлочку”. ( Упражнение в образовании
винительного падежа единственного числа существительных с окончанием на “У” и составление
простых предложений по демонстрируемым действиям) .
Сначала рассматриваются игрушки, называются. Ребенку дается образец
предложения: “ Я повешу на ёлку шишку….”. Обращается внимание ребёнка на утрированное
произнесение окончаний слов.
3. Дефектолог показывает картинку с наложенными изображениями
диких животных.
Д.и. “ Угадай и назови”. (
Развитие наглядно – образного мышления и зрительного восприятия).
Ребёнок обводит их по контуру и называет. Затем педагог сообщает, что
Снеговик пришёл не один, а со своими друзьями. Выставляются дикие животные ( игрушки).
Ребёнок их называет.
А) Затем закрепляется прямой и обратный счет животных. Порядковый счёт.
Б) Д.и. “ Назови соседей”. ( Опережающее развитие) Ребёнок
раскладывает цифры по порядку в пределах 10. По заданию педагога ребенок называет смежные
цифры заданного числа.
В) Д.и. “ Что изменилось?” ( Развитие зрительной
памяти, произвольного внимания).
Г)Д.и.“Посчитай на ощупь”, “ Угадай на ощупь”.
( Формирование тактильного восприятия, тактильной
памяти).
4.Д.и. “ Кто где живет?” “ Лабиринт” (Объём
внимания, устойчивость, концентрация, планирование действий ( мышление), зрительное
восприятие).
Сначала показывается картинка с изображением животных и их жилищ.
Уточняется, кто и где живёт? Затем ребёнок пальчиком “проходит” по нужным дорожкам,
оречевляет итог.
5. Физкультурная минутка “ Зайчик”.
Педагог спрашивает, кто из диких животных не пришёл к нам в гости?
( Заяц) .
6. Снеговик захотел угостить своих гостей чаем, а чашек не хватает.
Д.и. “ Найди нужную чашечку”. ( “ Найди девятое” -
логическое мышление, зрительное восприятие ( цвета, формы, размера).
7. Снеговик принёс свои фотографии. Надо определить, чем одна
картинка отличается от другой.
Д.и. “ Найди отличия”. (Формирование произвольности и
целенаправленности внимания, способности к переключению и распределению внимания).
8. Для тебя Снеговик принёс загадочные картинки. На них изображено
4 предмета, один из которых лишний, не подходит по смыслу ко всем остальным. Назови его и
скажи, почему?
Д.и. “ Четвёртый лишний”. ( Развитие аналитико –
синтетической деятельности. Умение делать обобщения и умозаключения. Логическая
обоснованность выбора).
9. Однажды в лесной школе зверята вырезали к Новому году снежинки
из бумаги и не заметили, как нечаянно разрезали фотографию Снеговика. Он очень расстроился.
Давай поможем сложить разрезанную картинку.
Д.и. “ Разрезные картинки”. (Целенаправленность и
устойчивость произвольного внимания, наглядно – образное мышление, комбинаторика).
10. Пальчиковая гимнастика ( с коррекционными шариками). “ Ёжик”.
Ёжик, ёжик, не фырчи –
Лучше маму поищи!
11. Ребёнку предлагается интересная картинка, в которой надо
обвести в кружок только ёлочку.
Д.и. “ Корректор”. ( Развитие устойчивости внимания.
Формирование концентрации внимания и самоконтроля).
12.Дефектолог предлагает научить Снеговика и его друзей
выкладывать из треугольников различные картинки.
Д.и. “ Выложи из треугольников”, “ Спичек” (Развитие
наглядно – образного мышления, умения действовать по рисунку – схеме. Тренировка мелкой
моторики и конструктивных навыков).
13.Итог.
Кто приходил к нам в гости?
Какое задание было самым интересным?
Гости тебе говорят “ до свидания”, а белочка дарит тебе свои орешки.
Примечание.
Можно использовать следующие дидактические игры:
Д.и. “ Нелепицы” . ( Формирует целенаправленность
действий, способность на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения,
умозаключения. Развивать эмоциональную реакцию на изображенное).
Д.и. “ Что сначала, что потом?” ( Формирует причинно –
следственные связи, развивает логическое мышление).
Для более четкого использования д.и. в коррекции внимания, мышления,
памяти, восприятия у детей с ЗПР, рекомендуется пользоваться “ Системой
дидактических игр”, разработанную учителем – дефектологом МБДОУ № 67 Чередниченко
В.В. , в которой указаны игры в соответствии с нужным психическим процессом и указаны цели
каждой дидактической игры.
Для правильного планирования коррекционных целей предлагаются
наиболее грамотные формулировки целей, которые способствуют коррекции того или иного
психического процесса ребенка дошкольного возраста.
Желаем успеха!
|