ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Безотрывное письмо - за и против.

Судьева И. В., учитель-логопед МОУ СОШ №15 г. Твери , 2 квалификационная категория.

Уровень развития детей, поступающих в первый класс, состояние их физического здоровья очень различен.  В массовой школе наряду с хорошо подготовленными школьниками очень большой процент детей с общим недоразвитием речи,  дизартрическими расстройствами, двигательными нарушениями,с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.  Одной из характеристик таких  детей является плохо развитая мелкая моторика и моторная неловкость. Процесс обучения письменной речи для этих детей представляет определенные сложности. Учитывая сказанное выше, попытаемся разобраться какой способ письма наиболее продуктивный для данных детей.

Материал с сайта www.logoped.ru

За последние несколько лет программа обучения детей в школе претерпела ряд изменений. Появилось много программ, по которым ребенок может обучаться по выбору родителей или рекомендациям педагогов. В связи с этим методика обучения детей письму так же не осталось без внимания.  Безотрывное письмо было заменено на письмо с отрывом руки  т.е. на письмо по элементам. Данная система письма была традиционной, в период письма перьевой ручкой. Перо не имеет возможности скользить про бумаге без длительного отрыва, чем кардинально и отличается от современной шариковой ручки. При письме пером требовалось обмакивание в чернила – следовательно, отрыв.  Обучая письменной речи, неукоснительно требовалось каллиграфическое начертание букв и здесь письмо с отрывом руки имеет ряд преимуществ перед безотрывным письмом: это возможность более аккуратно порисовать элемент, правильно расположив его в пространстве (наклон, длина линии относительно строки). Это достигается за счет паузы во время отрыва, которая дает возможность снять напряжение с руки, что очень важно также и в период обучения письму.

 Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он ос­тановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обу­чения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву и. Обучающийся, делает паузу (прерывается) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами  (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо. Не выдерживается параллельность, линий, так как перенести ручку в пространстве и на­чать новое движение с нужной точки чаще всего не представля­ется возможным для ребенка с плохо развитой мелкой моторикой особенно. Здесь же можно увидеть приписывание элемента на расстоянии от предыдущего, что приводит к разрыву слова в целом.

Материал с сайта www.logoped.ru

Анализируя работы современных учащихся начальной школы можно проследить , что количество дисграфических ошибок, связанных кинестетическим запоминанием буквы не сокращается, а увеличивается, так как у него не формируется кинестетический образ буквы, а есть лишь отдельные элементы которые нужно собирать ориентируясь на зрительное восприятие символа.  При постоянном отрыве руки во время быстрого письма и в периоды утомления рука ребенка автоматически выполняет наиболее легкое движение – элемент вниз (и-у, б-д). следует отметить, что соединение буквы д с последующей буквой гораздо легче, чем соединение с буквой  б, где пишущий должен оторвать руку от крючка б , вернуться к элементу о и приписать соединительную линию. Выполнить данные действия гораздо сложнее, нежели соединения при букве д, где не требуются столь сложные операции, что в свою очередь также свидетельствует в пользу безотрывного письма. При написании буквы а в сильной позиции и в конце слова элемент, отличающий букву о от а теряется исключительно по причине отрыва руки.

Дети  с нарушениями письма, отличаются еще одной особенностью - десинхронизация письма и проговаривания. Дети диктуют себе гораздо быстрее, чем они могут записать, и, стремясь успеть за своей речью,происходит потеря элемента, на написание которого требуется дополнительное время.

Как говорилось выше, письмо с отрывом руки способствует развитию каллиграфии. Но говоря о детях с проблемами в обучении, данная характеристика письма отходит на задний план. Письмо ребенка в первую очередь должно быть грамотным , во  вторую читаемым. Для красоты письма, помимо навыка прописывания букв, очень важное значение имеет ручка, которой пишет ребенок. В современной школе этому не уделяется должного внимания. Дети пишут ручками не предназначенными для детской руки - диаметр ручек, чаще всего, слишком большой. Детские пальцы не принимают оптимального положения для письма, не происходит должного захвата и как следствие быстрая утомляемость от чего качество письма заметно страдает.

Применяя в коррекционной работе, помимо традиционных способов устранения данных нарушений, переход от отрывного письма к безотрывному, наблюдается очень хорошая динамика.

 

Литература:

1.Базарный В.  Влияние на психическое и физическое развитие и здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой и импульсно-нажимного – перьевой. эр 1996.

2. М. Безруких "Как научить ребенка писать красиво") –эр

3. Лурия А.Р. Письмо и речь нейролингвистические исследования.-М.,2002.

4. Садовникова И. Н. нарушения письменной речи у младших школьников.-М.,1983.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service