Цель: автоматизация звука ш в слогах, словах.
Задачи:
-закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука [Ш];
-учить произносить звук [Ш] в слогах;
-упражнять в определении наличия звука [Ш] в словах;
-упражнять в согласовании существительных с числительными;
-закрепить графический образ буквы Ш;
- развивать внимание, мышление; мелкую моторку.
Оборудование: логопедическая игрушка бегемот Жужа, картинки цирковых
артистов (факир, попугай, жонглер, клоун, фокусник, мыши), картинки к артикуляционным упражнениям
(“чашечка”, “вкусное варенье”, “парашютик”, “лошадка”), шары с картинками, рабочий лист “Клоун”,
лабиринт с ромашками.
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я приглашаю тебя в цирк. Не зрителем, а в качестве
помощника артистов. И первым на арену выходит бегемот Жужа. Жужа широко раскрывает рот.
2. Основная часть. И давай, вместе с ним выполним упражнения для язычка
(ребенок выполняет упражнения, картинки к которым показывает логопед
(“Чашечка”, “Вкусное варенье”, “Парашют”, “Лошадка”).
3. Следующий выступает укротитель змей факир. У него есть дрессированная змея.
Давай пошипим, как шипит змея. Молодец. Именно звук [Ш] и будет помогать тебе, быть настоящим
артистом.
Факир предлагает тебе исполнить замечательный номер. Я буду произносить часть
слова, а ты последний звук:
Каранда . шала . голы .
Ланды . малы . камы .
4. А сейчас выступает попугай Кеша. Он любит передразнивать.
Кеша предлагает тебе исполнить его любимый номер.
Я буду произносить слоги, а ты попробуй повторить, как это делает Кеша:
Ша-шо-шу шу-шо-ша
Шо-шу-ша шо-ша-шо
Шу-шо-ша шу-шу-ша
Ша-шу-шо шу-шо-ша
- А это жонглер. Его рукам послушны сразу несколько шаров.
Он предлагает поймать тебе только те шары с картинками, в названии которых
есть звук [Ш].
Словарь: шишка, еж, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня,
мороженое.
- А сейчас на арену выходит самый веселый артист цирка. Ты узнал
его?
Правильно, это клоун.
Ему надо помочь собрать шарики, но не все, а с буквой Ш. А шарики, на которых
не буква Ш пусть улетают. От шариков с буквой Ш нарисуй ниточку и приведи ее к руке клоуна, а из
шариков, где не буква Ш, нарисуй выходящий воздух. Не забудь назвать все буквы Ш.
|
«Логопедическое упражнение
Шарики.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
- А представление продолжается и на арену выходит фокусник.
Он очень любит превращения. И предлагает тебе превращать одни слова в другие.
Я буду называть слова, а ты замени первый звук на звук [Ш]. Назови новое слово.
Жаль-… мыло-… стык-…
Мах-… дар-… губы-…
Бык-… толк-… парить-…
- Логопед: и в завершении представления выступают необыкновенные артисты. Это дрессированные
мыши.
Они очень ловко преодолевают препятствия, при этом не забывают шуршать. Давай
вместе с ними пошуршим
Ребенок повторяет чистоговорки за логопедом.
Шу-шу-шу-шум шо-шо-шо-шопот ши-ши-ши-шило
ша-ша-ша-шаг ши-ши-ши-шина ша-ша-ша-шайба
шо-шо-шо-мешок шу-шу-шу-шут шу-шу-шу-шуба
- С каким артистом тебе больше всего понравилось выступать?
Ответ ребенка.
В центре лабиринта логопед кладет изображение артиста, понравившийся
ребенку.
Логопед: у тебя есть возможность подарить этому артисту букет цветов. Для
этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки.
Ребенок водит пальчиком по лабиринту и считает: одна ромашка, две ромашки,
|
«Логопедическое упражнение
Лабиринт.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
- Итог занятия.
Какой звук помогал тебе сегодня выступать с настоящими артистами цирка?
Ребенок: Ш-ш-ш…
Одним из главных условий коррекции речевых недостатков является комплексное
коррекционно-логопедическое воздействие. Большую роль играет участие взрослых: родителей. Именно
они оказывают помощь логопеду, закрепляя полученные на занятиях знания.
Домашнее задание:
Логопед: некоторые артисты желают отправиться с тобой домой. Они
будут помогать тебе, рассказывать своим близким, на каком замечательном представлении ты сегодня
выступал. И они отправляются с тобой не с пустыми руками, а с очень интересными номерами.
Ребенку выдаются фишки с изображениями артистов цирка:
А в тетрадь для домашних заданий вклеивается листок с заданием, для выполнения
дома вместе с взрослым.
- Взрослый: факир предлагает тебе исполнить замечательный
номер.
Ты произноси звук [Ш], а я остальную часть слова. Затем повтори все слово
целиком.
.апка .уба .ина
.аг .ум
.ило
.аль .ов
.орох
- Взрослый: Кеша просит тебя повторить его любимые слова.
Взрослый читает слова, выделяя звук [Ш], а ребенок повторяет: шаг, шайба,
мешать, дышать, шахматы, мешок, пушок, шел, ушел, нашел, вошел, шина, машина, ушиб, шутка,
мишутка, каша, шутить, ландыши.
- Как ты уже знаешь, фокусник очень любит превращения.
И предлагает тебе превращать большие предметы в маленькие.
крышка- … шар - …
шапка - … шкаф - …
ухо- … кошка - …
горшок - … подушка - …
штора - … муха - …
Желаем успеха!