ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Коррекционно-педагогическая работа при акустико-гностической (сенсорной) афазии.

Шарафутдинова Л.В., логопед, детская поликлиника г.Радужный, ХМАО-Югра.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.

При акустико-гностической афазии поражены верхние височные отделы коры левого полушария, в котором происходит анализ и синтез звуков речи. Поражение верхних височных отделов ведёт к распаду речевого и не речевого слухового гнозиса. Таким образом, основной фактор, это распад фонематического слуха.

Материал с сайта www.logoped.ru

Сохранно:

• Общая смысловая сфера слова (пациент понимает, что рука, это часть тела, а где она находится и что делает, не понимает).

• Сохранна система приставок, суффиксов, окончаний, но нарушена корневая часть слова.

• Нарушено понимание речи, из-за распада фонематического слуха.

• Распад оперативной памяти (пациент долго не может вспомнить слово, даже с помощью логопеда).

• Распад повторной речи. (Пациенты не могут повторить ни одного слова правильно. При повторении наблюдаются парафазии, логорреи).

• Распад экспрессивной стороны речи (словесный салат). Речь не несёт никакой информации.

• Распад чтения и письма.

• Нарушение неречевого слухового гнозиса. Слуховая агнозия – нет шумов, звуков.

• Нарушение эмоциональной сферы (легко возбудимы, импульсивны).

• Снижение познавательной деятельности.

Восстановительное лечение.

Центральная задача:

- восстановление фонематического слуха и вторично нарушенной экспрессивной речи, чтения и письма.

Установить контакт с пациентом.

- затормозить логоррею.

- объяснения факта заболевания.

- организация учебной деятельности.

Обучаем слушать и понимать речь.

• магнитофонный метод (записываем значимые и правильно произносимые слова пациента).

- воспроизводи запись, а пациент слушает.

- соотносим их с картинками.

- соотносим с графическими карточками.

• Метод озвучания чтения.

- пациент слушает и читает графические карточки.

Повторяем весь детский словарь лексических тем.

Работа с натуральным рядом чисел.

- счет вслух, с опорой на числа от 1 до 10.

- обратный счет, с опорой на цифры.

- счет парами, тройками, с опорой на цифры.

Решение арифметических примеров с пропущенными звеньями

(10: …=5)

- пациент пишем цифру 2. Он находит карточку со словом ДВА.

- работа над таблицей умножения.

Эти методы помогают воспитывать внимание к речи окружающих.

Пациент начинает понимать и пользоваться детским словарём. Справляется с логорреей.

Восстановление понимания общего смысла высказывания.

1 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых от пересказанных небольших текстов.

Пациента учим слушать короткие тексты. Логопед читает, а пациент подбирает соответствующие картинки. Далее пациент должен

сказать и ком, или о чём идёт речь. Считает количество предложений. 300-400 текстов.

Например: Перед пациентом выкладываются сюжетные картинки. Логопед читает текст целиком, а затем отдельные предложения.

Пациент соотносит каждое предложение в соответствии с сюжетной картинкой. Если он выполняет задание не правильно, то логопед интонацией выделяет предметные слова в предложении и просит их показать на карточке.

2 этап. Восстановление понимания смысла отдельных предложений, но взятых вне контекста.

Логопед читает предложение. Пациент соотносит предложение с карточкой. Затем проводит количественный и качественный анализ

фразы(считает количество слов в предложении, выкладывает схему предложения с помощью фишек, повторяет фразу самостоятельно).

3 этап. Восстановление понимания конкретно значимых слов.

- Логопед выкладывает перед пациентом 15-20 предметных картинок. Даёт задание пациенту, выделить две категории предметов по образцу (фрукты-овощи).

- логопед предлагает выделить 2 группы предметов по словесной инструкции.

- логопед выкладывает ряд предметных картинок и дает задание выделить предметные картинки, но они отсутствуют.

Когда накоплен достаточный объем слов, то начинается работа по восстановлению фонематического слуха.

Программа №1.

В основе этой программы лежит метод оптической классификации предметных картинок. Перед пациентом выкладываются 3 буквы.

Они не должны быть близкими по артикуляции.

Например: Б,Л,Ц.

- выкладывается ряд предметных картинок. Логопед дает задание пациенту, разложить картинки в соответствии с начальными

звуками.(Б-белка, банан) и т.д.

Материал с сайта www.logoped.ru

Программа №2.

В основе лежит оптико-акустическая классификация предметных картинок.

- выкладываются картинки, наименование которых начинаются с букв Б,Л,Ц. Пациенту даются буквы, которые он должен разложить в соответствии с картинками и назвать первый звук в слове.

Программа №3.

Метод акустической классификации.

- Логопед называет звук вслух. Пациент должен найти картинку в соответствии со звуком. Выделенный звук записываем буквой.

Букву подкладываем к соответствующей картинке и т.д.

Программа №4.

• Соотнесение звука с его артикуляцией.

- логопед предлагает пациенту посмотреть на картинку.

- вспомнить название картинки(собака).

- логопед артикуляцией, беззвучно произносит первый звук в слове.

- предлагает пациенту найти среди лежащих букв соответствующую букву.

- закрыть глаза, ощупать рукой букву.

- написать на столе, в воздухе пальцем букву.

- произнести звук вслух.

- посмотреть в зеркало и произнести еще раз звук.

- звук записывается на магнитофон.

- работа по закреплению звук - буква. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Проходим все звуки речи.

• Учим различать слова далекие по звучанию и разные по ритмическому рисунку (жук-липа).

• Учим различаем слова далекие по звучанию, но одинаковые по ритмическому рисунку(бак-рак).

• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по акустическому признаку.

• Выделяем и противопоставляем фонемы близкие по артикуляционному признаку.

• Дифференцируем звуки.

- дается ряд карточек с парными звуками. Пациент внимательно изучает и рассматривает парные карточки (Р-Л).

- соотносит звуки с соответствующими буквами.

- анализирует оральный образ звуков.

- выкладываются парные картинки(рак-лак).

- пациент называет первые звуки, соотносит их с буквами, записывает буквы и.т.д.

- составляет предложения с данными карточками, проводит устный анализ предложения, записывает в тетрадь, читает,

подчеркивает оппозиционные фонемы.

Программа №5.

Задача: Обучение анализа фразы, текста.

- работа начинается с анализа предложений. Логопед произносит фразу, а пациент слушает.

- соотносит предложение с картинкой.

- подсчитывает количество слов во фразе.

- с помощью фишек выкладывает схему предложения.

- предметное слово выкладывает с определенной картинкой.

- анализирует предметное слово.

- звук соотносит с буквой.

- составляет слово из букв разрезной азбуки.

- громко проговаривает слово.

- анализ текста. Подсчитывает количество предложений в тексте, каждое предложение выкладывает фишками, подсчитывает количество фишек.

Материал с сайта www.logoped.ru

Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слуха.

Восстановление письма предшествует восстановление чтения, опирающего на звуко - буквенный анализ состава слова.

Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.

Срок восстановительного лечения при акустико-гностической афазии, от 6 до 10 месяцев.

Литература.

1. Винарская Е.Н. "Клинические проблемы афазии" М. Медицина. 1974г.

2. Волкова Л.С. Логопедия. М. Владос. 2004г.

3. Оппель В.В. "Востановление речи после инсульта". М. Просвещение 1989г.

Желаем успехов!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service