ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Использование фотографий для развития речи детей раннего возраста.

Цыганкова Г.Н., учитель-дефектолог,

Бузикова М.В., учитель-дефектолог,

специализированный дом ребенка №2, г. Иркутск.

Для умственного воспитания и развития речи большое значение имеет работа с картинками. Использование картинок имеет даже некоторое преимущество перед игрушкой. Дети, рассматривая, охотнее говорят, в то время как игрушкой им, прежде всего, хочется поиграть, а не рассказывать о ней.

Воспитанники нашего дома ребенка имеют различные нарушения психики и речи и, переход от восприятия предмета к восприятию его изображения дается им с трудом. Мы решили попробовать вместо картинки применить фотографии. В результате пришли к выводу, что дети лучше воспринимают фотографии потому что, во-первых, фотографии изображают реальный предмет; во-вторых, на фотографии дети видят знакомые игрушки, знакомых взрослых, детей; в-третьих, фотографии вызывают у них интерес, положительные эмоции. Все это способствует речевой активности. Например, при рассматривании фотографии с изображением какого-нибудь знакомого детям сюжета, они оживляются, так как узнают на фотографии себя или детей из группы. У детей возникает потребность в речевом общении друг с другом по поводу того, что они увидели.

Мы сделали подборку фотографий: предметных - по лексическим темам; сюжетным – времена года, профессии, простой сюжет. Подобрали и разработали дидактические игры и занятия с использованием фотографий. Для знакомства с профессиями, сфотографировали взрослых, непосредственно окружающих детей.

Эта работа положительно повлияла на развитие речи детей, представления их о бытовых и природных явлениях, социальную адаптацию детей

Времена года.

Времена года.

 

Животные.

Животные.

Игрушки.

Игрушки.

Профессии.

Профессии

Дидактические игры с использованием фотографий.

Катины игрушки.

Цель: находить и называть изображенные на фотографии игрушки.

Оборудование: конверт, фотографии игрушек, кукла.

Дефектолог обращает внимание детей на куклу, говорит, что кукла как и дети любит играть и хочет, чтобы дети отгадали, какие игрушки у нее есть. Затем дефектолог достает из конверта фотографии игрушек, называет одну из игрушек, ребенок находит ее среди других (сначала среди двух, затем 3-4). Педагог побуждает ребенка назвать игрушку.

Найди игрушку.

Цель: поддерживать у детей интерес к снимку; закреплять умение соотносить предмет и его изображение на фотографии; активизировать словарь по теме: " Игрушки".

Оборудование: короб с игрушками (кукла, машина, пирамидка, собачка и др.), вертолина с соответствующими фотографиями.

Дефектолог предлагает детям посмотреть фотографии, расположенные на вертолине, назвать каждую и найти в коробе соответствующую игрушку. Когда все предметы будут соотнесены с фотографиями, вводится обобщающее понятие. Затем уточняется название предметов и действия с ними.

Игрушки для Маши и Даши.

Цель: учить сопоставлять предмет, изображенный на фотографии с картинкой.

Оборудование: две куклы, фотографии игрушек, картинки.

Дефектолог обращает внимание детей на кукол, называет их имена и говорит, что куклы любят играть в одинаковые игрушки. Например, Маша любит играть с зайкой. Просит ребенка найти на фотографии зайку. Ребенок выполняет задание и кладет фотографию около куклы Маши. После этого дефектолог говорит, что кукле Даше тоже нужен зайка, но такой фотографии больше нет и нужно найти зайку на картинке.

Сделай то, что видишь.

Цель: учить детей воспринимать действия, которые они видят на фотографиях, называть и отображать их; закреплять умение отвечать на вопросы; развивать игровые навыки.

Оборудование: фотографии с простым сюжетом (девочка кормит куклу, мальчик играет на барабане, мальчик качается на лошадке, девочка укладывает куклу спать). Игрушки: кукла, кукольная посуда, барабан, лошадка - качалка, кроватка.

Дефектолог предлагает каждому ребенку рассмотреть фотографию, назвать увиденное действие, выполнить то же самое, используя для этого необходимые предметы и сказать, что он делает.

Сделай то, что видишь.

Отображение эмоций.

Цель: учить узнавать эмоциональное состояние и передавать его мимикой; воспитывать положительные эмоции.

Оборудование: фотографии, отображающие эмоциональное состояние (ребенок веселый, ребенок грустный).

Дефектолог предлагает детям рассмотреть фотографии, на которых ребенок находится в разном эмоциональном состоянии. Дети называют состояние ребенка и отображают увиденные эмоции. Дефектолог предлагает детям не грустить, а только улыбаться - ведь улыбка будет радовать всех.

Отображение эмоций.

Наш альбом.

Цель: социальная адаптация: учить узнавать на фотографиях себя и детей из группы; формирование пространственных отношений; обучение пониманию и употреблению предлогов "рядом", "около".

Оборудование: альбом - наборное полотно, фотографии детей.

Дефектолог показывает детям альбом для фотографий, обращает внимание детей на солнышко (аппликация на альбоме), которое грустное потому, что в альбоме нет фотографий. Предлагает детям посмотреть фотографии, выбрать каждому свою и поместить ее в альбом. Обращает внимание детей на то, что солнышко засияло весело, оно радуется, что фотографии лежат на своих местах.

Затем дефектолог показывает общую фотографию. Предлагает детям перечислить всех детей и взрослых, изображенных на снимке; ответить, кто сидит рядом с Таней, Соней, Сережей? Около кого стоит Кирилл, Алена, Степа?

Что умеет делать кошка.

Цель: расширять словарный запас глагольной лексикой.

Оборудование: фотографии, изображающие кошку в разных состояниях действия.

Дефектолог рассказывает детям о кошке, просит показать фотографию, где кошка, например, спит и т.д. Затем спрашивает детей, что же умеет делать кошка. Дети отвечают и показывают соответствующие фотографии. Что умеет делать кошка

Животные и их детеныши.

Цель: уточнение знаний о домашних и диких животных, закрепление понятий “большой” - “маленький”, находить на фотографии взрослых животных и их детенышей. Развитие пассивного и активного словаря по теме.

Оборудование: фотографии животных с детенышами.

Дефектолог рассказывает детям о “больших” и “маленьких” в животном мире. Рассказ сопровождается показом фотографий. Отмечаются особенности животных. Дети берут по одной фотографии и называют животного и детеныша. Если у ребенка возникают затруднения, дефектолог называет сам, а ребенок повторяет за ним.

Времена года.

Цель: знакомство с характерными признаками осени, составление предложений по фотографии.

Оборудование: фотографии, изображающие различные времена года.

Дети рассматривают фотографии. Во время рассматривания подчеркивается, что на фотографии изображена осень, отмечаются признаки осени. На наборное полотно выставляются фотографии с изображением разных времен года. Предложить детям отобрать только те фотографии, где изображена осень. С помощью дефектолога дети составляют предложения.

Кому что нужно.

Цель: знакомство с профессиями взрослых, окружающих детей, развитие речи, внимания, памяти, наблюдательности.

Оборудование: фотографии взрослых различных профессий, предметы, вызывающие ассоциации с профессиями людей.

Дефектолог поочередно показывает детям фотографии врача, повара, медсестры и др. Называет профессию взрослого, рассказывает, что он делает. На другом столе положить предметы, вызывающие ассоциацию с какой-либо профессией. Показать одну из фотографий и предложить ребенку найти предмет, который нужен человеку этой профессии.

Кто спрятался?

Цель: развитие памяти, внимания.

Оборудование: фотографии: на одной три предмета, на других по два предмета.

Дефектолог показывает детям фотографию, на которой сфотографированы три игрушки. Дети называют игрушки. Фотография переворачивается изображением вниз, а детям показывается фотография с двумя игрушками. “Кто спрятался?” Дети называют игрушку, которой нет на фотографии. Сравнить обе фотографии.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service