Конспект логопедического занятия по теме: Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация звука [л] в слогах и словах
Алехина О.Г.
учитель-логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида № 4 Кемеровской области г. Осинники
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах. Задачи: коррекционно-образовательные: -автоматизация звука Л в слогах, словах; коррекционно-развивающие: -развитие: фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя. коррекционно-воспитательные: -воспитание интереса к логопедическим занятиям. Оборудование: зеркала, цветные карандаши; профиль артикуляции; картинки с изображением белки, волка, лося, ели, их силуэты; карточки в форме «снежков» со слогами, слоговые дорожки; цветные фигуры с написанными на них буквами Ш, К,О, Л, А,; кактус, еловая ветка, швейная иголка; массажные мячи. Ход занятия 1 Организационный момент Поздоровайтесь с гостями! А теперь соседа справа Улыбнитесь всем вокруг! По имени ты называй. Руку дайте другу слева Утра доброго желай! И скорей вставайте в круг! -Садитесь на свои места. -На занятие пришел еще один гость, отгадайте загадку и вы узнаете, кто он. Малыш родился на Луне, Здесь много он друзей нашел, А оказался на Земле. К нам на занятие пришел. - Почему Лунтик так тепло оделся? - Назовите признаки зимы. 2 Сообщение темы -Какой первый звук в слове Лунтик? -Сегодня вы будете закреплять звук Л в слогах и словах. 3 Артикуляционная гимнастика с открытыми и закрытыми глазами - Расскажем историю о динозаврике с помощью язычка. Раз – скорее улыбнись. Шесть – по зубкам постучать. Два – язык опустим вниз. Семь - лошадка скачет звонко. Три – язык наверх потянем. Восемь – гриб на ножке тонкой. На четыре позеваем. Девять – можно поболтать. Пять – варенье облизать. Десять – нужно отдыхать. 4 Акустико-артикуляционные признаки звука Л. Связь звука с буквой. Развитие буквенного гнозиса, конструктивного праксиса -Объясните артикуляцию звука. -Дайте характеристику звуку Л. -Какой буквой на письме обозначается звук Л? -На что похожа буква Л? -Сделайте букву Л из пальчиков правой руки, левой руки, из указательных пальчиков правой и левой руки Упражнение «Куча мала» с наложенными друг на друга буквами -Какие буквы вы видите? Упражнение «Чудесные превращения». Из элементов дети конструируют и реконструируют буквы. ( Л – М - П - Г) 5 Развитие фонематического слуха и восприятия. - Хлопнете в ладоши, когда услышите звук Л и топните, если звука Л нет. Елка, пень, белка, волк, медведь, дятел, лось, заяц, животные, иголка, птица. 6 Автоматизация звука Л в слогах. Развитие чувства ритма а) Дети произносят слоги с прохлопыванием ритма и ударного слога ЛА-ЛА-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛО-ЛО-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ б) Чтение слоговых дорожек. -Прочитайте слоговые дорожки, по которым шел к нам Лунтик. ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ 7 Развитие пространственного восприятия - Лунтик приземлился в сказочном лесу. Откройте картинки и вы узнаете его новых друзей. На доске расположены перевернутые силуэтные изображения в три ряда: ЛОСЬ ВОЛК БЕЛКА ЁЛКА МЕДВЕДЬ ЗАЯЦ -Откройте верхнюю картинку справа, назовите, кто на ней изображен? и т.д. -Назовем картинки хором. В каких словах нет звука Л? Логопед убирает лишние картинки. 8 Упражнение «Четвертый лишний» - Какая картинка лишняя. Почему? (Ёлка – это дерево) 9 Физминутка -Красиво в зимнем сказочном лесу. Лунтик и его друзья стали лепить снежки, мы с вами тоже. Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним 10 Упражнение в узнавании неправильно написанных букв в слогах. Составление слова ЛУНТИК из слогов -Посмотрите на слоги, уберите снежки с неправильно написанными буквами. -Прочитайте слоги, сложите из них имя гостя. 11 Развитие ориентировки в пространстве - Росла в лесу самая красивая елочка и зверята на Новый год нарядили ее шарами, фонариками и бусами. Лунтик захотел полюбоваться елочкой, а чтобы добраться до нее друзья дали карту. -Направление пути указано стрелками. Как мы пойдем? (Слева на право, снизу вверх и т. д.) 12 Знакомство с многозначностью слова ИГОЛКА -Вот и добрались до елочки. Елочка увидела Лунтика и улыбнулась. А он крепко пожал ее еловую ветку, но тут же убрал свою лапку. - Подумайте и скажите, что случилось с Лунтиком? -Чем покрыты ветки елочки? -Посмотрите какие бывают иголки. (Швейная иголка, иголками покрыто тело ежа, иголки у кактуса) 13 Упражнение в изменении существительных по падежам. Упражнение «Доскажи словечко» -У меня в руках …иголка. - На кактусе колючие…иголки. -Я держу …иголку. - Тело ежа покрыто …иголками. -Я шью…иголкой. - На ветке ели много…иголок. 14 Массаж ладоней Прокатывание массажного мячика. 15 Развитие восприятия формы. Уточнение понятий гласная-согласная буква. Составление слова ШКОЛА -Какая необычная гирлянда висит над нашей елочкой. -Скажите в какой фигуре какая буква? -На ваших листочках тоже нарисована гирлянда. Впишите в фигуры нужную букву и прочитайте слово. -Составьте слово школа над нашей елочкой. -Раскрасьте свои гирлянды. Фигуру с согласной буквой раскрасьте синим карандашом, с гласной красным. 16 Итог -Над каким звуком мы сегодня работали? -Лунтику понравилось в гостях, вы научились правильно проговаривать его имя. Но пора прощаться, Лунтик машет вам своей лапкой на прощание. До новой встречи, друзья!
Желаем успехов!
|