ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Школа молодого логопеда на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация предлогов и приставок» 4 класс.

Васильева Э.Г., учитель-логопед, ЧС(К) начальная школа – детский сад №3 «Надежда» Министерства образования и Молодежной политики Чувашской республики.

  • Скачать презентацию к занятию.

    Задачи:

    Образовательные.

    1. Закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге.
    2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

    Развивающие.

    1. Пополнять и активизировать словарный запас через подбор прилагательных, овладение учебной терминологией по теме занятия.
    2. Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
    3. Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
    4. Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста.

    Воспитательные.

    1. Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.
    2. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
    3. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    (У учащихся на партах - карточки с записанными на них словами)

    Учитель: Прочитайте и назовите предлоги.

    Учащиеся: через лес – предлог через, с братом – предлог с, у школы – предлог у, перед окном – предлог перед, из коробки – из, в машине – в, за братом – за, поливает – в этом слове нет предлога.

    Учитель: Нет предлога?! Что тогда в нем есть?

    Учащиеся: приставка

    Учитель: Назовите приставку.

    Учащиеся: по.

    2. Сообщение темы занятия. (слайд 1)

    Учитель: Сделайте вывод, какая тема сегодняшнего занятия?

    Учащиеся: приставки и предлоги.

    Учитель: Верно. Сегодня на занятии мы будем учиться отличать предлог от приставки, тренировать внимание и память, но необычным образом. Мы отправимся в царство Грамматики.

    Учитель: Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки?

    Учащиеся: чтобы правильно и без ошибок писать.

    3. Повторение ранее полученных знаний.

    Учитель: Что такое предлог?

    Учащиеся: это слово.

    Учитель: Для чего нужен предлог?

    Учащиеся: для связи слов в предложении.

    Учитель: Как пишется предлог с другими словами?

    Учащиеся: раздельно. (слайд 2.1)

    Учитель: Что такое приставка?

    Учащиеся: приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    Учитель: Как пишется приставка со словами?

    Учащиеся: слитно.(слайд 2.2)

    Учитель: Итак, отправляемся в царство Грамматики (слайд 3)

    Царство Грамматики.

    4. Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки.

    Учитель: Царица Грамматики прислала нам письмо с заданиями.

    Царица Грамматики.

    1. Работа со словом.

    Учитель: Прочитайте слова. (слайд 4)

    Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

    (за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом

    Учитель: Как это можно сделать?

    Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.

    Учитель: Проверим: (за)горой, попробуем вставить слово-признак (за большой горой).

    Сделайте вывод, что такое за – приставка или предлог?

    Учащиеся: за – это предлог, потому что можно вставить слово: за большой горой, пишется отдельно.

    Учитель: Следующее слово: (за)бежать, попробуем вставить слово.

    Учащиеся: ничего не получается, значит за – приставка, пишется слитно.

    (далее аналогично со всеми словами).

    Учитель: Назовите из этого упражнения слова с приставками.

    Учащиеся: забежать, свернула, нарезать, влетел.

    Учитель: Назовите слова с предлогами.

    Учащиеся: за горой, с крыши, на конверте, в дом.

    Учитель: Первая парта будет запоминать и записывать слова с приставками, а вторая парта с предлогами. Даю вам время на запоминание, по моей команде в тетради записываем. Не забудьте выделить приставки и подчеркнуть предлоги. Время пошло…

    Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли записали слова.

    Молодцы, вы все справились с заданием Царицы Грамматики.

    Повторим еще раз, как отличить приставки и предлоги?

    2. Упражнение на логическое мышление.

    Учитель: Чем отличаются фигуры справа от фигур слева? (слайд 5)


    «»
    Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

    3. Работа со словосочетанием.

    Учитель: Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами. (слайд 6)

    (с)катился (с)горы

    (по)бежали (по)дорожкам

    (про)читал (про)машины

    Учитель: Проверим, как вы выполнили это задание.(слайд 7)

    Назовите слова с приставками.

    Учащиеся: скатился, побежали, прочитали.

    Учитель: Как записали приставки?

    Учащиеся: слитно.

    Учитель: Назовите слова с предлогами.

    Учащиеся: с горы, по дорожкам, про машины.

    Учитель: Как записали предлоги со словами?

    Учащиеся: отдельно.

    Учитель: Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения? Учащиеся: между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

    3. Составление предложения с одним из словосочетаний (из упр. 2) – устно.

    Физкультминутка. (слайд 8)

    4. Работа с предложением (текстом).

    Учитель: Прочитайте предложения. (слайд 9)

    (На)дворе была гора.

    (В)зале стоит душистая ёлка.

    Весь день (на)горе много детей.

    (На)ветках игрушки.

    (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

    Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Сколько рассказов можно составить из этих предложений?

    Учащиеся: 2.

    Учитель: О чем будет первый рассказ?

    Учащиеся: о горке.

    Учитель: Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу. Учащиеся: (На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей. Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

    Учитель: Как можно озаглавить рассказ?

    Учащиеся: Горка.

    Учитель: О чем второй рассказ?

    Учащиеся: о елке.

    Учитель: Прочитайте его.

    Учащиеся: (В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети..

    Учитель: Как назовем этот рассказ?

    Учащиеся: Ёлка.

    Учитель: Запишите, раскрывая скобки первый рассказ и второй рассказ. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

    (взаимная проверка).

    5. Подбор предлогов и приставок.

    Учитель: Спишите, вставляя по смыслу приставки и предлоги.

    …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

    Все ребята …бежали …льду …коньках.

    Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

    5. Подведение итогов.

    Учитель: Чему учились на занятии?

    Еще раз вспомним что такое приставка и предлог.

    Молодцы! Вы успешно справились с заданиями Царицы Грамматики.

    Кому было трудно?

    Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии. (слайд 10)

    Упражнения.

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

    …брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена.

    Все ребята …бежали …льду …коньках.

    Широкая дверь …перлась, …скрипела …удара …стену.

    Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги и выделите приставки.

    Нина (от)бежала (от)дерева и (по)бежала (по) аллее. Она (до)бежала (до)поаорота. Потом (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (по)бежала (к)беседке.

    Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание приставок и предлогов.

    На стройке.

    Нашему классу(об)ъявили (об)экскурсии (на)стройку. Мы стояли (у)(под)ъезда жилого дома и смотрели, кака идёт строительство нового (об)ъекта. (К)дому всё время (под)ъезжали грузовики. Они (при)возили готовые детали: стены, потолки. (На)площадке стояли (под)ъёмные краны. (На)наших глазах (вы)рос целый этаж.

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки.

    Набросился на врага. …кинула …плечи. …вёл …дело …конца. Ставил ведро …кран. …резал замок …дверь. …читал рассказ …конца. …гулял …парку. …ехал …станции. …рисовал …листке бумаги. …плела ленту …косу.

    Список используемых источников.

    1. Гнездилов М.Ф. Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. –М., 1956.

    2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб.: СОЮЗ, 2001.

    3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. -Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004.

    Желаем успеха!

  •  

    Сохраняйте свои силы и получайте быстрые результаты с помощью современных логопедических видеопособий!

    Поиск специалистов.

    Россия:
      Другие страны:
    А Б В Г Д Е Ё Ж 
    З И Й К Л М Н О 
    П Р С Т У Ф Х Ц 
    Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service