ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

When.Flights

Полезное:

Организация взаимодействия в работе логопеда и воспитателя в рамках речевой работы с детьми с задержкой психического и речевого развития в условиях дома ребёнка (из опыта работы).

Аксёнова А.С., логопед высшей категории,

Климова Е.И., логопед высшей категории,

ГУЗ города Москвы “Дом ребёнка №20 для детей с органическим поражением Центральной нервной системы с нарушением психики УЗ ЮВАО города Москвы.

Вопрос взаимодействия в работе логопеда и воспитателя рассматривался такими ведущими специалистами как: Л.Н. Павлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т. А. Ткаченко, Н.В. Нищева и другими учеными и логопедами-практиками. Мы хотим представить свой опыт работы по организации данного взаимодействия, применительно к условиям дома ребёнка.

В нашем доме ребёнка воспитываются дети от рождения до 4 лет с различными патологиями в развитии. Каждый год, из общего числа детей, наибольший процент составляют дети с задержкой психического, моторного, доречевого и речевого развития различной степени. Это более 70% от общего числа детей (в эту группу входят дети с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы различного генеза, синдромом двигательных нарушений, синдромом гипервозбудимости, соматически ослабленные дети, дети с синдромом Дауна…). Около 20% составляют дети с системным недоразвитием речи (это дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости, ДЦП, синдромом Дауна, нарушением зрения, слуха, ранним детским аутизмом…). Приблизительно 10% - дети с общим недоразвитием речи различных уровней (в эту группу входят дети с синдромом гипервозбудимости, синдромом дефицита внимания…). Около 5% составляют дети с множественными, тяжёлыми нарушениями развития (ДЦП, микроцефалия, гидроцефалия, глубокая умственная отсталость, тяжёлые нарушения зрения, слуха, генетические нарушения…).

Учитывая, что в доме ребёнка воспитывается столь разнообразный контингент детей по медицинскому и юридическому статусу (дети, оставленные в родильных домах, подкидыши, дети, изъятые из асоциальных семей). Перед нами, логопедами, каждый раз вставал вопрос, как наиболее оптимально, качественно подойти к реализации задач по развитию речи, устранению речевых нарушений у наших детей. Используя, на протяжении ряда лет, различные методы и приёмы, мы, конечно, добивались определённых положительных результатов, но это не были те оптимальные результаты, к которым мы стремились, и в итоге мы пришли к тому, что только комплексный подход в речевой работе с детьми позволяет достигнуть наиболее значимых результатов. Данный подход, которым мы руководствуемся в своей работе, предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоровление организма ребёнка в целом.

В коррекционно-педагогической, а в её рамках и речевой работе с детьми, стараются принимать участие, в рамках своей профессиональной деятельности, все специалисты дома ребёнка: врачи, старший воспитатель, дефектолог, психолог, воспитатели групп, музыкальный работник, специалист по физическому воспитанию, массажисты. Когда мы начинали эту работу, приходилось неоднократно проводить разъяснительные беседы с персоналом дома ребёнка, объясняя значимость тесного взаимодействия между специалистами, вырабатывая принципы и формы этого взаимодействия. В этой связи мы говорили о том, что каждый специалист, безусловно, выполняет своё направление работы, несёт ответственность за свой участок, но должен действовать не обособленно, а осуществлять двустороннюю связь с другими специалистами дополняя, углубляя взаимовлияние. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в русле единого комплекса коррекционно-педагогической работы, в создании вокруг каждого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, направленного на коррекцию психических и речевых нарушений. Постепенно коллектив специалистов нашего дома ребёнка пришёл к тому, что теперь коррекционно-педагогическая работа носит согласованный, комплексный характер и строится на основе общих педагогических принципов.

Начинается коррекционно-педагогическая, а в её русле и речевая работа с детьми в условиях нашего дома ребёнка, с деятельности внутренней, созданной специалистами внутри дома ребёнка и утверждённой главным врачом дома ребёнка медико - педагогической комиссии (в дальнейшем МПК). Её основная цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные коррекционно-развивающие условия для детей с нарушениями речевого и психофизиологического развития, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Особенность в работе нашей внутренней МПК состоит в том, что в её работе принимают участие все ведущие специалисты дома ребёнка: главный врач, врачи педиатры, врач невропатолог, логопеды, дефектолог, психолог, старший воспитатель, воспитатель группы. Дополнительно мы, в случае необходимости, приглашаем следующих специалистов: музыкального руководителя, педагога по физическому воспитанию, специалиста по массажу. Работа МПК носит согласованный, комплексный характер и строится на основе общепедагогических принципов.

Первичная МПК проводится нашими специалистами спустя некоторое время (период адаптации) после поступления ребёнка в учреждение. В дальнейшем МПК проводятся регулярно, по эпикризным срокам, а так же, в случае особой необходимости. На первичной МПК логопед представляет ребёнка, демонстрируя его знания умения и навыки в ходе занятия с ребёнком, доводит до сведения всех специалистов результаты диагностического обследования. Затем каждый специалист докладывает своё заключение о ребёнке: главный врач говорит о причинах поступления данного ребёнка в учреждение, даёт справку о раннем анамнезе, если таковой имеется; врач педиатр сообщает о соматическом статусе ребёнка, о диагнозе; врач невролог описывает его неврологический статус; психолог и дефектолог сообщают о результатах психолого-педагогического обследования; старший воспитатель и воспитатель группы рассказывают о своих наблюдениях за поведением ребёнка в группе, в период его адаптации. Каждый из специалистов высказывает мнение о прогнозе развития ребёнка, даёт рекомендации. Представленные заключения обсуждаются, составляется коллегиальное заключение, систематизируются рекомендации. Особые мнения фиксируются в заключениях специалистов. По результатам проведённой комиссии мы составляем индивидуальную программу реабилитации и развития ребёнка, с учётом его личностных особенностей. Целью индивидуальной реабилитационной программы является выработка наиболее оптимального пути развития, коррекции и социальной адаптации ребёнка в имеющихся условиях. На основе данной индивидуальной реабилитационной программы каждый специалист планирует своё направление в медико-коррекционно-педагогической работе с ребёнком, участвует в выработке единых требований при решении коррекционно-педагогических задач, стремится к достижению оптимального результата. По результатам медико-коррекционно-педагогической работы с ребёнком к эпикризному сроку, или по мере необходимости логопедом, психологом, дефектологом проводится диагностика динамики психического и речевого развития ребёнка за прошедший период. Результаты данного диагностического обследования опять выносятся на внутреннюю МПК дома ребёнка. Где оценивается с одной стороны уровень динамики психического и речевого развития ребёнка за прошедший период, а с другой стороны эффективность работы всех специалистов по реализации индивидуальной реабилитационной программы данного ребёнка. Обсуждаются направления дальнейшей работы, выявляются и анализируются причины недостаточной динамики в психическом и речевом развитии ребёнка (если таковые наблюдаются). Это могут быть как объективные (болезнь ребёнка, длительная госпитализация), так и субъективные причины: изначально завышенная оценка уровня знаний, умений и навыков ребёнка, недостаточно продуманные методы и приёмы, не в полной мере учёт индивидуальных особенности ребёнка и другие. В результате проведённого анализа вносится (если это необходимо), корректировка в индивидуальную реабилитационную программу ребёнка и намечаются пути дальнейшей работы всех специалистов по коррекции имеющихся психических и речевых нарушений, его реабилитации и социализации в условиях дома ребёнка.

Как уже говорилось ранее, для полноценного личностного и в частности речевого развития малыша в условиях нашего дома ребёнка, осуществляется взаимодействие всех специалистов и в первую очередь логопеда и воспитателя группы, в которой находится ребёнок. Поэтому остановимся более подробно на этом виде взаимодействия между логопедом и воспитателем в рамках речевой работы с детьми с задержкой психического и речевого развития.

Организовать на оптимальном уровне координированную работу логопеда и воспитателя с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, в условиях дома ребёнка нам было довольно сложно. В силу разных объективных и субъективных причин: отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития, привычного стереотипа в работе. Поэтому, в рамках данной деятельности, и для устранения данных причин, мы используем следующие формы связи между логопедом и воспитателем. Личные контакты, беседы, консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции). Практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель), совместное планирование работы, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы. Совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия, из которых воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, с учетом речевых проблем каждого ребенка, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию речи). Оформление методических копилок, памяток, рекомендаций в соответствии с годовым планом коррекционно-воспитательной работы.

Для повышения эффективности коррекционно-образовательной работы, оптимизации организационных аспектов деятельности логопеда и воспитателей и создания для детей наиболее комфортных условий, мы, по согласованию со всеми ведущими специалистами дома ребёнка, и в рамках действующего режима, решили изменить существующую форму организации детей в группах. Цель данных изменений - максимально разделить детей на малые подгруппы, так, чтобы каждый специалист работал с минимальной подгруппой детей. Это нам показалось необходимо сделать в связи с тем, что дети в условиях дома ребёнка вынуждены постоянно, в течение 24 часов, находиться в коллективе из 10-12 человек. Это не лучшим образом сказывается на микроклимате группы, на психо-соматическом состоянии каждого ребёнка и, как следствие, на его развитии. Наши изменения состояли в следующем: в дневное время в группах работают два воспитателя, поэтому первая подгруппа детей (4-5 человек) уходит на прогулку с одним воспитателем, другая подгруппа (6-7человек) остаётся в группе с другим воспитателем. Из них, 1-2 ребёнка занимаются с логопедом, 1-2 ребёнка находятся на занятиях или на медицинских процедурах у других специалистов, 3-4 ребёнка занимаются с воспитателем. После занятий дети второй подгруппы выходят на прогулку. Первая подгруппа детей возвращается с прогулки пораньше и с ними до обеда, так же проводятся занятия с различными специалистами и медицинские процедуры. Таким же образом происходит разделение детей на малые подгруппы и в вечернее время. Данная организация по разделению детей на малые подгруппы поначалу встретила некоторое сопротивление со стороны воспитателей, так как приходилось менять привычные стереотипы в работе, когда одновременно все дети шли одеваться на прогулку, или мыть руки, или играть… . Но, по прошествии определённого времени работы в новом режиме, всем стало очевидно, что в группах улучшился микроклимат (дети стали более спокойны, меньше вступать в конфликты между собой и с персоналом, капризничать). Воспитатели с большей эффективностью смогли проводить занятия и режимные моменты, больше времени уделять индивидуальной работе с детьми. Такой режим работы в группе позволил создать наиболее психологически комфортную среду для каждого ребёнка, специалистам подобрать удобный режим работы с детьми и создать условия для повышения эффективности коррекционно-образовательной, а в её контексте и речевой работы.

Следующим шагом в рамках организации взаимодействия между воспитателями и логопедом группы по речевой работе с детьми, нами была разработана система совместной диагностики, и на её основе совместного планирования индивидуальной коррекционной работы. Целью данной формы работы является совместное преодоление речевых нарушений и всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирования личности ребёнка. Так как нарушения речи, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении, личности в целом. Ещё одним аспектом данной работы, является разделение функций логопеда и воспитателя, исключение дублирования воспитателем занятий логопеда.

Данный вид взаимодействия между логопедом и воспитателем состоит в следующем. Нами были разработаны диагностические - оценочные таблицы показателей психического и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста по таким линиям развития как: сенсорное развитие, развитие импрессивной и экспрессивной речи, слухового внимания и фонематического слуха, мыслительных процессов, продуктивных видов деятельности, развитие общих движений, игры и навыков. При разработке данных таблиц мы опирались на диагностические методики следующих авторов: Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др. В этих диагностических таблицах мы отразили основные показатели психического и речевого развития детей, соответствующие возрастной норме. Показатели предыдущего возрастного периода и показатели следующего возрастного периода, что позволило определить степень отставания по той или иной линии развития у ребёнка и наметить “зону ближайшего развития”, а так же, представить поэтапное формирование тех или иных новообразований. Ежемесячно мы, совместно с воспитателями, используя данные диагностические таблицы, проводим оценку уровня и динамики психического и речевого развития детей группы в процессе коррекционной работы. На основании полученных результатов вырабатываем единое согласованное направление в коррекционно-речевой работе, составляем индивидуальные планы коррекционной работы логопеда и воспитателя по устранению речевых нарушений у детей, имеющих задержку психического и речевого развития. Данное планирование осуществляется, как в перспективных целях, так и для ежедневной работы, что позволяет определить стратегию и тактику коррекционного воздействия на каждого ребёнка, с учётом его уровня развития и индивидуальных особенностей.

В целях оптимизации содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, логопеды нашего дома ребёнка принимают непосредственное участие в подборе речевого материала для занятий воспитателей по развитию речи, соответствующего произносительным навыкам детей группы. С учётом того, что занятия воспитателя планируются в соответствии с лексической темой. А их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия, мы разработали “Методический (практический) материал для логопедов и воспитателей по речевой работе с детьми 3-4г. жизни имеющими задержку психического и речевого развития в условиях дома ребёнка” Данный методический материал сгруппирован по 22 основным лексическим темам. Каждая лексическая тема структурирована стандартно, и содержит в себе: - лексико-грамматический словарь, разделённый на два уровня сложности, что обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку (1 подгруппа - дети третьего года жизни; 2 подгруппа - дети четвёртого года жизни). - подбор стихов для чтения, заучивания (двустиший, четверостиший); - подбор загадок; – подбор упражнений “пальчиковой гимнастики”; - подбор логоритмических упражнений; - подбор физкультминуток; – подбор рассказов из опыта ребёнка. Данный материал помогает воспитателям в следующих аспектах: - учёт лексической темы при проведении всех занятий; - пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов; - совершенствование, тонкой и общей моторики; - формирование связной речи; - системный контроль над грамматической правильностью речи детей, как на занятиях, так и в процессе всех режимных моментов; - включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Этот методический материал воспитатели используют на занятиях, при знакомстве детей с новыми словами, уточнении их значений, активизации их в собственной речи детей, берут его за основу для проведения речевых упражнений, что способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки, закрепляются воспитателем не только во время занятий, дидактических игр, но и во всех режимных моментах. Воспитатель работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, без чего нельзя ввести его в самостоятельную речь ребёнка. Работа воспитателя по развитию речи, во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков.

Важное внимание в рамках взаимодействия в работе логопеда и воспитателя в нашем доме ребёнка уделяется профилактической работе по коррекции речевых нарушений. Одним из аспектов этой работы, является создание логопедами и воспитателями в группе такой предметно-коррекционной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. С этой целью в группах мы, при участии воспитателей, создаём коррекционные, сенсорно-речевые уголки. Контролируем соответствие развивающей среды возрастным и речевым потребностям детей, даём рекомендации воспитателям по её обогащению.

Данный комплексный подход к организации взаимодействия в работе логопеда и воспитателя, а так же всех специалистов в нашем доме ребёнка, позволил нам добиться определённых успехов и стабильной положительной динамики в психическом и речевом развитии детей.

При ежегодном подведении итогов коррекционно-логопедической работы нами отмечается, что более половины детей, около 60% составляют дети с улучшением в речевом развитии. Значительного улучшения в речевом развитии достигают примерно 35% детей и всё же, не смотря на проводимую комплексную коррекционно-педагогическую работу, около 5% от общего числа, составляют дети с минимальным улучшением, или вовсе без видимых улучшений в речевом развитии, это дети с тяжёлым органическим поражением ЦНС многомерной этиологии. В дальнейшем мы планируем искать новые, ещё более эффективные подходы, методы, формы коррекционно-речевой работы, с целью оказания максимальной помощи и данной категории детей.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Научно-методический журнал Логопед. №2 2008. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

2. Научно-методический журнал Логопед. №3 2009. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2004.

5. Жукова Н.С., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

6. КопыловаЛ.В., ПеретягинаА.Г., ПодкидышеваТ.Г. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. Пермь, 2007.

7.Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению ОНР.// Логопед в детском саду, 2004,№ 1.

8.Тоценко Е.Д. Некоторые аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР.// Логопед в детском саду, 2004, № 2.

9. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. М., 2005.

Желаем успехов!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2020 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service