ЛОГОПЕД.ru

Раздел для специалистов.

 
 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики в старшей группе

Приложение к "Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности".

Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

Подготовительный этап

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

(сентябрь – декабрь)

п/п

цель

Блок деятельности

1

Изучение и уточнение эмоциональных состояний

  • Беседы.
  • Игры “Разные настроения”.

 

2

Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

  • Мимические средства (мимическая гимнастика).
  • Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов как физминутки и упражнения на релаксацию).
  • Графические изображения лица.
  • Цветовая характеристика эмоций.
  • Игры “Обезьянки”, “Книга настроений”, “Зеркальный кубик”, “Кубик эмоций”, “Наседка и цыплята”, “Лото настроений”, “Собери лицо”, “Нарисуй клоуна”, “Комната смеха”, “Через стекло”, “Следствие ведут малыши”, “Угадай по описанию”.

 

3

Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей

  • Чтение небылиц “Так бывает или нет”, “Первый раз в детском саду”, “Обычный, странный”, “Разные колеса”, “У тебя у самого свой ум” В.Даля.
  • Упражнение (ТРИЗ), “Хорошо – плохо”, “Я думаю-он думает…”.
  • Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
  • Игры “Чья песенка”, “Кто так танцует”, “Что тебе снится”, “Подбери к мелодии цвет”, “Азбука настроений”, “Встреча настроений”.

 

4

Формирование воспроизведения ритма речи

  • Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков: “По какой дорожке скачет лягушка”, “Высоко-низко”; “Полет пчелы”.

 

5

Формирование восприятия выразительности речи

  • Игры “Кто так говорит”, “Какое настроение у ежика”, “Какая маска говорит”.

 

6

Использование междометий в экспрессивной речи

  • Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.

 

7

Использование фразы с нужной интонацией.

  • Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.
  • Игры “У меня есть кот”, “У меня есть собака”, “Мама пришла”.

8

Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи

  • Диалоги.
  • Стихотворения.
  • Игры-драматизации “Перчатки”, “Котята”, “Сказка о глупом мышонке”, “Теремок”, “Колобок”, “Три медведя” и др.

 

Основной этап

Формирование эмоциональной лексики

(январь – май)

п/п

Цели и задачи

Блок деятельности

Словообразование

 

1

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением

  • Игры “Ласковые имена”, “Оденем кукол на прогулку”, “Накрой на стол”, “Большой – маленький”.

 

2

Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)

 

  • Игры “Братец Ик и Братец Ищ”, “Гномы и великаны”

3

Образование слов-синонимов

  • Игры “Слова – друзья”, “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.

 

4

Образование слов-антонимов

  • Игры “Наоборот”, “Вредный попугай”, “Слова – враги”.

 

5

Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)

 

  • Игра “У кого больше”, “Раскрась слова”, “Подбери к цвету слово”

Образование словосочетаний

 

1

Добавление слов в словосочетании

  • Подбор существительных к прилагательным.
  • Игры “Про кого можно сказать”, “Подбери словечко”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.

 

2

Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени

 

  • Игры “Подбери слова к цвету”, “Угадай кто веселее”, “Разложи и расскажи”, “Кто лучше”, “Расскажи кто как одет”

3

Образование словосочетаний с синонимически близкими словами

 

  • Игры “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”.

4

Образование словосочетаний со словами противоположного значения

 

  • Игры “Скажи наоборот”, “Вредный попугай”, “Хорошо – плохо”, “Красивое и безобразное”, “Испорченный телефон”.

Составление предложений

 

1

Составление предложений с заданным словом

 

  • Игра “Составь предложение”.

2

Составление деформированного предложения

 

  • Игры “Подружи слова”, “Помоги Незнайке”, “Верно – неверно”.

3

Распространение предложений с помощью синонимов

 

  • Игра “Снежный ком”, “Кто скажет лучше”, “Подбери красивые слова”.

4

Составление предложений с противительным союзом “А”

 

  • Игры “Наоборот”, “Вредный Буратино”, “Я начну, а ты продолжи”.

5

Составление предложений, с союзом “потому что”

  • Игры “Я начну, а ты продолжи”, “Почему так бывает”, “Почему и потому”.

Обучение рассказыванию

 

1

Составление рассказов по графическим схемам

 

  • Игры “Прочитай письмо”, “Напиши письмо другу”.

2

Составление рассказов по серии сюжетных картин

  • Расположение в нужном порядке картинок.
  • Определение эмоционального состояния героев.
  • Рассказывание “по цепочке”.
  • Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события.
  • Инсценировка рассказа.

 

3

Составление рассказа по сюжетной картине

  • Беседа по вопросам.
  • Рассказ, составленный из ответов детей.
  • Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.
  • Составление рассказа “по цепочке”.
  • Самостоятельное рассказывание.

 

Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики в подготовительной группе

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

п/п

цель

Блок деятельности

1

Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

  • Мимические средства (мимическая гимнастика).
  • Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов как физминутки и упражнения на релаксацию).
  • Графические изображения лица.
  • Цветовая характеристика эмоций.
  • Игры “Комната смеха”, “Через стекло”, “Где мы были не скажем, что делали покажем”, “Угадай по описанию”, “Зеркало движений”, “Рассмеши царевну-Несмеяну”, “Обезьянки”, “Книга настроений”, “Угадай настроение”, “Кубик эмоций”, “Наседка и цыплята”, “Лото настроений”, “Собери лицо”, “Нарисуй клоуна”.

 

2

Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей

  • Чтение небылиц “Так бывает или нет”, “Обычный, странный”, “Разные колеса”, “У тебя у самого свой ум” В.Даля.
  • “Сказки наизнанку”, “Яначну, а ты продолжи”, “Нравится – не нравится”, “Хорошо – плохо”, “Я думаю-он думает…”.
  • Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
  • Игры “Назови похожее”, “Два зеркала”, “Детективы”, “Здравствуй-прощай”, “Чья песенка”, “Кто так танцует”, “Что тебе снится”, “Подбери к мелодии цвет”, “Азбука настроений”, “Встреча настроений”.

 

3

Формирование воспроизведения ритма речи

  • Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков:

    1. Прослушивание изолированных ударов и определение количества ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
    2. Прослушивание серии простых ударов и предъявление карточки.
    3. Прослушивание серии акцентированных ударов и предъявление карточки.
    4. Отстукивание подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленных изолированных ударов.
    5. Запись условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
    6. Самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке удары и

их серии (простые и акцентированные).

  • Игры “Лягушка скачет”, “Пчелка летит”

 

4

Формирование восприятия выразительности речи

  • Игры “Сердитый дедушка”, “Иностранец”, “Кто так говорит”, “Какое настроение у ежика”, “Какая маска говорит”.

 

5

Использование междометий в экспрессивной речи

  • Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.

 

6

Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи

  • Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.
  • Игры “иностранец”, “Подарок”, “Мама пришла”, “День рождения Маши”, “Новая игрушка”, “В гостях у Петрушки”, “В зоопарке”.

7

Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи

  • Диалоги.
  • Стихотворения.
  • Игры-драматизации “Три поросенка”, “Рукавичка”, “Сказка о глупом мышонке”, “волк и семеро козлят”, “Лиса и волк”, “Три медведя” и др.

 

Формирование эмоциональной лексики

п/п

Цели и задачи

Блок деятельности

Словообразование

 

1

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением

  • Игры “Ласковые имена”, “Оденем кукол на прогулку”, “Накрой на стол”, “Большой – маленький”.

 

2

Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”)

 

  • Игры “Братец Ик и Братец Ищ”, “Гномы и великаны”

3

Образование слов-синонимов

  • Игры “Слова – друзья”, “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.

 

4

Образование слов-антонимов

  • Игры “Наоборот”, “Вредный попугай”, “Слова – враги”.

 

5

Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)

 

  • Игра “У кого больше”, “Раскрась слова”, “Подбери к цвету слово”, “Разложи по цветам”.

6

Образование превосходной степени прилагательных (грустный – наигрустнейший)

 

  • Игра “У меня столько, а у тебя еще больше”.

Образование словосочетаний

 

1

Добавление слов в словосочетании

  • Подбор существительных к прилагательным.
  • Игры “Про кого можно сказать”, “Подбери словечко”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”.

 

2

Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени

 

  • Игры “Подбери слова к цвету”, “Угадай кто веселее”, “Разложи и расскажи”, “Кто лучше”, “Расскажи кто как одет”

3

Образование словосочетаний с синонимически близкими словами

 

  • Игры “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Слова-друзья”.

4

Образование словосочетаний со словами противоположного значения

 

  • Игры “Скажи наоборот”, “Вредный попугай”, “Хорошо – плохо”, “Красивое и безобразное”, “Испорченный телефон”.

5

Образование словосочетаний путем добавления главного слова к зависимому

 

  • Игра “Подбери слово”, “Скажи какой”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто скажет больше”, “Укрась слово”.

6

Образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к главному

  • Игры “Подбери словечко”, “Про кого так говорят”, “Загадки - подсказки”.

Составление предложений

 

1

Составление предложений с заданным словом

 

  • Игра “Составь предложение”, “Прочитай предложение по схеме”, “Напиши” предложение”.

 

2

Составление деформированного предложения

 

  • Игры “Подружи слова”, “Помоги Незнайке”, “Верно – неверно”, “Опять двойка”.

3

Распространение предложений с помощью синонимов

 

  • Игра “Снежный ком”, “Кто скажет лучше”, “Подбери красивые слова”.

4

Составление предложений с противительным союзом “А”

 

  • Игры “Наоборот”, “Вредный Буратино”, “Я начну, а ты продолжи”.

5

Составление предложений с использованием прилагательных в превосходной и сравнительной степени

 

  • Игры “Цветик – семицветик”, “Расскажи о друге”, “Вы поедете на бал”, “Готовимся к празднику”.

6

Составление предложений, с союзом “потому что”

  • Игры “Я начну, а ты продолжи”, “Почему так бывает”, “Почему и потому”.

 

Обучение рассказыванию

 

1

Составление рассказов по графическим схемам

  • Игры “Прочитай письмо”, “Напиши письмо другу”.

 

2

Составление рассказов по серии сюжетных картин

  • Расположение в нужном порядке картинок.
  • Определение эмоционального состояния героев.
  • Рассказывание “по цепочке”.
  • Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события.
  • Инсценировка рассказа.

 

3

Составление рассказа по сюжетной картине

  • Беседа по вопросам.
  • Рассказ, составленный из ответов детей.
  • Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.
  • Составление рассказа “по цепочке”.
  • Самостоятельное рассказывание.

 

4

Творческое рассказывание

  • Придумывание конца рассказа;
  • Самостоятельное сочинение рассказов и историй: “Что было дальше”, “Сказки наизнанку”, “Салат из сказок”, “Перевирание сказки”, “Сказка-калька”.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  •  

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service