ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Пальчиковый игротренинг в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Цыганок И.Ю.,учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида № 156” г.Краснодара.

Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.
Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и
совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями,
тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии
мелкой моторики не нашли должного изучения.

Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручного
материала является эффективным способом развития следующих функций :

  • коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры,
    отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.
    Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие
    отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);
  • тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений
    пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с
    перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);
  • пространственно-образное мышление и творческие способности (поскольку
    речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое
    мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной
    нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у
    детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с
    мелкими предметами.)

Конечно же, основной целью использования нетрадиционных
материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики
рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют
дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим и
познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их
происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного
материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи.
Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют
выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного
организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым
использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные
основы хорошего здоровья, гармоничного развития.

Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Проведя аналитический сбор информации в нашем детском саду была
поставлена задача развивать моторные навыки с помощью пальчикового
игротренинга, при этом используя в нем разнообразные нетрадиционные
материалы.

Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 - 5 лет) у детей происходит
ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать
приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях
(например, во время еды и одевания), то тактильное знакомство с
предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения тем
видам деятельности, которые требуют более координированной работы
мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и
запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатся
поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате,
держать тремя пальцами карандаш (щепотью), поэтому предметы для
работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип -
помогать в развитии мелкой моторики рук.

Методика проведения игротренинга:

Материал с сайта www.logoped.ru
в начале недели логопедом с
детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием
нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования -
середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг
предлагается детям для переключения на другой вид деятельности,
повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с
предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет
достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на
развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в
коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры
головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно
связанные с речью.

*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение
слов, точность выполняемых движений с предметами).

Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в
процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход
обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно
выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечивая
предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее
в соответствии с детскими интересами.

Определив основное направление в работе, в группе была создана такая
пространственно - предметная среда, которая расширяла мир детей,
стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь
способствовали развитию мелкой моторики и координации движений
пальцев, готовила руку ребенка к письму. В группе созданы условия по
развитию мелкой моторики.

Уголок развития мелкой моторики. Фото 1.

«Уголок развития мелкой моторики. Фото 1.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
Уголок развития мелкой моторики. Фото 2.

«Уголок развития мелкой моторики. Фото 2.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Примерный перечень наполнения коррекционного уголка в группе:

Материал с сайта www.logoped.ru

*сухие бассейны со сменными наполнителями;

*пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами,
пуговицами;

индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой

гимнастики;

*зубные щетки;

*мячики-ежики;

*прищепки;

*дыхательные тренажеры;
*шнурки с узелками;
*эспандеры;
*решетки для раковин;

*перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;
*разные по величине бусины;
*материал для нанизывания;

*воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;
*бусы, четки;

* пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с
углублением;

* грецкие орехи и каштаны;
*многогранные карандаши.

Именно систематическое использование на занятиях и в свободной деятельности, закрепление воспитателями, а также просвещение и обучение родителей дошкольников помогли детям в овладении необходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности.

Занятие по развитию мелкой моторики. Фото 1.

«Занятие по развитию мелкой моторики. Фото 1.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
Занятие по развитию мелкой моторики. Фото 2.

«Занятие по развитию мелкой моторики. Фото 2.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

К концу учебного года у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развился интерес к предметам окружающего мира, повысилась работоспособность детей на занятиях, что в свою очередь положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.

Список литературы.

  1. Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.
  2. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3
  3. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
  6. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых.СПб., 2000.
  7. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. Санкт-Петербург, 1998.
  8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, М., 1999.
  9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

    Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service