ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической (сенсорной) афазии.

Шарафутдинова Л.В., логопед, детская поликлиника г.Радужный, ХМАО-Югра.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.

При акустико-гностической афазии поражены верхние височные отделы коры левого полушария, в котором происходит анализ и синтез звуков речи. Поражение верхних височных отделов ведёт к распаду речевого и не речевого слухового гнозиса. Таким образом, основной фактор, это распад фонематического слуха.

Материал с сайта www.logoped.ru

Сохранно:

• Общая смысловая сфера слова (пациент понимает, что рука, это часть тела, а где она находится и что делает, не понимает).

• Сохранна система приставок, суффиксов, окончаний, но нарушена корневая часть слова.

• Нарушено понимание речи, из-за распада фонематического слуха.

• Распад оперативной памяти (пациент долго не может вспомнить слово, даже с помощью логопеда).

• Распад повторной речи. (Пациенты не могут повторить ни одного слова правильно. При повторении наблюдаются парафазии, логорреи).

• Распад экспрессивной стороны речи (словесный салат). Речь не несёт никакой информации.

• Распад чтения и письма.

• Нарушение неречевого слухового гнозиса. Слуховая агнозия – нет шумов, звуков.

• Нарушение эмоциональной сферы (легко возбудимы, импульсивны).

• Снижение познавательной деятельности.

Восстановительное лечение.

Центральная задача:

- восстановление фонематического слуха и вторично нарушенной экспрессивной речи, чтения и письма.

Установить контакт с пациентом.

- затормозить логоррею.

- объяснения факта заболевания.

- организация учебной деятельности.

Обучаем слушать и понимать речь.

• магнитофонный метод (записываем значимые и правильно произносимые слова пациента).

- воспроизводи запись, а пациент слушает.

- соотносим их с картинками.

- соотносим с графическими карточками.

• Метод озвучания чтения.

- пациент слушает и читает графические карточки.

Повторяем весь детский словарь лексических тем.

Работа с натуральным рядом чисел.

- счет вслух, с опорой на числа от 1 до 10.

- обратный счет, с опорой на цифры.

- счет парами, тройками, с опорой на цифры.

Решение арифметических примеров с пропущенными звеньями

(10: …=5)

- пациент пишем цифру 2. Он находит карточку со словом ДВА.

- работа над таблицей умножения.

Эти методы помогают воспитывать внимание к речи окружающих.

Пациент начинает понимать и пользоваться детским словарём. Справляется с логорреей.

Восстановление понимания общего смысла высказывания.

1 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых от пересказанных небольших текстов.

Пациента учим слушать короткие тексты. Логопед читает, а пациент подбирает соответствующие картинки. Далее пациент должен

сказать и ком, или о чём идёт речь. Считает количество предложений. 300-400 текстов.

Например: Перед пациентом выкладываются сюжетные картинки. Логопед читает текст целиком, а затем отдельные предложения.

Пациент соотносит каждое предложение в соответствии с сюжетной картинкой. Если он выполняет задание не правильно, то логопед интонацией выделяет предметные слова в предложении и просит их показать на карточке.

2 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых вне контекста.

Логопед читает предложение. Пациент соотносит предложение с карточкой. Затем проводит количественный и качественный анализ

фразы(считает количество слов в предложении, выкладывает схему предложения с помощью фишек, повторяет фразу самостоятельно).

3 этап. Восстановление понимания конкретно значимых слов.

- Логопед выкладывает перед пациентом 15-20 предметных картинок. Даёт задание пациенту, выделить две категории предметов по образцу (фрукты-овощи).

- логопед предлагает выделить 2 группы предметов по словесной инструкции.

- логопед выкладывает ряд предметных картинок и дает задание выделить предметные картинки, но они отсутствуют.

Когда накоплен достаточный объем слов, то начинается работа по восстановлению фонематического слуха.

Программа №1.

В основе этой программы лежит метод оптической классификации предметных картинок. Перед пациентом выкладываются 3 буквы.

Они не должны быть близкими по артикуляции.

Например: Б,Л,Ц.

- выкладывается ряд предметных картинок. Логопед дает задание пациенту, разложить картинки в соответствии с начальными

звуками.(Б-белка, банан) и т.д.

Материал с сайта www.logoped.ru

Программа №2.

В основе лежит оптико-акустическая классификация предметных картинок.

- выкладываются картинки, наименование которых начинаются с букв Б,Л,Ц. Пациенту даются буквы, которые он должен разложить в соответствии с картинками и назвать первый звук в слове.

Программа №3.

Метод акустической классификации.

- Логопед называет звук вслух. Пациент должен найти картинку в соответствии со звуком. Выделенный звук записываем буквой.

Букву подкладываем к соответствующей картинке и т.д.

Программа №4.

• Соотнесение звука с его артикуляцией.

- логопед предлагает пациенту посмотреть на картинку.

- вспомнить название картинки(собака).

- логопед артикуляцией, беззвучно произносит первый звук в слове.

- предлагает пациенту найти среди лежащих букв соответствующую букву.

- закрыть глаза, ощупать рукой букву.

- написать на столе, в воздухе пальцем букву.

- произнести звук вслух.

- посмотреть в зеркало и произнести еще раз звук.

- звук записывается на магнитофон.

- работа по закреплению звук - буква. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Проходим все звуки речи.

• Учим различать слова далекие по звучанию и разные по ритмическому рисунку (жук-липа).

• Учим различаем слова далекие по звучанию, но одинаковые по ритмическому рисунку(бак-рак).

• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по акустическому признаку.

• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по артикуляционному признаку.

• Дифференцируем звуки.

- дается ряд карточек с парными звуками. Пациент внимательно изучает и рассматривает парные карточки (Р-Л).

- соотносит звуки с соответствующими буквами.

- анализирует оральный образ звуков.

- выкладываются парные картинки(рак-лак).

- пациент называет первые звуки, соотносит их с буквами, записывает буквы и.т.д.

- составляет предложения с данными карточками, проводит устный анализ предложения, записывает в тетрадь, читает,

подчеркивает оппозиционные фонемы.

Программа №5.

Задача: Обучение анализа фразы, текста.

- работа начинается с анализа предложений. Логопед произносит фразу, а пациент слушает.

- соотносит предложение с картинкой.

- подсчитывает количество слов во фразе.

- с помощью фишек выкладывает схему предложения.

- предметное слово выкладывает с определенной картинкой.

- анализирует предметное слово.

- звук соотносит с буквой.

- составляет слово из букв разрезной азбуки.

- громко проговаривает слово.

- анализ текста. Подсчитывает количество предложений в тексте, каждое предложение выкладывает фишками, подсчитывает количество фишек.

Материал с сайта www.logoped.ru

Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.

Восстановление письма предшествует восстановление чтения, опирающего на звуко - буквенный анализ состава слова.

Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.

Срок восстановительного лечения при акустико-гностической афазии, от 6 до 10 месяцев.

Литература.

1. Винарская Е.Н. "Клинические проблемы афазии" М. Медицина. 1974г.

2. Волкова Л.С. Логопедия. М. Владос. 2004г.

3. Оппель В.В. "Востановление речи после инсульта". М. Просвещение 1989г.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service