ЛОГОПЕД.ru

Раздел для специалистов.

 
 

Школа молодого логопеда на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Работа музыкального руководителя с детьми с синдромом Дауна.

Туссина О.П., Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение (ГДОУ) компенсирующего вида для детей с проблемами в развитии д/с №15 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

«Друзья не считают хромосомы».
Зигфрид Пушел.

Введение.

Синдром Дауна. Для обозначения умственной отсталости это слово давно стало нарицательным. Всего одна лишняя хромосома в наборе. В каждой семье возможна вероятность рождения такого ребёнка. Ежегодно, по данным В.Леви, в стране их рождается более двух тысяч. Таким детям присуща удивительная душевная аура. Даунята всегда добры, заботливы, ласковы и очень зависимы от взрослых, которые с ними общаются, их учат. Жан Ванье, великий подвижник нашего времени сказал, что такие люди необходимы человечеству, чтобы оно училось любить.

Многие дети с синдромом Дауна к пяти годам ( примерно в этом возрасте они чаще всего попадают к нам в детский сад) говорят очень плохо. Этот недостаток огорчает самих детей и их родителей. Часто встречаются у таких детей в раннем возрасте отиты, приводящие к ухудшению слуха. Ребёнок слышит звуки недостаточно точно. Поэтому у очень многих детей с синдромом Дауна слабая слуховая разборчивость. Малыш слышит только приблизительное звучание слов. Как же ему воспроизвести слово, если он не слышит его точно? Добавьте к этому вялось лицевых мышц, ответственных за речь.

От нас, педагогов, зависит очень многое. Надо постараться, чтобы малыш не только слышал, что происходит вокруг него, а также и видел, речь свою подкреплял жестами. А для этого необходимо много времени и терпения. Естественная жестикуляция помогает в трудных ситуациях. Дети с синдромом Дауна постигают язык жестов быстрее, чем значения слов. Позднее кроха начинает понимать, что при помощи слов можно сказать гораздо больше, чем жестами и тогда начинается постепенное отхождение от языка жестов. Здесь важна помощь грамотного логопеда и музыкального руководителя.

Для всех специалистов, работающими с даунятами, основной ценностью должно быть признание достоинства и значимости этих детишек, а первостепенной задачей — улучшение их жизни, ежедневно доказывая их абсолютную человеческую полноценность.

Занимаясь с такими детьми, мы можем проиллюстрировать все сказанное реальным примером. Для чего приведем несколько страничек дневника индивидуально-совместной деятельности с удивительно способной девочкой Ирой и её заботливой мамой.

Из дневника музыкального руководителя.

Ирочка — бесконечно добрая, внимательная, ласковая девочка с синдромом Дауна находилась у нас в саду два с половиной года. (Полгода в группе «Особый ребенок» и два года во вспомогательной группе).

На самом первом музыкальном занятии она, услышав звуки фортепиано, встала, замерев, широко раскрыв глаза, с огромным интересом следя за всем происходящим, впитывая в себя музыку. Всё ей было интересно, вызывало глубокий эмоциональный отклик. Когда же занятие окончилось, малышка отказывалась уходить из зала, уселась на пол, чтобы «никто её не вынес» и никакие уговоры не смогли её убедить покинуть зал. Так и началась наша индивидуально-совместная работа. Мы даже представить не могли, насколько неутомимым бывает такой ребёнок, если что-то очень нравится.

Музыка — это та основная и легкоусвояемая пища её души, которая питала Иришку и радовала, музыку она любила до самозабвения. Мама этой музыкальной девчушки, рассказывала, что бывали дни, когда дочка не хотела идти в садик, но как только становилось известно, что сегодня музыка — мигом преображалась и бежала к машине, чтобы скорее ехать. Когда же была больна, весьма огорчалась, что пропустила музыку.

Так удивительно прилежная, терпеливая Ирочка начала осваивать одну из самых сложных видов искусств — музыку.

С большим увлечением она могла рассказывать о прослушанной музыке. И очень огорчалась, когда замечала, что мы не всегда разбираем некоторые слова. Для большей выразительности подкрепляла свою речь жестикуляцией, подбирала синонимы, так ей было необходимо, чтобы её понимали полностью. Она считала это самым важным в общении с людьми.

Ирочка умела и любила слушать музыку. Этому очень трудно научить. Такая внутренняя культура складывается длительное время. Обычно проходят годы, пока сформируется потребность получать эстетическое наслаждение от прослушанных музыкальных произведений.

Когда звучала музыка, Ирина сидела, замерев, жадно впитывая каждый музыкальный звук, ей был важен каждый оттенок огромной музыкальной палитры чувств. Музыка смолкала. Ириша не сразу «возвращалась», а ещё некоторое время молчала, пребывая «там», в своём таинственном и непостижимом мире музыки. Через минуту просила, даже требовала: «Ещё, ещё сыграйте».

За время наших занятий сложился свой репертуар «самых любимых» песен и пьес. Их содержание самое разнообразное: это и 3 часть сонаты В. А. Моцарта A-dur и пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, пьесы Р. Шумана из «Альбома для юношества», «Парень с гармошкой» Г. Свиридова и многое другое.

Не раз Ира просила исполнить музыкальные произведения, прослушанные в прошлом году. Так список любимого репертуара постепенно расширялся. Особенно нравились Ире музыкально-дидактические игры по слушанию музыки, вопросы:

  1. «Какие ещё произведения этого композитора ты знаешь?»
  2. «Прослушай музыкальный фрагмент и скажи, какая мелодия прозвучала?»

Она всегда всё помнила и безошибочно называла композитора и название пьесы.

Пожалуй, труднее Ирине давались упражнения и музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма. Мы хлопали в ладошки, стучали в бубен. Выкладывали на столе карточки с ритмическим рисунком, играли в «Ритмическое лото», играли в «Эхо», слушали, закрыв глаза, и всё же четкость воспроизведения ритма была смазана. К нам приходили в гости Кукла и Щенок, Петрушка и Котёнок, а мы всё продолжали их обучать. Невозможно не удивляться терпению и настойчивости этого славного ребёнка.

Особой любовью у Иры пользовалась игра на детских музыкальных инструментах (триоле, металлофоне, треугольнике, ложках, маракасе). Она не только называла все эти инструменты, но и безошибочно определяла их тембр, знала основные приёмы игры на них. Самый любимый — glissando, звучное скольжение по всем нотам снизу вверх.

Что можно сказать о результативности наших занятий? Пожалуй, её не измеришь столбцами диаграмм и таблиц. Обучение музыке - сложнейший психический процесс. По нашему глубокому убеждению, самым важным в музыкально-коррекционной педагогике является воспитание жажды познания музыкального искусства, желание посредством музыкальных образов и звуков познавать мир. Мы убеждены, что этот ребёнок с синдромом Дауна принадлежит к разряду особо одаренных детей.

Без всякого сомнения, ребёнка с синдромом Дауна вряд ли примут в обычную музыкальную школу. А так хотелось бы продолжения живого общения этого ребёнка с миром музыки, самым волшебным и необходимым в деле коррекции инструментом.

Литература.

  1. Пушел З. «Человек с синдромом Дауна». - Москва, 1998.
  2. Пушел З. «Родителям детей с синдромом Дауна. К лучшему будущему». - Москва, 1999.
  3. Мастюкова Е., доктор мед.наук. «Медицинские, образовательные, социально-психологические мероприятия при синдроме Дауна». - Москва, 1997.
  4. «Если у вашего малыша синдром Дауна. Возможно, мы сможем помочь». Родители, члены Ассоциации Даун Синдром. - Москва, 1998.
  5. Прайс Е.М. «Как помочь вашему малышу с синдромом Дауна научиться говорить». - Москва, 1998.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  •  

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service