ЛОГОПЕД.ru

Раздел для специалистов.

 
 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Игра, ее значение в жизни человека.

Тельнова О.С., учитель-дефектолог, ГДОУ детский сад №15 компенсирующего вида Выборгского района г.Санкт-Петербурга.

1. Определение игры.

«Игра – это активность, характеризующаяся свободой, отвлеченностью от первичных потребностей, напряжением, удовольствием, упорядоченностью, цикличностью, изолированностью в месте и во времени, наделенная развивающим и коммуникативным смыслом». Йохан Хейзинга.

Чем старше становится человек, тем чаще он вспоминает детство, точнее себя в детстве, пристальнее вглядывается в волшебный мир детей. Тот же Антуан де Сент-Экзюпери горько сожалел, что открыл эту необыкновенную страну детства уже старым.

Что, прежде всего, сохраняет память из времени детства? Игры! Но, как это не странно, взрослые, забывшие свое детство, в том числе многие родители и педагоги, стараясь как можно скорее обогатить ребенка, стремятся рывками перевести путевые стрелки детства в мир взрослости. Даже сам переход тонкого и нежного бытия дошкольника к строгому, обязательному, дисциплинированному бытию школьника часто идет без промежуточного моста в виде игры учения. И начинается: «Сиди прямо! Руки на парту! Не отвлекайся, начинаем решать задачу!»

А ребенок с тоской смотрит в окно на счастливцев, которые запускают воздушного змея.

Интеллектуальная, нравственная, практическая, эмоциональная и другие сферы деятельности детей формируются не одновременно, но, в общем-то, они взаимосвязаны. И если ребенок в чем-то сильно вырвался вперед или его заставили вырваться, он в чем-то может безнадежно отстать. Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без игры невозможно нормальное развитие мозга и тела. Лишенные игр дети теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются. По свидетельству психологов дети, только поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон рассказать о птице или о растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕ ДОИГРАЛ».

Надо ли доказывать воспитательную ценность детских игр? Надо, ибо взгляд на игру как на нечто несерьезное прочен в сознании многих взрослых.

2. Назначение игры.

Радость общения.

Кто-то хорошо сказал, что для полноты жизни и ощущения счастья необходимо трудиться, познавать и общаться. Что такое общение для детей? Человеческие, дружеские отношения, контакты, связи с мамой, папой, родственниками и сверстниками, в которых и через которых ребенок познает мир, утверждает и проверяет себя как личность. Это естественная и очень важная потребность растущего ребенка. Человека понимают и принимают через общение.

Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения. В играх накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, накапливается необходимый в общении эмоциональный запас – уважительность к людям, бескорыстность, доброта, контактность. Каждому ребенку радостно уметь и мочь. Этому азартно учит игра, награждая ощущениями собственного могущества. Игра рождает потребность общения, значит, совмещает с другими детьми.

Совместимость детей в играх – это не просто терпимое отношение друг к другу. Совместимость основана на дружеских связях, дружеских взаимоотношениях и урегулировании конфликтов. Установка на выигрыш в игре – это установка на то, что ребенок вынужден совершать такие действия, которые ему могут быть не выгодными, могут быть и не очень приятными, но выгодными для всей команды, для коллектива играющих. А выигрыш всегда морально распределяется на всех членов играющего коллектива ребят. Так в игре рождается детское содружество, а, значит, и дружба, кроме того, такие ее слагаемые как независимость, самостоятельность, защищенность, взаимопомощь и так далее. Уже поэтому родителям и учителям необходимо часто играть с детьми в их игры или в предложенные взрослыми. Игра – лучшая сфера общения, ее процесс всегда удовольствие, даже если игра построена на неизбежных конфликтах. Умение их преодолевать – тоже задача общения.

Развивает воображение и фантазию.

Играя, дети приобретают то, что справедливо можно назвать «универсальной вооруженностью к жизни». Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями. На всякой возрастной ступени детства закладываются качества, которые будут определять ребенка как личность во взрослой жизни. В дошкольном возрасте и в начальной школе важнейшее из них – воображение. Во время игры мобилизуются воля, внимание, чувства, азарт игры неподделен (например, футбол). Искренне огорчаются, негодуют, радуются, ликуют – все это на максимальном пределе сил. Не часто встретишь такое самозабвение в учении и в труде. Это свойственно детской игре, по выразительности и эмоциональной насыщенности она приближается к высокому искусству. Она претендует на равную с подлинным искусством роль в воздействии на человека, формировании личности ребенка. Игра сродни вдохновению.

В Японии, например, уже сделали из этого практический вывод и обучают детей искусству не из эстетических побуждений, а из чистого прагматизма. Японские учителя убеждены, что ни какой другой предмет не может спорить с искусством в возможности развития гибких ассоциативных форм мышления. Вот почему в нашем веке важно неторопливое детство – только при достаточном созерцании, размышлении ребенок может осознать и впитать в себя образ. Вот почему важно умение играть – для формирования воображения. Ребенок с хорошо развитым воображением учится в школе гораздо лучше.

Воспитывает решительность.

От чего зависит способность людей принимать те или иные решения? Безусловно, от биопсихологических особенностей человека, от профессиональной подготовленности, от обстоятельств жизни, от качества воспитания, но чаще всего – от уровня знаний, от той информации, которой он располагает по тому случаю, что требует решительности. Принять решение – это, чаще всего, сделать выбор. Как к арифметической задачке ученик выбирает решение, пользуясь накопленными знаниями, так и в жизни, в особую минуту человек, пользуясь накопленными знаниями, принимает единственно правильное решение.

Очень важной психологической особенностью людей является потребность принимать решения. Для воспитания у ребенка потребности принимать решения необходимы и неоценимы игры. Да, да, элементарные «Жмурки», «Салочки», «Палочка-выручалочка», в простой незатейливой форме моделируют взаимоотношения сторон, имеющие противоположные интересы и действующие в рамках определенных правил. Любая игра на этом построена, ибо в основе любой игры – конфликтная ситуация. Основные стороны конфликта ярко проявляются и в таких играх, как шашки, шахматы, футбол, хоккей и даже карты. В каждой из названных игр есть противник, есть цели, притягательные для обеих сторон, известны и способы их достижения – правила игры.

Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения.

Игры любимы и жизненно необходимы детям потому, что служат, прежде всего, надежным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь. И те сведения, которые он добывает через игру, служат ему для будущих наступлений и атак.

Игровой климат детства программирует юность, зрелые годы и даже глубокую старость.

В игре главное не результат, а именно процесс. В нем воспитательная сила игры. Игра – это деятельность детей, которая привлекает их сама по себе. Игрой нельзя заставить заниматься, как, например, заставить ребенка петь в хоре, собирать металлолом. Игра обязательно должна вызывать радость, давать наслаждение. В этом огромная сложность организации детских игр. Игра, как деятельность, обязательно основывается на принципах удовольствия и добровольности. В играх ребята сами ставят себе цели, сами выбирают способы их реализации, вырабатывают план действия, собирают необходимую информацию, выбирают помощников и партнеров.

... И все-таки для чего нужна игра детям, взрослым? Да для радости ощущения жизни и себя в ней. Для полного счастливого самовыражения. Игры без малого исключения - хорошее дело. Если собрать все игры, что входили в нашу жизнь, - это и будет ЧИСТОЕ и ДОБРОЕ время жизни.

3. Виды игр.

Все игры принято различать по следующим устойчивым признакам:
  • по содержанию и воспитательным задачам, т.е. по тому, что они развивают, воспитывают и формируют в ребенке;
  • по месту их проведения (комната, стол, вода, снег, лед, эстрада);
  • по количеству игроков (1,2,3, группа, команда);
  • по объему и периоду времени (сезонные - хоккей, футбол), (кратковременные, игры - минутки, длительные);
  • по половому признаку - игры мальчиков и игры девочек;
  • по интенсивности движения: малоподвижные, активно-подвижные, сидячие, стоячие, с бегом и т. п.;
  • по наличию атрибутов (мячи, скакалки и так далее);
  • по возрасту играющих, степень подготовленности к игре;
  • по стихийности и управляемости (участие старшего в игре).

Важно помнить, что дело не в самой игре или ее результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает ребенок в игре, какие качества приобретает, чему учится, что познает.

НЕТ ИГРЫ - НЕТ НАРОДА. Игра неповторимый и суверенный мир Детства, живущий по своим вечным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого. Игру можно смело отнести к величайшему изобретению людей за те богатейшие потенциалы, что в ней заложены исторически. Заложены мудростью народной, ее непреходящими ценностями воспитания человека.

ДАВАЙТЕ ИГРАТЬ!

Литература.

  1. Дошкольная педагогика. /Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина.- М., Просвещение, 1978 г.
  2. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др.- СПб.: СПбГУ, 2003.
  3. Даниил Эльконин. Психология игры, 1978.
  4. Бруннер Дж. Хрестоматия по игре.- М., 1976.
  5. Игра со всех сторон (Книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее.- М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003.
  6. Йохан Хёйзинга. Человек играющий.- М., Прогресс-Академия, 1992 г. Йохан Хейзинга. Homo Ludens (Человек Играющий), 1939.
  7. Ретюнских Л. Т. Философия игры.- М., 2002.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  •  

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service