ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Специфические особенности речевого развития у девочек и мальчиков дошкольного возраста

Каляан Н.В.
учитель-логопед, с. Мильково, МКДОУ
Особенности речевого развития девочек и мальчиков.

«Особенности речевого развития девочек и мальчиков.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Как известно, жизненно важным условием развития личности является овладение речью, поскольку последней принадлежит ведущая роль в формировании и развитии мышления у детей.

В этой связи особую значимость имеет суть объяснения неодинакового воспитания, связанного с физиологическим различием в развитии мальчиков и девочек.

Ряд отечественных исследователей, таких как В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Д. Громова отмечают неодинаковое развитие у мальчиков и девочек речи, зависящее от времени созревания центральной нервной системы. Эта особенность проявляется в период их зрелости, поскольку девочки в этом отношении рождаются более зрелыми, чем мальчики, с разницей в три-четыре недели.

Из исследований Д.Б. Эльконина видно, что у девочек более развит вербальный интеллект, у них раньше происходит формирование речи.

В исследованиях В.Д. Громовой отмечается, что у мальчиков, однако, лучше развиты способности, связанные с усвоением пространственных соотношений.

Наряду с отмеченным, названные исследователи отмечают особенности у разнополых детей в понимании речи. Так, если девочки более полно воспринимают речь, построенную на эмоциях, то мальчики обращают внимание на такие критерии, как содержательность и краткость.

Что касается произношения ребенком звуков речи, то это зависит от готовности фонематического слуха к восприятию отдельных фонем языка. В исследованиях В.Д. Еремеевой отмечено, что на начальных стадиях развития девочки в возрасте семи лет превосходят мальчиков и у них намного раньше формируется речь, а у мальчиков к этому времени более развиты математические, зрительно-пространственные наклонности.

Изучая исследования Т.П. Хризман о восприятии неречевых звуков разнополыми детьми, можно отметить, что, начиная с пяти лет, мальчики воспринимают левым ухом лучше неречевые звуки (шум ветра, крики животных), чем девочки.

Большое влияние на развитие речи ребенка старше года шести месяцев оказывает ускоренный переход слов из пассивного в активный словарь. Девочки старше одного года восьми месяцев становятся более «говорливыми», в то время как мальчики достигают такой активности только после года и десяти месяцев.

Этой же проблеме уделяет определенное внимание и С.Н. Цейтлин, указывая на особенности в формировании речи мальчиков, девочек с начала детского возраста. При этом она считает, что девочки, достигнув восемнадцати месяцев, уже знают, приблизительно, порядка пятидесяти слов, в то время как мальчики указанное количество слов могут запомнить лишь не ранее двадцати двух месяцев.

Вместе с тем она отмечает, что у девочек речь богаче по словарному запасу и грамматическому строю, чем у мальчиков. Но они, усвоив детский лексикон, активно становятся на путь пополнения объема своего глагольного словаря.

По мнению М.Ю. Ушаковой глагольная лексика повествования мальчиков свидетельствует о значительной динамичности, информативности, в то время как высказывания девочек из-за частого применения существительных сравнительно предметна и статична. Кроме того, в рассказах девочек содержится и много прилагательных, что говорит об их повышенной внимательности к качеству, признаков явлений, предметов.

По мнению М.Ю. Ушаковой, девочки раньше мальчиков овладевают навыками чтения. Но, как правило, к шести годам указанные различия исчезают.

В пять лет у разнополых детей степень развития слухоречевой памяти становится одинаковым.

В.Д. Еремеевой отмечается и отсутствие различий у детей разного пола в овладении фразовой речью с акцентом на то, что у девочек наблюдается небольшой временной сдвиг в два-три месяца в их пользу.

Вместе с тем девочки обладают способностью выучить с участием взрослыми высказывания из трех слов в отсутствие глагола, но потом не в состоянии перерабатывать указанные сочетания в развернутое предложение.

Особого внимания требуют отдельные высказывания детей разного пола. Так, девочки иногда неправильно подбирают глаголы, сообщая о каких-то событиях, относящихся к мужской деятельности, а мальчики свидетельствовали о действиях, которые имели прямое отношение к женщинам. Такие ошибки имеют место до тех пор пока дети не приобретают определенного опыта.

М.Ю. Ушакова в своих исследованиях отмечает, что взрослые, сознательно либо нет, нередко присваивают высказываниям мальчиков вместе с логичностью низкий уровень их грамотности с применением подобающих языковых средств.

Несмотря на это, указанные представления используются воспитателями, педагогами, ограничивая тем самым развитие детей, в то время как различия речевой деятельности считается естественным и закономерным явлением.

Наряду с этим выявлены и психологические различия между одним и другим полом. Экспериментально установлено повышенная вербальная способность у девочек. У них более развиты способности к артикуляции и подражанию. Совершенствуя речевые навыки пониманием прочитанного, они меньше допускают ошибок во время чтения. У мальчиков же значительно развиты математические и другие способности.

Наряду с указанным отмечается, что мальчики, усваивая язык, в два раза больше подвержены страданиям от расстройства речи. Их позднее развитие речи в течение небольшого времени развивается совершенно нормально – без каких-либо патологий.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Еремеева В.Д. Психологические особенности мальчиков и девочек.

2. Ушакова М.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста 2006.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. 2000.

4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. 2009.


Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service