ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Конспект открытого индивидуального коррекционного занятия (средняя группа) “Путешествие в сказку” с использованием увлекательных игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]”.

Поликарпова З.В., учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи государственного учреждения образования ГУО “Ясли - сад №10 г. Пружаны”.

Индивидуальное занятие 

с использованием игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]

«Индивидуальное занятие с использованием игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Тема: “Путешествие в сказку” с использованием увлекательных игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]”.

Цели:

-Развитие движений органов артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

-Воспитание правильного произношения звука [р], в слогах, словах и фразовой речи.

-Развитие фонематической стороны речи, слоговой структуры слова.

2. Коррекционно-развивающие:

-Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.

3. Воспитание интереса к занятию, позитивного взаимоотношения к сказочным героям: строгой Мальвине и порой неумелому и невоспитанному Буратино.

Оборудование: индивидуальное или настенное зеркало, профиль звука [р], ватные палочки; ватный или поролоновый мячик, футбольные ворота; паровозик, деревья, дом, букет цветов, цветы: ромашка, роза. астра; ирис. нарцисс; игрушки: крокодил Гена, Чебурашка, лошадка и др.; предметные картинки: рак, тигр, пулемётчик, машина, дятел, барабанщик; картинки с наличием в словах звука [р ]; стол, стулья, доска, указка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

“Подари улыбку” и тепло рук – “тёплые ладошки”.

2. Постановка цели занятия.

Отгадай загадку.

Ползёт наоборот, задом наперёд.

Всё под водой хватает клешнёй (Рак)

- Услышь первый звук в слове? [р]. Это песенка тигра.

- Постараемся правильно произносить звук [р].

- Рассмотри картинку и скажи, где находится язычок для звука [р].

-Что делают губы?

-Поможем язычку правильно разговаривать, произносить звук [р]. Сделаем зарядку для пальчиков и язычка.

3. Артикуляционная гимнастика.

3.1. Игровые упражнения для появления звуков Р, РЬ.

а. Упражнение “Весёлый дождик”

Цель: развитие движений кончика языка и подвижности пальцев рук.

-Поиграем с пальчиками и языком. Выговаривай твёрдо звуки [т - д], как будто капли дождя устремляются вниз и шлёпаются на землю.

б. Упражнение “Необычная песенка”.

Цель: выработка подъёма языка вверх.

-Нас навестили Чебурашка и крокодил Гена. Они хотят спеть свою песенку со слогом да, чтобы поупражнять в подъёме язычка за верхние зубы. Присоединяйся к ним, споём песню все вместе чётко повторяя слоги:

да – да - да, до – до - до, ду – ду - ду, ды – ды - ды;

затем ра – ра - ра, ро – ро - ро, ру – ру - ру, ры – ры - ры и выполняй инструкцию.

Инструкция:

-широко открой рот, следи, чтобы промежуток между зубами сохранялся

-Дирижируем и в тоже время продолжаем петь песенку.

Звучит мелодия песни.

в. Упражнение: “Пулемёт строчит”.

Цель – тренировка подъёма и укрепления мышц языка.

-Представь себе, что ты солдат, у которого воинственное настроение. Попробуй пострелять медленно, твёрдо произнося звук [д]: д – д - д

-А теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился сильнее: д – д - Д.

г. Упражнение “Машина буксует”.

Цель – отработка удержания кончик языка у альвеол и восприятие

ощущений его вибрации.

-Машина застряла в канаве, буксует и не может выехать: дззз – джжж.

Машина выехала – значит, ты ей хорошо помог.

3.2. Упражнения для выработка подвижности кончика языка.

а. Упражнение “Песня дятла”

Мы раньше играли в дятла, который добывает себе корм, стуча по дереву своим крепким носом. А вот знаешь ли ты, что дятлы умеют петь? Да-да, охраняя свою территорию, дятел поёт. Вот так: дрр – дрр - дрр. Но другой дятел не знает, как поётся эта песенка, помоги ему спеть его незамысловатую песенку. Спев её, ты поможешь не только дятлу, но и своему язычку – научишь его дрожать. Повторяй: дрр – дрр – дрр!

б. Игровое упражнение “Лошадка”.

Я приглашаю тебя поиграть с лошадкой. Представь себя всадником. Дёрни за поводок, чтобы лошадка поехала: “Ну”. Скачет лошадка, звонко цокает копытами (поцокай языком, подражая стуку копыт). Останови лошадку возгласом “Тррр!”, дёргая её за уздечку, и тогда кончик языка научится хорошо дрожать.

в. Упражнение “Барабанщик”.

Цель: выработать чёткие движения кончика языка, его вибрацию. Закрепление артикуляции звука [р].

Поиграем на барабане. Его песня ТРА – ТРА – ТРА! ТРО – ТРО – ТРО! ТРУ – ТРУ – ТРУ! ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ!

Ну-ка попробуй – звонко, громко, весело, чётко – поиграй на инструменте, сопровождая игру движениями рук.

4. Упражнения на дыхание.

Для того, чтобы звук [р] звучал красиво, нужна сильная воздушная струя. Если воздушная струя слабая, во рту не образуется давление, вызывающее вибрацию (дрожание) кончика языка. Поиграй, потренируй своё дыхание.

а. Упражнение “Забей мяч в ворота”.

Чтобы научиться произносить трудный звук [ р] нужно взять

поролоновый мячик, положить перед футбольными воротами и забивать гол плавной струёй воздуха; позже резкой, отрывистой струёй воздуха.

2 способ. Чтобы звук [р] звучал чётче, поиграй по-другому. Голы забивай с “лопаточки”.

б. Упражнение “Фокус”

Сейчас ты будешь фокусником. Я тебя научу показывать фокусы на дыхание с шариком.

Вытяни губы в трубочку; затем сделай лопаточку из языка и плавно выдыхай на шарик.

Фокус второй: держи шарик у носа, подними язык к верхней губе;

-выдыхай резко на кончик языка; шарик красиво отлетает вверх. Старайся! Этот фокус поможет кончику языка завибрировать.

5. Мы делали зарядку для языка, а сейчас поиграем стоя. Нужно подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, если в слове услышишь звук Р: “Поймай звук”.

-“Определение первого гласного звука в слове”

6. Закрепление произношения звука [р] в словах, деление слов на слоги.

-Кирилл, ты любишь путешествовать? Давай отправимся с тобой в интересное путешествие в сказку на волшебном поезде. Но поезд отправится только тогда, когда ты выполнишь следующее игровое задание: “Каждой картинке своё место”.

В первый вагон нужно поместить картинки, в которых один слог, во второй вагон картинки, в которых - два слога, в третий – три слога.

Ты молодец, быстро справился с заданием.

Паровоз отправляется, даёт сигнал: “у-у-у”, движется по группе. По сигналу “поезд поехал”, ребёнок с педагогом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, идут друг за другом, произнося “т-т-т” и подражая стуку колёс. Дойдя до станции, поезд делает остановку.

7. Посмотри, куда мы приехали? (на лесную поляну).

Здесь живёт одна девочка, угадай кто?

Эту девочку мы знаем, 
От всех кукол отличаем,

С голубыми волосами 
И красивыми глазами. 
Она вежлива была, 
В домике в лесу жила 
И учила Буратино, 
Эта девочка-... (Мальвина.) 

Инсценировка “Мальвина учит Буратино”

Педагог. Девочка с голубыми глазами стояла у школьной доски и ждала Буратино.

Педагог. Здравствуй, Мальвина. Мы проезжали мимо, решили заехать к тебе в гости и очень рады тебя видеть. Проходите, пожалуйста, садитесь.

Мальвина. Здравствуйте и я тоже рада вас видеть. Проходите, пожалуйста, садитесь.

Мальвина (с досадой). Но где же Буратино?

-Опять опаздывает!

Появляется, подпрыгивая весёлый Буратино, садится за стол, подвернув ногу под себя.

Мальвина в недоумении разводит руками, соображая как поступить дальше.

Мальвина (строго). Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол.

Буратино (в отчаянии). Вот так попал.

Мальвина. Сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь.

А сейчас займемся грамотой. (Берёт указку.) Будем учить [р].

Буратино. Я…, я…, я… ещё не готов.

Педагог. Буратино совсем растерялся. Не волнуйся Буратино, у тебя всё получится. Нужно выполнить следующее задание: зачеркнуть все неправильные буквы Р.

8.Автоматизация звука [р] в чистоговорках.

-Мальвина очень любит цветы. Посмотрите, какой красивый букет стоит на столе. Поиграем все вместе. Нужно придумать конец предложения и найти нужные цветы, поместить их в букет.

Ра - ра - ра – в букете есть …астра.

Ро – ро - ро, за – за - за -и красивая … роза.

Ир – ир - ир, ис – ис - ис- там же есть…ирис

-Какие цветы вы ещё знаете, найдите их.

Мальвина угощает своих гостей.

9. Рефлексия.

-Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться. Пригласим Мальвину и Буратино в детский сад.

-Тебе понравилось путешествие?

-Вспомни и скажи, какой звук мы учились произносить во время нашего путешествия в сказку.

-Где был язычок, когда произносили звук [р].

Похлопаем в ладоши. Всем спасибо. До свидания.

Желаем успеха!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service