ЛОГОПЕД.ru

Логопедическое обследование и диагностика


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Ранняя диагностика нарушений чтения и его коррекция (из опыта работы).

Н.И.Сафронова, учитель-логопед МБОУ “СОШ № 3” г.Югорск, ХМАО-Югра.

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации,

Материал с сайта www.logoped.ru
резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Среди них на первом месте по частоте стоят нарушения чтения и письма.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – овладение навыком чтения.

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых Саш и Серёж уходят из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.

Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

  1. опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи);
  2. слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
  3. слияние нескольких слогов в слово;
  4. интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.

На основании логопедического обследования детей возникла необходимость в обучении детей чтению. Результаты проверки обучающихся 3-х первых классов (2010 – 2011 учебный год) показали, что в каждом классе имеются дети, которые не знают буквы, не умеют читать или читают по буквам.

Таким образом, появилась необходимость в проведении целенаправленной и систематической коррекционной работе.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в

большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

• нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

• нарушением зрительно-моторной координации;

• нарушением моторики, графомоторных навыков;

• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

• нарушением произвольного внимания;

• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.

Виды нарушений чтения в логопедии называются дислексией.

А.Н.Корнев разработал методический приём, позволяющий выявить предрасположенность к дислексии у детей 6-7 лет. Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению дислексий.

Во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций, которые осуществляют процесс чтения в норме (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), вызывает у ребёнка трудности в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптическая дислексия).

Во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространённой.

На основе данной методики мною была составлена карта обследования обучающихся.

Обследование обучающегося по методике А.Н.Корнева
“Раннее выявление дислексии”.

Ф.И.обучающегося _____________________________________; _______ класс

Тесты 1 2 3 Кол-во баллов

1. Рядоговорение

2. Ритмы

3. Кулак-ребро-ладонь

4.Повторение цифр

Заключение: ________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Дата_________________

Подпись экспериментатора _________ / _______________________ /

Методика и правила оценки выполнения заданий.

“Рядоговорение”. Инструкция: “Перечисли по порядку времена

года и ( после ответа на вопрос) дни недели” (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде

наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

Материал с сайта www.logoped.ru

Оценка (в баллах):

1) правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов;

2) правильно ответил на один вопрос – 2 балла;

3) не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

Примечание. Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени,

а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.

2. “Ритмы”. Инструкция: “Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же”. После этого

однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено, верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценка:

1) выполнены оба задания – 0 баллов;

2) выполнены только простые ритмы – 2 балла;

3) не выполнено ни одного задания – 3 балла.

Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует

поражение премоторных и височных структур правого полушария.

У детей затруднения отмечаются при право- и левополушарном поражении.

3. Тест “Кулак-ребро-ладонь”. Инструкция: “Посмотри внимательно

на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же”. Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд

последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

Ребёнок так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.

Оценка:

1) правильное воспроизведение с одной – двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;

2) правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла;

3) правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.

Примечание. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

4. Субтест “Повторение цифр”. Инструкция: “Сейчас я назову тебе какие – нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке.” После этого экспериментатор ровным голосом называет ряд из трёх цифр (см.цифровые ряды).

Цифровые ряды

Прямой счёт

1) 3-8-6 6-1-2 3-4-1-7 6-1-5-8 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный счёт

2) 2-5 6-3 5-7-4 2-5-9 7-2-9-6 8-4-9-3

Оценка:

1) итоговый результат больше 6 – 0 баллов;

2) итоговый результат равен 6 – 2 балла;

3) итоговый результат меньше 6 – 3 балла.

Примечание. Первая часть задания характеризует слухоречевую память, вторая – состояние оперативной памяти. При ранних правополушарных или двусторонних органических поражениях головного мозга у детей в большей степени страдает

воспроизведение цифр в обратном порядке, а при левополушарном – в прямом.

При обследовании детей 6,5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за “Рядоговорение”, “Повторение цифр” и за тест “Кулак-ребро-ладонь” или “Ритмы” ( из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

Обучающиеся 1-х классов, испытывающие трудности в формировании навыка чтения были зачислены в группы.

Коррекционная работа проводилась в форме групповых занятий. Мною был подобран и систематизирован практический материал по данной теме и определена система деятельности с нечитающими обучающимися и читающими по буквам.

Для формирования прочных технических навыков чтения, я использовала различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:

Материал с сайта www.logoped.ru

• пространственного восприятия, пространственных представлений;

• зрительного восприятия, зрительной памяти;

• слухового восприятия;

• фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

• мелкой моторики, графомоторных навыков;

• зрительно-моторной координации;

• сукцессивных (последовательных) способностей;

• слухоречевой памяти;

• произвольного внимания.

С целью формирования устойчивого интереса к занятиям, использовала упражнения игрового характера, головоломки, кроссворды.

Критерием оценки эффективности моей работы являются контрольные срезы техники чтения.

В своей работе использовала методики:

• Г.В.Гераськина, М.А.Глазкова. Развитие техники чтения.

• Г.Г.Мисаренко, Н.Г.Войченко. Читаем слова и предложения.

• М.А. Ильин. Учимся читать быстро.

• О. И. Крупенчук. 77 упражнений для увеличения скорости чтения.

Таким образом, используемые в работе методики, дают положительный результат. Как видим, скорость, качество и техника чтения улучшаются. Данные методики могут применять в своей работе учителя-логопеды и учителя начальных классов.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service