|
Организация взаимодействия в работе логопеда и воспитателя в рамках речевой работы с детьми
с задержкой психического и речевого развития в условиях дома ребёнка (из опыта работы).
Аксёнова А.С., логопед высшей категории,
Климова Е.И., логопед высшей категории,
ГУЗ города Москвы “Дом ребёнка №20 для детей с органическим поражением Центральной нервной
системы с нарушением психики УЗ ЮВАО города Москвы.
Вопрос взаимодействия в работе логопеда и воспитателя рассматривался такими ведущими
специалистами как: Л.Н. Павлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т. А.
Ткаченко, Н.В. Нищева и другими учеными и логопедами-практиками.
Мы хотим
представить свой опыт работы по организации данного взаимодействия, применительно к условиям
дома ребёнка.
В нашем доме ребёнка воспитываются дети от рождения до 4 лет с различными патологиями в
развитии. Каждый год, из общего числа детей, наибольший процент составляют дети с задержкой
психического, моторного, доречевого и речевого развития различной степени. Это более 70% от
общего числа детей (в эту группу входят дети с последствиями перинатального поражения центральной
нервной системы различного генеза, синдромом двигательных нарушений, синдромом гипервозбудимости,
соматически ослабленные дети, дети с синдромом Дауна…). Около 20% составляют дети с системным
недоразвитием речи (это дети с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости, ДЦП, синдромом
Дауна, нарушением зрения, слуха, ранним детским аутизмом…). Приблизительно 10% - дети с общим
недоразвитием речи различных уровней (в эту группу входят дети с синдромом гипервозбудимости,
синдромом дефицита внимания…). Около 5% составляют дети с множественными, тяжёлыми нарушениями
развития (ДЦП, микроцефалия, гидроцефалия, глубокая умственная отсталость, тяжёлые нарушения
зрения, слуха, генетические нарушения…).
Учитывая, что в доме ребёнка воспитывается столь разнообразный контингент детей по
медицинскому и юридическому статусу (дети, оставленные в родильных домах, подкидыши, дети,
изъятые из асоциальных семей). Перед нами, логопедами, каждый раз вставал вопрос, как наиболее
оптимально, качественно подойти к реализации задач по развитию речи, устранению речевых нарушений
у наших детей. Используя, на протяжении ряда лет, различные методы и приёмы,
мы,
конечно, добивались определённых положительных результатов, но это не были те оптимальные
результаты, к которым мы стремились, и в итоге мы пришли к тому, что только комплексный подход в
речевой работе с детьми позволяет достигнуть наиболее значимых результатов.
Данный подход, которым мы руководствуемся в своей работе, предполагает сочетание
коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех
сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоровление
организма ребёнка в целом.
В коррекционно-педагогической, а в её рамках и речевой работе с детьми, стараются
принимать участие, в рамках своей профессиональной деятельности, все специалисты дома ребёнка:
врачи, старший воспитатель, дефектолог, психолог, воспитатели групп, музыкальный работник,
специалист по физическому воспитанию, массажисты. Когда мы начинали эту работу, приходилось
неоднократно проводить разъяснительные беседы с персоналом дома ребёнка, объясняя значимость
тесного взаимодействия между специалистами, вырабатывая принципы и формы этого взаимодействия. В
этой связи мы говорили о том, что каждый специалист, безусловно, выполняет своё направление
работы, несёт ответственность за свой участок, но должен действовать не обособленно, а
осуществлять двустороннюю связь с другими специалистами дополняя, углубляя взаимовлияние.
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка в русле единого комплекса
коррекционно-педагогической работы, в создании вокруг каждого ребёнка единого
коррекционно-развивающего пространства, направленного на коррекцию психических и речевых
нарушений. Постепенно коллектив специалистов нашего дома ребёнка пришёл к тому, что теперь
коррекционно-педагогическая работа носит согласованный, комплексный характер и строится на
основе общих педагогических принципов.
Начинается коррекционно-педагогическая, а в её русле и речевая работа с детьми в
условиях нашего дома ребёнка, с деятельности внутренней, созданной специалистами внутри дома
ребёнка и утверждённой главным врачом дома ребёнка медико - педагогической комиссии (в дальнейшем
МПК). Её основная цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные
коррекционно-развивающие условия для детей с нарушениями речевого и психофизиологического
развития, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Особенность в работе нашей внутренней МПК состоит в том, что в её работе принимают участие
все ведущие специалисты дома ребёнка: главный врач, врачи педиатры, врач невропатолог, логопеды,
дефектолог, психолог, старший воспитатель, воспитатель группы. Дополнительно мы, в случае
необходимости, приглашаем следующих специалистов: музыкального руководителя, педагога по
физическому воспитанию, специалиста по массажу.
Работа МПК носит согласованный,
комплексный характер и строится на основе общепедагогических принципов.
Первичная МПК проводится нашими специалистами спустя некоторое время (период адаптации)
после поступления ребёнка в учреждение. В дальнейшем МПК проводятся регулярно, по эпикризным
срокам, а так же, в случае особой необходимости. На первичной МПК логопед представляет ребёнка,
демонстрируя его знания умения и навыки в ходе занятия с ребёнком, доводит до сведения всех
специалистов результаты диагностического обследования. Затем каждый специалист докладывает своё
заключение о ребёнке: главный врач говорит о причинах поступления данного ребёнка в учреждение,
даёт справку о раннем анамнезе, если таковой имеется; врач педиатр сообщает о соматическом
статусе ребёнка, о диагнозе; врач невролог описывает его неврологический статус; психолог и
дефектолог сообщают о результатах психолого-педагогического обследования; старший воспитатель и
воспитатель группы рассказывают о своих наблюдениях за поведением ребёнка в группе, в период его
адаптации. Каждый из специалистов высказывает мнение о прогнозе развития ребёнка, даёт
рекомендации. Представленные заключения обсуждаются, составляется коллегиальное заключение,
систематизируются рекомендации. Особые мнения фиксируются в заключениях специалистов.
По результатам проведённой комиссии мы составляем индивидуальную
программу реабилитации и развития ребёнка, с учётом его личностных особенностей. Целью
индивидуальной реабилитационной программы
является выработка наиболее оптимального пути развития, коррекции и
социальной адаптации ребёнка в имеющихся условиях. На основе данной индивидуальной
реабилитационной программы каждый специалист планирует своё направление в
медико-коррекционно-педагогической работе с ребёнком, участвует в выработке единых требований при
решении коррекционно-педагогических задач, стремится к достижению оптимального результата.
По результатам
медико-коррекционно-педагогической работы с ребёнком к эпикризному сроку, или по мере
необходимости логопедом, психологом, дефектологом проводится диагностика динамики психического и
речевого развития ребёнка за прошедший период. Результаты данного диагностического обследования
опять выносятся на внутреннюю МПК дома ребёнка. Где оценивается с одной стороны уровень динамики
психического и речевого развития ребёнка за прошедший период, а с другой стороны эффективность
работы всех специалистов по реализации индивидуальной реабилитационной программы данного ребёнка.
Обсуждаются направления дальнейшей работы, выявляются и анализируются причины недостаточной
динамики в психическом и речевом развитии ребёнка (если таковые наблюдаются). Это могут быть как
объективные (болезнь ребёнка, длительная госпитализация), так и субъективные причины: изначально
завышенная оценка уровня знаний, умений и навыков ребёнка, недостаточно продуманные методы и
приёмы, не в полной мере учёт индивидуальных особенности ребёнка и другие. В результате
проведённого анализа вносится (если это необходимо), корректировка в индивидуальную
реабилитационную программу ребёнка и намечаются пути дальнейшей работы всех специалистов по
коррекции имеющихся психических и речевых нарушений, его реабилитации и социализации в условиях
дома ребёнка.
Как уже говорилось ранее, для полноценного личностного и в частности речевого развития
малыша в условиях нашего дома ребёнка, осуществляется взаимодействие всех специалистов и в
первую очередь логопеда и воспитателя группы, в которой находится ребёнок. Поэтому остановимся
более подробно
на этом виде взаимодействия между логопедом и
воспитателем в рамках речевой работы с детьми с задержкой психического и речевого развития.
Организовать на оптимальном уровне координированную работу логопеда и воспитателя с
детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, в условиях дома ребёнка нам было довольно
сложно. В силу разных объективных и субъективных причин: отсутствие у воспитателей
достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки
своей роли в преодолении недостатков речевого развития, привычного стереотипа в работе.
Поэтому, в рамках данной
деятельности, и для устранения данных причин, мы используем следующие формы связи между логопедом
и воспитателем. Личные контакты, беседы, консультирование педагогов по результатам
диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это
вопросы, связанные с методами коррекции). Практические семинары, медико – педагогические
советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель), совместное
планирование работы, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы. Совместная
подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия,
из которых воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, с учетом речевых
проблем каждого ребенка, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по
формированию речи). Оформление методических копилок, памяток, рекомендаций в соответствии с
годовым планом коррекционно-воспитательной работы.
Для повышения эффективности коррекционно-образовательной работы, оптимизации организационных
аспектов деятельности логопеда и воспитателей и создания для детей наиболее комфортных условий,
мы, по согласованию со всеми ведущими специалистами дома ребёнка, и в рамках действующего режима,
решили изменить существующую форму организации детей в группах. Цель данных изменений -
максимально разделить детей на малые подгруппы, так, чтобы каждый специалист работал с
минимальной подгруппой детей.
Это
нам показалось необходимо сделать в связи с тем, что дети в условиях дома ребёнка вынуждены
постоянно, в течение 24 часов, находиться в коллективе из 10-12 человек. Это не лучшим образом
сказывается на микроклимате группы, на психо-соматическом состоянии каждого ребёнка и, как
следствие, на его развитии.
Наши изменения
состояли в следующем: в дневное время в группах работают два воспитателя, поэтому первая
подгруппа детей (4-5 человек) уходит на прогулку с одним воспитателем, другая подгруппа
(6-7человек) остаётся в группе с другим воспитателем. Из них, 1-2 ребёнка занимаются с логопедом,
1-2 ребёнка находятся на занятиях или на медицинских процедурах у других специалистов, 3-4
ребёнка занимаются с воспитателем. После занятий дети второй подгруппы выходят на прогулку.
Первая подгруппа детей возвращается с прогулки пораньше и с ними до обеда, так же проводятся
занятия с различными специалистами и медицинские процедуры. Таким же образом происходит
разделение детей на малые подгруппы и в вечернее время.
Данная организация по разделению детей на малые подгруппы поначалу встретила некоторое
сопротивление со стороны воспитателей, так как приходилось менять привычные стереотипы в работе,
когда одновременно все дети шли одеваться на прогулку, или мыть руки, или играть… . Но, по
прошествии определённого времени работы в новом режиме, всем стало очевидно, что в группах
улучшился микроклимат (дети стали более спокойны, меньше вступать в конфликты между собой и с
персоналом, капризничать). Воспитатели с большей эффективностью смогли проводить занятия и
режимные моменты, больше времени уделять индивидуальной работе с детьми. Такой режим работы в
группе позволил создать наиболее психологически комфортную среду для каждого ребёнка,
специалистам подобрать удобный режим работы с детьми и создать условия для повышения
эффективности коррекционно-образовательной, а в её контексте и речевой работы.
Следующим шагом в рамках организации взаимодействия между воспитателями и логопедом группы
по речевой работе с детьми, нами была разработана система совместной диагностики, и на её основе
совместного планирования индивидуальной коррекционной работы. Целью данной формы работы
является совместное преодоление речевых нарушений и всесторонняя коррекция не только речи, но и
тесно связанных с нею неречевых процессов и формирования личности ребёнка. Так как нарушения
речи, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно
влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении, личности в
целом. Ещё одним аспектом данной работы, является разделение функций логопеда и воспитателя,
исключение дублирования воспитателем занятий логопеда.
Данный вид взаимодействия между логопедом и воспитателем состоит в следующем. Нами были
разработаны диагностические - оценочные таблицы показателей психического и речевого развития
детей раннего и дошкольного возраста по таким линиям развития как: сенсорное развитие, развитие
импрессивной и экспрессивной речи, слухового внимания и фонематического слуха, мыслительных
процессов, продуктивных видов деятельности, развитие общих движений, игры и навыков. При
разработке данных таблиц мы опирались на диагностические методики следующих авторов: Г.В.
Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и
др. В этих диагностических таблицах мы отразили основные показатели психического и речевого
развития детей, соответствующие возрастной норме. Показатели предыдущего возрастного периода и
показатели следующего возрастного периода, что позволило определить степень отставания по той или
иной линии развития у ребёнка и наметить “зону ближайшего развития”, а так же, представить
поэтапное формирование тех или иных новообразований.
Ежемесячно мы, совместно с воспитателями, используя данные диагностические таблицы, проводим
оценку уровня и динамики психического и речевого развития детей группы в процессе коррекционной
работы. На основании полученных результатов вырабатываем единое согласованное направление в
коррекционно-речевой работе, составляем индивидуальные планы коррекционной работы логопеда и
воспитателя по устранению речевых нарушений у детей, имеющих задержку психического и речевого
развития. Данное планирование осуществляется, как в перспективных целях, так и для ежедневной
работы, что позволяет определить стратегию и тактику коррекционного воздействия на каждого
ребёнка, с учётом его уровня развития и индивидуальных особенностей.
В целях оптимизации содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности
логопеда и воспитателей, логопеды нашего дома ребёнка принимают непосредственное участие в
подборе речевого материала для занятий воспитателей по развитию речи, соответствующего
произносительным навыкам детей группы. С учётом того, что занятия воспитателя планируются в
соответствии с лексической темой. А их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия, мы
разработали “Методический (практический) материал для логопедов и воспитателей по речевой работе
с детьми 3-4г. жизни имеющими задержку психического и речевого развития в условиях дома ребёнка”
Данный методический
материал сгруппирован по 22 основным лексическим темам. Каждая лексическая тема структурирована
стандартно, и содержит в себе:
-
лексико-грамматический словарь, разделённый на два уровня сложности, что обеспечивает
индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку (1 подгруппа - дети третьего года
жизни; 2 подгруппа - дети четвёртого года жизни).
- подбор стихов для чтения, заучивания (двустиший, четверостиший);
- подбор загадок;
– подбор упражнений “пальчиковой гимнастики”;
- подбор логоритмических упражнений;
- подбор
физкультминуток;
– подбор рассказов из опыта ребёнка.
Данный материал помогает воспитателям в следующих аспектах:
- учёт лексической темы при проведении всех
занятий;
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей
лексической теме в процессе всех режимных моментов;
- совершенствование, тонкой и общей моторики;
- формирование
связной речи;
- системный контроль над грамматической правильностью речи детей, как
на занятиях, так и в процессе всех режимных моментов;
- включение отработанных грамматических
конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
Этот
методический материал воспитатели используют на занятиях, при знакомстве детей с новыми словами,
уточнении их значений, активизации их в собственной речи детей, берут его за основу для
проведения речевых упражнений, что способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых
навыков.
Отработанные логопедом на фронтальных и
индивидуальных занятиях речевые навыки, закрепляются воспитателем не только во время занятий,
дидактических игр, но и во всех режимных моментах. Воспитатель работает с детьми весь день и
имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, без чего нельзя
ввести его в самостоятельную речь ребёнка. Работа воспитателя по развитию речи, во многих случаях
предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу
для формирования речевых навыков.
Важное внимание в рамках взаимодействия в работе логопеда и воспитателя в нашем доме
ребёнка уделяется профилактической работе по коррекции речевых нарушений. Одним из аспектов этой
работы, является создание логопедами и воспитателями в группе такой предметно-коррекционной
среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей
детей, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. С этой целью в группах мы, при участии
воспитателей, создаём коррекционные, сенсорно-речевые уголки. Контролируем соответствие
развивающей среды возрастным и речевым потребностям детей, даём рекомендации воспитателям по её
обогащению.
Данный комплексный подход к организации взаимодействия в работе логопеда и воспитателя, а
так же всех специалистов в нашем доме ребёнка, позволил нам добиться определённых успехов и
стабильной положительной динамики в психическом и речевом развитии детей.
При ежегодном подведении итогов коррекционно-логопедической работы нами отмечается, что
более половины детей, около 60% составляют дети с улучшением в речевом развитии. Значительного
улучшения в речевом развитии достигают примерно 35% детей и всё же, не смотря на проводимую
комплексную коррекционно-педагогическую работу, около 5% от общего числа, составляют дети с
минимальным улучшением, или вовсе без видимых улучшений в речевом развитии, это дети с тяжёлым
органическим поражением ЦНС многомерной этиологии. В дальнейшем мы планируем искать новые, ещё
более эффективные
подходы, методы, формы коррекционно-речевой работы, с целью оказания максимальной помощи и данной
категории детей.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Научно-методический журнал Логопед. №2 2008. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и
воспитателя.
2. Научно-методический журнал Логопед. №3 2009. Иванова О.Ф. Пути
оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.
3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи
/Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. - СПб., 2004.
5. Жукова Н.С., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
6. КопыловаЛ.В., ПеретягинаА.Г., ПодкидышеваТ.Г. Модель организации коррекционно-развивающего
сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. Пермь, 2007.
7.Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по
преодолению ОНР.// Логопед в детском саду, 2004,№ 1.
8.Тоценко Е.Д. Некоторые аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в логопедической группе
для детей с ОНР.// Логопед в детском саду, 2004, № 2.
9. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. М., 2005.
Желаем успехов!
| |