ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Важность заботы о внешнем виде ребенка с ограниченными возможностями.
Консультация для родителей.

Циценко Т.И., логопед, Радужный, ХМАО, Тюменская обл.

В межличностных контактах очень важно первое впечатление.

Материал с сайта www.logoped.ru
Часто в первые минуты встречи мы решаем, захочется ли нам поближе познакомиться с новым человеком, продолжить общение, или нет. Обычно люди с большим уважением относятся к хорошо и опрятно одетому человеку и хуже относятся к тем, кто плохо и неряшливо выглядит. На основании внешнего вида мы делаем выводы о характере, возрасте, социальном статусе, привлекательности и т, п. Если кто-то кажется нам интересным, мы стремимся узнать его поближе, ищем общие темы для беседы, поводы для дальнейших встреч. Если первое впечатление неблагоприятно, часто уже не представляется случая, чтобы сгладить его, или это требует больших усилий. Повторяющиеся неблагоприятные впечатления от встреч с представителями определенных социальных групп приводят к возникновению предубеждений и негативных стереотипов. В обществе существует также негативный стереотип, связанный с образом лиц с ограниченными возможностями, с умственной неполноценностью. Он состоит из следующих элементов;

- Непривлекательный внешний вид: одежда (немодная, старая, не соответствующая возрасту, неподходящие друг к другу по цвету и стилю части гардероба), небрежная прическа, волосы, неумело подстриженные домочадцами.

-Преобладающее настроение: печаль, подавленность, отсутствие радости от жизни или наоборот - шутовство, беспричинный смех.

- Непредсказуемые изменения эмоциональных состояний.

- Образ “большого ребенка”.

Человека с ограниченными возможностями всегда выхватывают взглядом и часто украдкой наблюдают за ним. В этот небольшой временной промежуток наблюдатель создает свое отношение к этому отличающемуся, по его мнению, человеку. Если первое впечатление во время встречи с умственно неполноценным подтвердит этот стереотип, человек откажется от дальнейших контактов, близкого знакомства, продолжения встреч, не сможет получать от них удовлетворения. Часто первое неблагоприятное впечатление не позволяет увидеть менее заметные положительные черты характера. Мы думаем: “Если мальчик так некрасиво и небрежно одет, значит, он не стоит того, чтобы кто-то позаботился о его внешнем виде.

Наверняка не следует устанавливать с ним близкий контакт”. Это может вызывать в лучшем случае жалость, которая не способствует созданию ценных, удовлетворяющих персональных отношений.

Если один из элементов стереотипа не подтверждается в действительности, возникает шанс его преодолеть. Мы думаем; “Если мальчик так элегантно, опрятно одет, значит, он что-то из себя представляет”. Тогда мы закрываем глаза на неблагоприятные моменты и ищем у этого человека достоинства.

Внешний вид также влияет на самооценку человека с умственной неполноценностью. Часто они понимают, что плохо выглядят, хотят выглядеть лучше, по-другому.

В настоящее время одежда или прическа свидетельствуют о принадлежности к группе сверстников, к определенной среде или же к профессиональной группе. Часто мы стараемся походить друг на друга; подбираем цвет, длину волос, прическу, фасон юбки или брюк, чтобы он отвечал нашим представлениям об эстетике, но одновременно более или менее соответствовал современным тенденциям моды. Иногда мы любим шокировать своим внешним видом, чтобы чувствовать свою неповторимость или отличие, но всегда это попытка с нашей стороны что-то сообщить о себе. Удовлетворение своим внешним видом поднимает нам настроение, особенно когда мы слышим, что хорошо выглядим или на нас красивая вещь, Такая ситуация позволяет нам ощутить некое единение с окружением.

В течение жизни мы также учимся носить одежду, адекватную ситуации. Мы изменяем свой внешний вид, когда отправляемся в какое-нибудь особенное место, например в театр, филармонию. В одной одежде мы ищем работу, в другой ее выполняем, надеваем что-то другое, когда идем в гости. Мы изменяем прическу, макияж, обувь и аксессуары.

Важное влияние на наш внешний вид оказывает косметика. Имеется в виду набор основных средств для личной гигиены: мыло, шампунь, зубная паста, крем для ухода за кожей, дезодорант. Тянущаяся за нами нота приятного запаха нравится окружающим. Как правило, мы предпочитаем ее неприятному запаху пота.

Обычно нам известны недостатки или изъяны нашей внешности. Если мы их не принимаем, то стараемся доступным и подобающим образом их скрыть. Люди маленького роста носят обувь на высоком каблуке. Для торчащих ушей мы подбираем прически, которые их прикрывают, полные люди обычно не носят обтягивающие лосины. Образ умственно неполноценного ребенка иногда можно изменить, если его постоянные, неизменные качества немного замаскировать. Если есть такая возможность, следует ею воспользоваться. Важно также избегать выделения отрицательных качеств умственно неполноценного ребенка.

ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ РЕБЕНКА

Попробуем с точки зрения заботы о внешнем виде проследить развитие детей с обычными и ограниченными возможностями. Это сравнение должно показать, какие потери несет ребенок с ограниченными возможностями, если он лишен возможности приобретать опыт в этой сфере. Дети с ограниченными возможностями из –за своих двигательных и умственных ограничений не могут развиваться в естественном темпе. Им необходимо помочь преодолеть определенные трудности в развитии и облегчить выполнение заданий, которые дети с нормальными возможностями выполняют самостоятельно.

В период созревания у здорового ребенка все больше внимания занимает вопрос “Как я выгляжу”. Молодежь хочет нравиться друг другу, а тут какие-то волосы на ногах! За небольшими исключениями, подростки во вторник обнаруживают, что слишком потолстели, а уже в четверг понимают, что выглядят как скелет. И эти волосы! “Может, лучше их подстричь, по крайней мере челку?”- так проходят часы в раздумьях. Утро становится самым сложным временем суток- к завтраку нужно успеть несколько раз переодеться и попытаться сделать макияж: “Не слишком ли он заметен? Может, его лучше смыть?” Как лучше всего обратить на себя внимание? Подростки часто говорят друг другу: “Смотри, какое чучело- как она выглядит?”

Лица с ограниченными возможностями — “Это такие большие дети”. Так очень часто думают близкие о своих родных. Период созревания заканчивается. Природа и не думает оставить в покое лиц с ограниченными возможностями. Даже человек с тяжелой степенью умственной неполноценности по своей сути является женщиной или мужчиной и перестает быть ребенком. У девочек выросла грудь, она становится заметной. Регулярно появляются месячные. Мальчики проходят мутацию, перестают быть мальчиками. Мальчики с опухолью мозговых оболочек обычно развиваются немного позже, но это не значит, что они остались детьми. Появляются юношеские прыщи, потовые железы начинают интенсивно работать.

Некоторые родители на этом этапе начинают отчаянно бороться с неумолимым временем.

Материал с сайта www.logoped.ru
Они любыми способами пытаются его остановить. Предположительно такая установка вызвана убеждением, что детство — это период развития и успехов. Взросление означает крушение надежд и достижение окончательно возможного этапа развития (это уже все, чего удалось добиться). Завершение периода детства у лиц с ограниченными возможностями ставит всех перед фактом, что состояние их ребенка не изменится к лучшему. Человек, который не пошел до двадцати лет, навсегда останется в инвалидной коляске. Для всех родителей естественно, что они не замечают происходящих во взрослеющем ребенке изменений. Родители обычных детей из-за факта их юношеского бунта и отдаления от семьи по-своему вынуждены осознать этот факт и принять его. Здоровый ребенок сам вырывается из-под опеки семьи. Необходимость заботиться о дочке или сыне с ограниченными возможностями создает иллюзию, что они — “большие дети”. В этом случае легко подбирать формы обращения, одежду и т. п. к их вымышленному возрасту, делая их инфантильными.

В этом возрасте необходимо особое внимание обратить на заботу о личной гигиене. Мальчики и девочки должны пользоваться дезодорантами, лосьонами для лица, если кожа лица слишком жирная и т. п. Лучше всего, чтобы они могли об этом заботиться самостоятельно или умели обратиться с просьбой о помощи.

Чтобы создать привлекательный внешний вид человека с умственной неполноценностью, стоит обратить внимание на следующие элементы.

Волосы

Короткие: кто их подстриг (парикмахер или непрофессионал), соответствует ли прическа возрасту, полу ребенка, скрывает ли возможные недостатки лица (лопоухость и т. п.); моются ли волосы регулярно (особенно в период взросления, когда они быстрее становится жирными)?

Длинные: как они причесаны, адекватны ли заколки и украшения возрасту?

Лицо

Ухожена ли кожа лица, очищена ли она, если человек находится в возрасте созревания?

Разрешается ли девушке, которая уже перестала быть подростком, наносить деликатный макияж, например на глаза? Особенно если он уместен, например на вечеринке. Есть ли человек, который готовой помочь? Есть ли у девушки собственная косметичка? Сама ли она выбрала то, что в ней находится?

Чистит ли ребенок регулярно зубы и лечит их?

Одежда

Чистая ли и опрятная одежда, выглажена ли она? Не слишком ли тесные вещи, не слишком обтягивающие или большие?

Имеет ли право человек с ограниченными возможностями выбирать свою одежду хотя бы из двух предложенных опекуном вещей?

Соответствуют ли вещи, которые носит ребенок, его возрасту? Не одевают ли ребенка в мамины свитера, не носит ли девочка мужские трусы?

Носит ли девушка лифчик?

Подходят ли кофточки и свитеры к брюкам или юбкам?

Не вызывает ли одежда ребенка мысль, что он неимущий (когда это неправда)?

Если у ребенка текут слюни, заменены ли слюнявчики и пеленка на платок, бандану? Стирают ли в этом случае футболку, меняют ли ее каждый день?

Если человек пользуется памперсом, носит ли он соответствующую юбку или брюки, которые скрывают этот факт?

Имеет ли девушка во время менструации достаточное количество прокладок, поддерживаются ли они бельем?

Есть ли у ребенка собственная одежда для торжественных случаев?

Соответствует ли ребенок своим видом, одеждой остальным членам семьи?

Одел бы опекун или братья и сестры те вещи, которые носит этот человек?

Меняется ли обувь в соответствии с временем года? Подходит ли обувь к остальной одежде?

Если человек пользуется ортопедической обувью, является ли она эстетичной и сделанной со вкусом?

Если он носит поношенную обувь, не слишком ли она старая?

Коляска

Действительно ли инвалидная коляска выполняет свою роль, являясь альтернативой самостоятельному передвижению, или это только место для сидения, которое трудно перемещать даже опекуну?

Чистят ли коляску регулярно и стирают ли чехлы?

Правильно ли подобрана коляска с технической точки зрения? Свободно ли перемещаются колеса, достаточное ли в них давление?

Легко ли крутятся колеса, легко ли управлять коляской и катить ее?

Находятся ли подножки коляски на нужной высоте, надежно ли они прикреплены, может ли человек, который пользуется коляской, легко их поднимать, например при пользовании туалетом?

Аксессуары

Пользуется ли ученик собственным портфелем, ранцем, соответствуют ли его размеры хозяину?

Соответствуют ли игрушки возрасту ребенка? Пользуется ли подросток в свободное время аксессуарами, соответствующими его возрасту? Читает ли он журналы и книги для молодежи вместо детских книжек?

Имеет ли он доступ к вещам, которыми пользуются его здоровые сверстники?

Хобби

Соответствуют ли интересы и хобби ученика его возрасту?

Какие телепрограммы и видеофильмы он смотрит? Это сказки для детей или более “взрослые” программы?

Соответствует ли музыка, которую он слушает, его возрасту? Это музыка, которую слушают его сверстники или младшие братья и сестры?

Отношение

Материал с сайта www.logoped.ru

Какие формы имен используются при обращении к подростку и взрослому ученику?

Когда мы идем по улице с учеником, ведем ли мы его за руку или (если есть такая необходимость) под руку? Держим ли мы его за руку и ведем, или он опирается на нашу руку?

Когда подростки и взрослые ученики идут с нами на прогулку, идут ли они парами, держась за руки, как дошкольники?

Несомненно, некоторые дети, а также взрослые понимают, что они другие, в чем-то уступают обычным людям, что выглядят иначе, что их двигательные функции ограничены. Они также знают, что говорят медленнее или менее четко. На размышления о своем отличии от других людей не должен накладываться дискомфорт, вызванный непривлекательным внешним видом. Каждый испытывал неловкость или стыд, вызванный “несвоевременной” встречей, например, когда был одет несоответствующим образом. Внешний вид людей, зависимых от других, иногда бывает непривлекательным и значительно отличается в худшую сторону от опекунов. Дети с умственной неполноценностью, которой часто сопутствует физическая неполноценность и деформация тела, и так отличаются от своих сверстников. Важно, чтобы ни они сами, ни другие люди не воспринимали их особами второго сорта только из-за небрежной, инфантильной одежды и прически.

Желаем успехов!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service