ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

нашел лечение зубов по телефону в Екатеринбурге.

Природа Карелии

Предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии у учащихся с билингвизмом как основа успешного усвоения учебного материала.

Н.И.Сафронова, учитель-логопед МБОУ “СОШ № 3” г.Югорск, ХМАО-Югра.

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.

Материал с сайта www.logoped.ru

Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов.

Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии, проявления дисграфии и дислексии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной логопедической помощи.

На основании логопедического обследования детей возникла необходимость в коррекции нарушений

лексико-грамматического строя речи, так как при поступлении в первый класс у большинства детей с билингвизмом отмечаются часто встречающиеся нарушения:

• несформированность звуковой стороны речи;

• незаконченность формирования фонематического восприятия;

• бедность словарного запаса;

• нарушения в грамматическом оформлении речи;

• низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;

• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Целью моей работы является коррекция нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей с билингвизмом и профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.

Чтобы реализовать эту цель, я поставила перед собой задачи:

• уточнить и обогатить словарный запас учащихся;

• сформировать навыки словообразования и словоизменения;

• обучить правильному грамматическому оформлению предложений;

• создать условия для формирования связной речи учащихся;

Логопедическая коррекция речевых нарушений у двуязычных детей проводится в форме групповых и индивидуальных занятий.

Мною был подобран и систематизирован практический материал по данной теме и определена система деятельности с двуязычными учащимися.

Обогащение словарного запаса осуществляется главным образом на основе овладения детьми различными способами словообразования и словоизменения. Например:

1. К названию большого предмета подобрать название маленького предмета. Рука - ручка, нос - носик, шкаф - шкафчик, стакан–стаканчик, кольцо – колечко, коляска – колясочка.

2. К названию одного предмета подобрать названия двух, пяти предметов. Например: стол – два …, пять …; ручка – две … , пять… ; пенал – два … , пять … .

3. Образовать от данных слов новые слова, обозначающие профессии. Учит – учитель, строит –строитель, шьёт – швея, фотографирует – фотограф.

4. Подобрать к прилагательному однокоренное существительное. Сильный – силач, болтливый – болтун, храбрый – храбрец, мудрый– мудрец, старый – старец.

5. Кто у кого? Назови детёнышей. У лягушки – лягушата, у волка – волчата, у овцы – ягнята, у лошади – жеребята, у свиньи –поросята, у козы – козлята.

6. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос: Какой? Какая? Какие? Стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный, кисель из клюквы – клюквенный, куртка из кожи – кожаная.

7. Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба –дубовая кора; поля картофеля – картофельные поля; зверь леса – лесной зверь; цветок поля – полевой цветок.

Совершенствование грамматического строя речи достигается в процессе усвоения слов в предложении и овладения моделями предложений различных синтаксических конструкций. Например:

1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложения. В стакан …лили молоко. Ученица …писала домашнее задание. Дрова рубят топор… . Хлопьями падал мягкий снеж… .

2. Дописать корень в словах предложения: Петя …ит зимой птиц. Он сделал …ушку. Хороший у птиц …овой столик. Каждый день прилетают сюда птицы …иться.

3. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.

В, нашли, цыплята, саду, шарик, беленький.

4. Исправь ошибки в выделенных словах. Ученика созвали к доске. Мама избила сливки для торта. Малыш избежал в комнату.Нужно вырезать огурцы для салата.

Материал с сайта www.logoped.ru

5. Спиши текст. Вставь пропущенные слова, обозначь в них корень.

Как солить огурцы.

Приготовь крупную … . Вскипяти воду и …её. Получится … . Залей огурцы … . Через два дня огурцы станут … . Через пять дней они станут … .

Слова для справок: соль,солёными, рассолом, посоли, рассол, малосольными.

Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочение на этой основе имеющихся у детей средств языка позволяет приступить к работе по совершенствованию связной речи. Дети тренируются анализировать текст:

- определять тему, основную мысль рассказа;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- составлять план связного высказывания;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями.

Огромная роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе над текстом. Например:

  1. Составь рассказ из данных предложений.
  2. Орёл и обезьяны.

    Еле вырвался орёл от обезьян. Орёл схватил маленькую обезьянку.

    Обезьянка закричала и уцепилась за сучья. Долго кружились в воздухе его перья. Примчались обезьяны с других деревьев. Они вцепились в крылья орла.

  3. Составь рассказ из данных предложений, установив правильную последовательность.
Материал с сайта www.logoped.ru

Воробей.

Моя собака приближалась к нему.Вдруг она уменьшила свои шаги. И начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда, растопырив крылышки. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Я поспешил отозвать пса – и удалился.

Для более эффективной работы по коррекции речевых нарушений необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения и родителями. С этой целью мною проводятся родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование родителей, посещение родителями логопедических занятий.

Критериями оценки эффективности работы являются контрольные срезы и обследование лексико-грамматического строя речи.

Данная работа предполагает использование приёмов и способов не только узкими специалистами, но и учителями и родителями, заинтересованными в успешном усвоении детьми школьной программы.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service