ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Технологическая карта коррекционной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей 6-7 лет Дифференциация звуков [C] - [Ш] в слогах, словах с использованием метода наглядного моделирования.

Курочкина Т.А., учитель–логопед первой квалификационной категории, г. Белоярский.

Группа подготовительная к школе для детей с ТНР.

Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш] с использованием метода наглядного моделирования.

Цель: Дифференциация звуков [C] - [Ш] в слогах, словах.

Интеграция образовательных областей: социальнокоммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Форма организации: подгрупповая.

Задачи: Коррекционно - образовательные:

  • Продолжать дифференциацию звуков [С] - [Ш] в слогах, словах.
  • Проанализировать положение органов артикуляции при произношении звуков [С] - [Ш], сравнить их.
  • Закрепить зрительный образ звуков [С] - [Ш]. используя их графический образ.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать кинестетические ощущения органов артикуляции.
  • Обогащать, уточнять, активизировать словарный запас.
  • Закрепить прямой и обратный порядковый счет до 10.
  • Упражнять в умении согласовывать числительное с существительным и прилагательным.
  • Закреплять умение составлять предложения с заданным словом с предлогом, изображенном в виде модели.

Коррекционно - развивающие:

  • Целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов (речемыслительную деятельность, память, внимание, воображение).
  • Развивать общую моторику.

Коррекционно - воспитательные:

  • Способствовать снятию речевого негативизма, воспитывать у детей потребность в речевом общении, формировать адекватную оценку своих возможностей.

Методическое обеспечение: схема рассказа о профессии мамы, модели звуков [С] и [Ш], отражающие их основные характеристики (согласный, место образования преграды [С] – внизу, [Ш] – вверху, глухой, температура воздушной струи [С]- холодная, [Ш] – тёплая) карточки – признаки объекта (по ТРИЗ), схемы предлогов, картинки со звуками [С] и [Ш] в различных позициях (начало, середина, конец слова).

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Результат

I. Психологический настрой,

1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка.

Приветствие. Эмоциональная поддержка детей.

Приветствие.

 

Приветствие.

 

 

 

Психологическая готовность.

II.Вводно-организационный,

1 мин.

Сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность.

Установление зрительного и эмоционального контакта.

Называют ФИО мамы, место работы, должность и “помощников”, используя в виде наглядной опоры схему рассказа.

Например: мою маму зовут Курочкина Татьяна Александровна, она работает логопедом в детском саду “Снегирёк”, её помощники: зеркала, ватные палочки

картинки и карточки с заданиями, разрезная азбука, компьютер, магнитная доска.

Игра с мячом. У кого в руках мяч, тот рассказывает о маме и бросает мяч сверстнику. Те, кто рассказал о профессии родителя, передаёт мяч и садится на место.

Формальная

готовность к

предстоящей

деятельности,

концентрированность произвольного

внимания.

Закрепление знаний о профессиях, месте работы родителей.

(соответственно тематическому плану “Рабочей программы” МАДОУ).

III. Мотивационно-побудительный,

1 мин.

Вызвать у детей интерес, желание помочь сверстнику, побудить к предстоящей деятельности.

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения: “Как помочь соседскому мальчику, над которым смеялся весь класс, когда он рассказал стихотворение о мышке”.

Осознают и принимают поставленную задачу, предлагают пути решения проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации с использованием рассказа из жизненного опыта:

“Однажды с мальчиком, который живёт со мной по соседству, приключился такой случай в школе: он выучил стихотворение и рассказал его, но почему- то, над ним стали все смеяться. Он убежал из класса домой и до сих пор не знает, что смешного он сделал. Тогда я попросила его рассказать выученное им стихотворение мне. И вот как он рассказал мне этот стих: “Про мыску”. Мыска сусек насусила. Мыска мисек пригласила. Мыски суски кусать стали, зубы сразу же сломали”.

У детей появился интерес, желание помочь мальчику научиться правильно проговаривать и не путать звуки [С]-[Ш]. Самим следить за собственным произношением, чтобы не насмешить окружающих, стремиться правильно произносить все слова.

IV.Основная часть.

1 задание “Сломанный телевизор”.

3 мин

 

  • Закрепить положение артикуляционных укладов дифференцируемых звуков [С] и [Ш]. Закрепить буквенное обозначение этих звуков.

Объяснение. Подведение детей к разрешению проблемной

ситуации.

Проблемная ситуация: у телевизора сломался звук и теперь не понятно, какие звуки произносят с экрана. Как можно различить звуки [С] и [Ш], если не слышно, как они звучат.

 

 

 

Произносят сначала звук [С] и проговаривают положение органов артикуляции (что делают губы, зубы, язык, где идет воздушная струя, холодная она или теплая, трудится или нет горлышко).

Затем, по такой – же схеме, разбирают артикуляцию звука [Ш].

После этого играют в игру “Испорченный телевизор”, где логопед беззвучно произносит звуки [С] или [Ш], а дети определяют, какой звук произнёс логопед и поднимают соответствующую букву.

Исследуют собственное положение органов артикуляции при произношении звуков [С] и [Ш]. Описывают положение органов артикуляции у себя при произношении заданных звуков. Соотносят свои кинестетические ощущения при произношении звуков и положение органов артикуляции логопеда.

Дети разобрали и закрепили положение органов артикуляции при произношении звуков [С] и [Ш] на собственном произношении и соотнесли его с положением органов артикуляции собеседника.

2 задание “Узнай звук”.

  • Развивать кинестетические ощущения органов артикуляционного аппарата. Закрепить модель звуков [С] - [Ш], отражающую их основные характеристики:
  • Положение языка, звонкость – глухость, температура воздушной струи.

Логопед предлагает детям проанализировать звуковые модели, опираясь на кинестетические ощущения и определить, какой звук [С] или [Ш] они обозначают. Сравнить их.

Дети рассматривают модели, определяют, какой звук [С] или [Ш] они обозначают, опираясь на кинестетические ощущения органов артикуляции.

Наглядность в виде модели. Анализ самоощущений положения органов артикуляции.

Дети закрепили схематичное изображение звуков [С] - [Ш]. Сравнили положение органов артикуляции, опираясь на кинестетические ощущения.

3 задание “Поймай звук, слог”.

3 мин.

Развивать у детей фонематические процессы.

Объяснение предстоящего задания:

“Чтобы правильно произносить звуки, их надо хорошо слышать”.

Логопед показывает детям карточку – действие объекта. Совместно с детьми обговаривает движения, которые будут выполнять когда услышат звук [С], звук [Ш].

Дети слушают слоги и слова, которые через экран произносит логопед и услышав звук [C], выполняют одно определенное движение, а услышав звук [Ш], выполняют другое движение.

Приемы активизации слуховой и мыслительной деятельности детей.

Запоминание и выполнение определенных действий. Использование экрана, чтобы дети активизировали фонематический слух, а не ориентировались на зрительный образ звука.

Дети поупражнялись в различении на слух смешиваемых в речи звуков.

 

 

4 задание “Повторялка - объяснялка”

3 мин.

Способствовать развитию словаря детей. Дифференциация звуков

[С] - [Ш] в словах.

Объяснение.

Направление речевой деятельности.

Дети повторяют за логопедом пары слов, чётко произнося звуки [С] и [Ш] и объясняют значение слов.

Например:

Миска – мишка.

Миска – это такая посуда, а мишка – это игрушка или имя мальчика.

Приемы активизации речемыслительной деятельности детей.

Отражённое проговаривание пары слов. Если дети затрудняются объяснить значение слов, то им предлагаются картинки названных объектов.

Дети поупражнялись в объяснении значения слов, дифференциации звуков [С] - [Ш] в словах.

Динамическая

пауза “Танцевалка – повторялка”

1 мин

Смена вида деятельности, предупреждение

утомляемости.

Проведение танцевальной композиции под музыку.

Участвуют в

выполнении танцевальных движений.

Показ танцевальных движений ребёнком из группы.

У детей снялось эмоциональное и физическое напряжение, они отдохнули, получили новый

игровой опыт.

5 задание “Раз, два, три, картинку с заданным звуком найди”.

4 мин.

 

 

 

  • Дифференциация звуков в словах – названиях объектов на картинке. Развитие фонематических процессов.

Объяснение, показ способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают и запоминают задание. Выбирают из лежащих на столе картинки со звуком [С] или [Ш] (каждому логопед говорит индивидуально, картинки с каким звуком и в каком положении (начало, середина, конец) ему нужно выбрать).

Постановка индивидуальной задачи для каждого ребёнка. Использование наглядности в виде картинок.

Дети дифференцировали звуки [С] - [Ш] в словах – названиях объектов на картинках, определили местонахождение этих звуков в слове (начало, середина, конец), отобрали картинки для дальнейшей работы.

 

6 задание “А ну - ка, посчитай”.

6 мин.

Упражнять детей в подборе прилагательного к существительному. Формировать умение согласовывать числительное, прилагательное и существительное.

Дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах.

Закрепить прямой и обратный порядковый счет до 10.

Объяснение, показ способа действия, индивидуальная работа.

 

Дети подбирают прилагательные к своему существительному, названию картинки по определённому признаку.

Например: у ребенка на картинке изображён стул.

-По материалу стул какой?

-Деревянный стул.

Далее ребёнок считает: один деревянный стул, два деревянных стула и т. д. (до 10 и обратно).

Использование наглядности в виде предметных картинок, карточек - признаков. Помощь в виде наводящих вопросов.

Дети поупражнялись в образовании прилагательных, согласовании числительных с прилагательным и существительным. Дифференцировали звуки [С] - [Ш] в словах.

7 задание “Составь предложение с предлогом”.

5мин.

Дифференциация звуков [C] - [Ш] в словах. Закрепление употребления в речи предлогов, с опорой на схему.

Объяснение, индивидуальная работа.

Дети придумывают со своим словом - названием изображенного на картинке объекта предложение с предлогом, представленным в виде схемы и “усаживают” его на ладошку.

Использование жестов – символов (“усаживаем” короткое слово (предлог) на ладошку). Использование наглядного изображения предлога.

Дети дифференцировали звуки [С] - [Ш] в словах, поупражнялись в составлении предложений с предлогом, с опорой на схему.

V.Заключительный этап.

1. Рефлексия

1 мин

Организация обратной связи.

Подведение итогов НОД

Высказываются по поводу выполненных заданий.

Беседа.

Каждый ребенок осознал себя как участника познавательного, творческого процесса.

Самооценка деятельности детьми.

1 мин.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Предлагает детям выбрать угощения: если со всеми заданиями справились легко и быстро, возьмите большую конфету. Если немножко затруднялись, возьмите конфету побольше. Если очень трудно было составить рассказ, возьмите маленькую конфету.

Выбирают поощрение за деятельность.

Предложить детям самим выбрать поощрение: конфеты разного размера. И назвать 3 слова – признака, используя наглядную опору в виде карточек – признаков объекта, “какая она?”

Например: по вкусу конфета сладкая, по запаху клубничная, по размеру большая.

Каждый ребенок попробовал оценить себя. Закрепил знание карточек – признаков объекта.

Желаем успеха!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service