ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Логопедическое занятие для учащихся 4 класса «Текст, тема, основная мысль как понятия».

Смирнова Т.Е., учитель-логопед, г.Вологда.

Цель:

1.Закрепление понятия “Текст”, “Тема”, “Основная мысль” текста;

2. Упражнять учащихся в узнавании текста;

3.Упражнять детей в выделении темы и основной мысли текста;

4. Вырабатывать умение делить текст на части, озаглавливать их и составлять план рассказа;

5. Учиться пересказывать текст с опорой на картинки;

6. Развивать произвольное внимание и память;

Оборудование:

- Схемы слов и предложений;

- Индивидуальные наборы карточек, содержащие группу предложений и текст;

- пять сюжетных картинок к рассказу: “Водолаз и акула”;

- Игра “Триграмм”.

Содержание:

  1. А) Ребята, посмотрите на схему и скажите, что она обозначает?
  2. Приведите примеры слов.

    Б) А что обозначает эта схема?


    Приведите примеры предложений.

    Из чего состоит предложение?

    В) Посмотрите на следующую схему.

    Что она обозначает?




    Верно.

     

Слово

 

 

 

 

Предложение

 

 

Из слов

 

Это несколько предложений

  • У вас на столах карточки.
  • А) Посмотрите на 1 карточку

    - Сколько здесь предложений?

    - Прочитайте все предложения:

    - Сколько картинок мы можем нарисовать?

    - Почему?

    Б) Посмотрите на вторую карточку.

    - Сколько здесь предложений?

    - Прочитайте.

     

     

    - Сколько картинок мы можем нарисовать?

    - Как вы думаете, на какой карточке группу предложений можно назвать текстом?

    3. Давайте прочитаем определение текста в учебнике.

    - Связаны ли предложения на первой карточке по смыслу?

    - Можем ли мы назвать их текстом?

    - А на второй карточке?

    4.

    А)Каждый текст нам о чём-то сообщает.

    О чём текст на второй карточке?

    В каждом тексте есть тема.

    Прочитайте в учебниках определение.

    Б) Прослушайте текст.

    Барсук – прекрасный строитель. Сначала он роет один коридор, который кончается гнездом. Но с каждым годом барсук усложняет своё жилище. Появляются новые ходы, коридоры до двадцати метров вглубь. Жилище зверь строит на солнечной стороне холма.

    - Какова тема текста? О ком в нём говорится?

    5. Вы знаете, что в тексте кроме темы, есть еще и основная мысль.

    - Прочитайте в учебнике определение.

    - какая основная мысль прослушанного вами рассказа?

    6. Давайте определим тему занятия.

    -Мы знаем, что тексты бывают разные- маленькие и большие.

    - Вы знаете, что каждый текст состоит из частей.

    - А как разделить текст на части?

     

     

     

    Сейчас я прочитаю вам текст, а вы постарайтесь выделить, сколько частей в этом рассказе.

    “Водолаз и акула”

    - Сколько частей вы выделили?

    - Давайте попробуем разделить вместе.

    А) О чём говорится в первой части?

    - главное событие: “цепь оборвалась”,

    Выберите нужную картинку

     

    Б) О чём говориться во второй части?

    - Какая возникла необходимость?

    - Кто появляется? (новый персонаж - водолаз)

     

     

    В) о чём узнаём в третьей части?

    - в чём неожиданность?

    - как можно по другому назвать акулу?

     

     

    Г)Что происходит дальше?

    - Какая основная мысль этой части?

    Выставляем картинку

    Д) Чем заканчивается рассказ?

    Заключительная картинка

    Из скольки частей состоит рассказ?

    Посмотрите, у нас пять картинок, мы начали рассказ с якоря и закончили им же.

    - Скажите, соблюдена ли последовательность рассказа?

    - А если убрать из рассказа хоть одну часть, сохранится ли текст?

    - Какой вывод мы можем сделать?

     

    -Определите основную мысль текста?

    7.Обратите внимание, у нас получился план

    рассказа в картинках

    Обратимся к учебнику и прочитаем, что нужно, чтобы составить план рассказа.

    Первые два пункта мы выполнили.

     

     

     

     

    - Что значит озаглавить каждую часть?

    8. Игра “Триграмм”

    Перед вами наборы геометрических фигур.

    Ваша задача из всех имеющихся элементов составить пароход.

    Рефлексия:

    Оцените свою работу и работу товарища:

    Красная звёздочка- справился с заданием легко,

    Зелёная- возникли некоторые трудности,

    Чёрная- не смог выполнить задание

    9.А теперь вернёмся к рассказу и постараемся составить план рассказа.

    Для чего мы это делаем?

    Нам поможет выделение основной мысли каждой части.

    Примерный план:

    1. Цепь оборвалась
    2. Водолаз спустился на дно
    3. Появление акулы
    4. Хищница убита
    5. Цепь отремонтирована

    Запишите план в тетрадь;

    10) Пересказ текста по цепочке с опорой на картинки и план

    11) Пересказ текста без опоры

    12) Подведение итогов:

    - какая была тема занятия?

    - Над чем мы сегодня работали?

    -Оцените свою работу.

     

    Пчела собирает мёд.

    Мальчик лепит зайца.

    Художник рисует картину.

    Три: пчела, мальчик, художник;

    - Потому что три персонажа.

    Тоже три.

    “Оса- опасное насекомое.

    Живут осы в гнёздах.

    Питаются разнообразной пищей”.

    Одну

    На второй

     

    Текст- это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

    Нет

    Нет

    Текст

     

    Об осе

    Тема – это то, о чём говорится в тексте.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    О барсуке

    Основная мысль- это то главное, что хотел сказать автор.

    Как барсук строит своё жилище.

    Текст. Тема.

     

     

     

    В каждой последующей части появляется или новый герой, или происходит какое-либо событие, действие.

     

     

     

     

     

     

     

     

    О том, что бросили якорь и цепь оборвалась

    Дети выставляют соответствующую картинку

    - устранить неполадку

    - водолаз спускается под воду

    Выставляем картинку

    - о появлении акулы

    -рыба хищная, может напасть на человека

    - хищница

    Выставляем нужную картинку

    -Водолаз убивает хищницу

    - смерть акулы

     

    Цепь отремонтирована

     

    Из 5.

     

     

     

    Соблюдена

    Нет

    Все части в рассказе важны и необходимы. Они составляют единое целое.

    - Цепь оборвалась

     

     

     

    Чтобы составить план текста, нужно:

    1. Разделить текст на законченные по смыслу части
    2. Определить основную мысль каждой части.
    3. Озаглавить каждую часть текста

    Придумать название

    Ребята составляют фигуру, опираясь на образец, затем

     

     

    Оценивают свою работу, выбирая нужную по цвету звёздочку

     

     

    Чтобы научиться пересказывать и записывать текст.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети пересказывают и оценивают каждый сам себя

    Желаем успеха!

     

    Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

    Поиск специалистов.

    Россия:
      Другие страны:
    А Б В Г Д Е Ё Ж 
    З И Й К Л М Н О 
    П Р С Т У Ф Х Ц 
    Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service