ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Конспект фронтального занятия для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи “Винительный падеж существительных единственного числа”.

Клыгина С.Б., учитель-логопед, г. Тольятти, МБУ детский сад № 69 "Веточка".

Тема: Винительный падеж существительных единственного числа.

Цель: Учить правильно употреблять существительные единственного числа

в винительном падеже.

Задачи: 1) обучение различению одушевлённых и неодушевлённых

существительных единственного числа в винительном падеже;

2) обучение изменению начальной формы существительных, ставя их

в винительный падеж;

3) закрепление навыка составления простых распространённых

предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме;

4) закрепление умения вычленять в предложении предмета

сообщения и предиката, т. е. того, что сообщается о предмете;

5) закрепление понятий “предложение”, “слово-предмет”,

“слово-действие”;

6) развитие у детей поисковой деятельности на выбор языковых

средств посредством ассоциативных словесных игр и игры типа

“семантические абсурды” (“Путаница”);

7) развитие диалогической речи;

Оборудование: сюжетная картинка “Животные и птицы осенью”;

модель-схема для составления предложений; предметные

картинки: птицы, юг, заяц, мех, белка, грибы, ёж, нора,

берлога, медведь; сюжетные картинки с закрытой частью

“Мама моет…”, “Мальчик держит…”; стихотворение

“Собрались и полетели” Е. Головина и рассказ “Осенью”.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Ассоциативная словесная игра “Назови слова”.

Л.: Давайте вспомним и назовём слова об осени. Это могут быть и слова-предметы и слова-действия, я начинаю – дождь. Кто продолжит?

Д.: опадают, не греет, тучи, листья и т. д. (кто правильно называет слово садиться на место и получает балл-косточку на счётах).

2. Ввод в тему.

Л.: Сегодня мы с вами будем рассказывать о том, что делают животные и птицы осенью. (Выставляется сюжетная картинка “Звери и птицы осенью”).

3. Изучение нового материала.

1) Рассматривание сюжетной картины “Звери и птицы осенью”. Отыскивание и называние живых и неживых предметов.

Л.: На этой картине нарисованы разные предметы: живые и неживые. Как мы спрашиваем про живые предметы?

Д.: Кто это?

Л.: Найдите их на картине, спросите про них и назовите их.

Д.: Кто это? Медведь. Кто это? Заяц. И т. д.

Л.: А как мы спрашиваем про неживые предметы?

Д.: Что это?

Л.: Найдите неживые предметы, спросите про них и назовите их.

Д.: Что это? Дерево. Что это? Дупло. И т. д.

Л.: Если я спрошу “Что вы видите?”, вы должны будете называть живые или неживые предметы?

Д.: Неживые.

Л.: А если я спрошу “Кого вы видите?”, какие вы должны называть предметы: живые или неживые?

Д.: Живые.

Л.: Итак, слушайте вопрос внимательно и отвечайте полным ответом. Что вы

видите?

Д.: Я вижу пенёк. Я вижу куст. И т. д.

Л.: Кого вы видите?

Д.: Я вижу медведя. Я вижу ежа. И т. д.

2) Употребление существительных в винительном падеже, закрепление работы по составлению предложений из 3-х слов по предметно-графической схеме с использованием предметных картинок .

Л.: А теперь давайте составим предложения о том, как звери и птицы осенью готовятся к зиме по нашей схеме. (Выставляется модель-схема предложения).

Сколько слов должно быть в предложении?

Д.: Три.

Л.: Покажите на схеме, где должно стоять слово-предмет, о котором вы будете говорить.(Дети показывают).

А где должно быть слово-действие, которое рассказывает о предмете. (Дети показывают).

Для составления предложений, я вам приготовила картинки. Назовём некоторые из них. Что это?

Д.: Нора, берлога, грибы, юг, мех.

Л.: Выбирайте по 2 картинки, необходимых вам для составления предложения, заполняйте схему и “прочитайте” своё предложение.

(Каждый ребёнок выбирает необходимые ему картинки, подставляет их в схему, озвучивает своё предложение, подсчитывает количество слов в предложении, выделяет слово-предмет и слово-действие в своём предложении).

Примерные предложения:

Белка сушит грибы.

Заяц меняет шкурку.

Ёж делает норку.

Медведь ищет берлогу.

Птицы улетают на юг.

4.Физ.минутка.

А) Речь с движениями:

Л.: Дети превращаются в птичек. “Летайте” и говорите слова.

Птички летели, (дети хаотично перемещаются по

На ветки сели, комнате и “машут” руками)

Сели, посидели. (садятся на корточки)

Дальше полетели. (“летают” по комнате)

Б) “Семантические абсурды”. И. “Путаница” (с мячом) на нахождение несоответствия в содержании речевого сообщения, преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.

Л.: Исправьте предложение, если услышите, что в нём что-то неправильно.

Гриб сушит белку.

Шкурка меняет зайца.

Норка делает ёжика.

Берлога ищет медведя.

Заяц ловит лису.

Дети исправляют предложения.

В) Пальчиковая гимнастика “Птички”.

Л.: Вспомним пальчиковую гимнастику про птичек.

Дети делают упражнение и проговаривают слова.

Эта птичка-соловей (дети загибают по одному пальцу на обеих

Эта птичка- воробей, руках, начиная с большого)

Эта птичка-совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка-свиристель,

Эта птичка-каростель,

Эта птичка-злой орлан. (машут, сложенными накрест, руками)

Птички, птички, по домам. (машут руками и бегут на свои стульчики)

5.Закрепление нового материала.

Ассоциативные словесные игры.

1) И. “Отгадай” - рассматривание сюжетных картинок с закрытой частью и составление предложений по схеме, придумывая последнее слово.

Л.: Составьте предложение по этой картине и нашей схеме (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью, в модели-схеме на место последнего слова ставится “?”). Внимательно слушайте вопрос. Отгадайте, кого моет мама?

Дети дают несколько вариантов ответов:

Мама моет ребёнка.

Мама моет брата.

Мама моет котёнка. И т. д.

Л.: Что моет мама?

Д.: Мама моет чашку. Мама моет посуду. Мама моет пол. И т. д.

Л.: Кого несёт мальчик? (предъявляется сюжетная картинка с закрытой частью).

Д.: Мальчик несёт собаку. Мальчик несёт сестрёнку. И т. д.

Л.: Что несёт мальчик?

Д.: Мальчик несёт сумку. Мальчик несёт игрушку. И т. д.

2) И. “Подскажи словечко”.

А) Л.: Я читаю стихотворение, в котором не хватает некоторых слов. Догадайтесь каких и подскажите мне.

Собрались и полетели

Птицы в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь …(берлогу).

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в …(дупло).

Б) Л.: Я читаю рассказ, а вы подсказывайте слова, которых не хватает в предложении.

Осеннее солнце светит неярко и греет слабо. Осенью тёмные тучи закрывают … . Из них моросит холодный осенний … . С деревьев осыпаются пожелтевшие … . Птицы улетают в тёплую … . Звери меняют летнюю … . Белка наколола на ветку … . Под старой елью медведь устраивает себе … .

6. Итог.

1) Задание-тест на различение именительного и винительного падежей (по предметным картинкам для составления предложений).

Л.: Подумайте и скажите правильно.

Что это? Кто это? Что нарисовал художник?

Кто это? Кого нарисовал художник?

Д.: Нора – нору.

Белка – белку.

Ёж – ежа.

Медведь – медведя.

Берлога – берлогу.

2) Л.: Чему вы сегодня научились? Что вечером расскажите маме?

Д.: Я научился правильно отвечать на вопросы и находить живые и

неживые предметы. И т. д.

Л.: Давайте подсчитаем косточки. (дети считают количество косточек, набранных на занятии и определяют победителей).Спасибо за занятие, можете быть свободны.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service