|
Значение развития сенсомоторики на уроках по логопедии для детей с выраженными
интеллектуальными и эмоционально-волевыми проблемами.
Быстрова С.И., учитель-логопед в
центре “Наш дом”, г.Москва.
Сенсорное развитие школьника-это развитие его восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.п.
Большое значение в сенсорном развитии имеет формирование представлений о сенсорных эталонах
– общепринятых образах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов - сложный и
длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто уметь правильно называть то
или иное свойство предмета; необходимо иметь чёткие представления для анализа и выделения
свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение имеет
обучение школьников способам обследования предметов; наложению, прикладыванию, ощупыванию,
группировке предметов по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному
осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий. У детей с отклонениями в развитии
имеет место отставание в сенсорном развитии. Процессы восприятия у них замедленны,
недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов
восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности школьника. Поэтому очень
важно развивать у него процессы ощущения и восприятия. При этом важно развивать
целенаправленность восприятия. В играх на прогулке, на занятиях необходимо обращать внимание
школьника на те или иные свойства предметов, учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать
предметы на ощупь. Процесс узнавания – это более сложный этап восприятия, который тесно связан
с речью. Мы считаем, что на логопедических занятиях нужно развивать не только речь, но и
сенсорные функции (зрительная, слуховая, тактильная), если не развивать эти функции, то
полноценной речи не будет.
У детей с проблемами в развитии, как правило, формирование системы сенсорных эталонов и
персептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и
гибкостью; у многих отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая
координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой
моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени
связано с физическим недоразвитием. Предложенные ниже коррекционно-развивающие задания, игры
могут использоваться для всех учащихся с выраженными проблемами психофизического развития,
учитывая их индивидуальные особенности.
Развитие зрительного восприятия.
Задачи: - Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание учащихся к
предметам и явлениям, обеспечивая положительную мотивацию.
- Совершенствовать навыки фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его
перемещением в малом пространстве.
Дидактические игры для развития зрительного восприятия: “ Покажи такую же”, “ Дай такую
же”, “Где мышка?”, “Что я делаю?”, “ Найди зайчику предметы”.
Развитие слуховых функций.
Задачи: - Развивать слуховое внимание и память.
Дидактические игры для развития слухового восприятия: “ Угадай, что звучит?”, “ Где
позвонили?”, “ Угадай, кто (что) это?” (звукоподражание).
Развитие мелкой моторики.
Задачи: - Совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы
двумя руками, а маленькие одной рукой (щепотью).
- Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
Каждое задание по развитию мелкой моторики выполняется по одному месяцу: например, игры с
крупой, горохом (фасолью), рисуем на подносе с мелкой крупой, пересыпаем из ёмкости в ёмкость,
выкладываем фигуры из гороха (фасоли) и т.д. всё это выполняем 4 недели.
А также проводится работа с цветной бумагой, трафаретами, пластилином, с прищепками,
шнуровка, фломастеры (ребята рисуют на стекле), карандаши и это далеко не все предметы,
которые мы используем на занятиях.
В заключении хотелось отметить то, что на уроках по логопедии необходимо развивать
сенсорные функции т.к. во-первых, это положительно влияет на речь (развивается понимание речи
у неговорящих детей). Во-вторых, устанавливается эмоциональный контакт между педагогом и
ребёнком. В- третьих, данные задания можно использовать в качестве физминуток, которые
позволяют и немного отдохнуть на занятии и тем временем позволяют решить определенные
коррекционно-развивающие задачи. Желаем успехов!
| |