ЛОГОПЕД.ru

Звук [Ш].


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Коррекционная работа при замене звука Ш другими звуками.

Нарушения произношения, при котором происходит замена звука ш другим звуком называется парасигматизмами. Встречаются губно-зубной, призубный, свистящий и шипящий парасигматизмы.

Губно-зубной парасигматизм.

При этом нарушении звук ш заменяется звуком ф: шапка - "фапка", машина - "мафина", душ - "дуф". Это происходит потому, что, в отличие от нормы органы артикуляции при губно-зубном сигматизме занимают следующее положение: верхние зубы сближены с нижней губой и образуют щель, через которую проходит воздушная струя, язык оттянут назад и практически не участвует в образовании звука. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как узкая и холодная.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; прогнатия ( нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед ), вялость мышц передней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и ф, используя картинки. Проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз-вверх, подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от звука с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков ш и ф.

Призубный парасигматизм.

Этот вид нарушения характеризуется следующей особенностью произношения: звук ш заменяется в речи ребенка звуком т: шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут". При этом губы занимают нейтральное положение, язык смыкается с альвеолами за верхними резцами, спинка языка опущена вниз, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как толчкообразная, а не плавная, как должно быть в норме.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение физического слуха; закрытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и т, используя картинки-символы; различать на основе тактильных ощущений звуки ш и т по воздушной струе (при ш - длительная, при т - толчкообразная). Также проводятся упражнения для выработки длительной направленной воздушной струи; положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается звук с.

Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные (осязательные) ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации обязательна дифференциация (различение) звуков ш и т.

Свистящий сигматизм.

Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". В отличие от положения, характерного для нормального произношения звука ш, в этом случае органы артикуляции занимают положение, характерное для нормального произношения звука с: губы растянуты в легкую улыбку, зубы сближены и слегка обнажены, язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка, боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Возможные причины искажения звука: снижение слуха или нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап коррекционной работы. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с и ш, используя картинки-символы; дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении звуков с и ш (при с - холодная струя, при ш - теплая). С помощью специальных упражнений отрабатывают движения широкого языка вверх, к передней части твердого неба, добиваются чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; чередования движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание ребенка на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации работа над звуком заканчивается этапом дифференциации (различения) звука ш и звука-заменителя - с.

Шипящий сигматизм.

При этом нарушении звучание сходно со звучанием смягченного звука ш: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ". В отличие от нормальной артикуляции, в этом случае губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение слуха; прогения (нарушение прикуса, при котором передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед).

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатываются способность сопоставлять и различать на слух звуки ш и щ. С помощью упражнений достигается умение поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш. Затем добиваются этого умения уже без механической помощи.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков ш и щ.

Желаю удачи!

 

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service