ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Педагогический проект “Я и мама”(в рамках работы студии раннего развития).

Рогозина Н.Н., логопед
Новосёлова Г.А., логопед
Мартина Е.В., музыкальный руководитель,
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония», г.Нягань.

1.Пояснительная записка

Актуальность проекта

Сегодня особо остро стоит проблема организации детей в возрасте от 1 до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения.

Родители, в погоне за “хлебом насущным” не в состоянии уделить должное внимание своему ребенку в домашних условиях. Часто не знание и не владение педагогическими навыками приводит или к избыточной нагрузке на ребёнка или, наоборот, к полному безразличию в разностороннем развитии малыша.

Материал с сайта www.logoped.ru

Ранний возраст – самое благоприятное время для всестороннего развития ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей. Активность малыша проявляется в большей самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками: рисовать, лепить, строить и т.д. Расширяется ориентировка в окружающем.
Быстро развивается наглядно-образное мышление ребенка. Малыши  могут действовать в плане образа, им доступно выполнение заданий по представлению.

Второй год развития считается речевым периодом в развитии ребенка, именно в этот период создаются предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого так называемая пассивная речь, развитие предречевых вокализаций необходимая для отработки будущей речевой артикуляции. Особо хочется отметить, что именно нахождение мамы в этот период необходим для дальнейшего развития малыша. Ее присутствие стимулирует познавательный интерес ребенка и его исследовательскую активность.

Основой для совместного творчества являются отношения ребенка к взрослому. В присутствии мамы ребенок чувствует уверенность в своих силах, смело обследует новые предметы и учится ими манипулировать. Очень важно создать положительный эмоциональный фон занятия, подобрать материал таким образом, чтобы не вызвать у ребенка отрицательных эмоций. Только благодаря налаженному контакту педагог-ребенок-родитель можно добиться поставленной цели.

Целевая группа: дети дошкольного возраста от 1 до 3 лет (далее - дети), не посещающие дошкольные образовательные учреждения города и их родители.

Цель: оказание своевременной помощи родителям, воспитывающим детей от 1 до 3-х лет, по развитию познавательно-творческой активности детей.

Задачи:

1. Организация работы студии, направленной на общее развитие детей.

2.Стимуляция познавательной деятельности, активизация речевых процессов, развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

3. Обучение детей основным приемам музыкального развития, а родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком.

4. Развитие навыков общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Формы работы:

Реализация мероприятий проекта осуществляются в специально организованной Студии. Основной формой по решению поставленных задач являются подгрупповые занятия с детьми.

Занятия проводятся два раза в неделю, максимальное количество детей в подгруппе 5 человек. Длительность занятия 25-30минут.

Методы работы с детьми:

1. рисование (карандаши, фломастеры, гуашь, пальчиковые краски);

2. работа с различными материалами по лепке (глина, воск, пластилин);

3. искусство создания фигур из бумаги (оригами, коллаж);

4. музыка, пение;

5. танцы, ритмика.

Методы работы с родителями:

  1. “мастер – классы”;
  2. консультации (приложение 1);
  3. индивидуальные рекомендации;
  4. презентация;
  5. оформление стенда;
  6. выставка коллективных работ;
  7. распространение практических материалов для применения в домашних условиях.

2.Содержание работы

Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Мероприятия проекта реализуются в 3 этапа:

Подготовительный этап:

- информирование населения об открытии Студии “Я и мама”;

- формирование групп родителей детей;

- презентация проекта.

Основной этап - реализация основных мероприятий проекта.

Основными направлениями работы являются: организация и проведение подгрупповых занятий логопедом и музыкальным руководителем.

Содержание работы логопеда. Занятия проводятся с учетом следующей структуры:

    • приветствие;
    • проведение дыхательного упражнения;
    • проведение пальчиковой, артикуляционной гимнастики;
    • проведение развивающей игры;
    • использование методов арт-терапии (релаксационные упражнения);
    • организация свободной игровой деятельности;
    • привитие трудовых навыков детям по поддержанию порядка;
    • подведение итогов занятия, прощание.

Занятия делятся на две части:

- обучающая часть – 10-15 минут;

- свободная игра –10 -15 минут

Первая часть занятия направлена на:

- стимуляцию речевого развития, а также обучение использованию жестов

- приобретение навыков совместной игры с другими детьми и взрослыми.

Используются игры, соответствующие развитию интеллекта, двигательных и речевых навыков.

Вторая часть занятия – свободная игра. Дети могут играть с любыми игрушками, все игрушки расположены на стеллажах, на доступной для ребенка высоте или на полу. Игрушки в игровой зоне находятся в одних и тех же местах и распределены по зонам (хозяйственный уголок, игрушки для развития мелкой моторики, книжки, машины и гаражи и другие). Это делает поиск нужной игрушки легким, и значительно упрощает уборку в конце занятия. Во второй части занятия игра не регулируется педагогом. Логопед не говорит детям и родителям, что нужно делать. Но это совсем не означает, что дети ни чему не учатся. Наоборот, именно во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения. Во время свободной игры сами собой возникают различные ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, а родители и педагог могут помочь в тех случаях, когда малыш не в состоянии справиться сам.

В процессе занятий дети учатся соблюдать очередность в игре, развивают умение слушать и выполнять просьбы и т.д. всему тому, что необходимо для дальнейшего обучения и общения.

Родители учатся создавать правильную речевую среду дома; узнают приёмы, стимулирующие развитие речи малыша.

Тематический план логопедических занятий

Материал с сайта www.logoped.ru

п/п

Тема

занятия

Цель занятия

Количество

занятий

1.

Семья

Формировать умения показывать и по возможности называть членов семьи;

Учить называть своё имя, развивать память, мышление, артикуляционную и общую моторику; Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых красок.

1

2.

Части тела

Учить называть части тела и лица, активизировать словарь по теме;

Развивать память, мышление и общую моторику; Развивать мелкую моторику с помощью лепки.

2

3.

Игрушки

Учить называть игрушки;

Расширять и уточнять словарь по теме;

Знакомить с красным и желтым цветами с помощью аппликации по теме;

Учить вслушиваться в чужую речь; выполнять словесные инструкции;

Развивать память и общую моторику.

2

4.

Домашние животные

Учить называть кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, звукоподражания;

Учить правильному использованию кисти и красок;

Формировать длительный плавный выдох.

2

5.

Дикие животные

Учить детей называть диких животных: мишка, волк, лиса, зайка, белка, части тела животных;

Развивать память, мышление.

2

6.

Домашние птицы

Учить детей называть домашних птиц;

Познакомить с внешним видом курицы и цыпленка, их повадками, названиями частей тела;

Расширять словарь по теме;

Развивать память, мышление, мелкую моторику.

2

7.

Дикие птицы

Учить детей узнавать и называть птиц: ворона, воробей, сова, сорока;

Формировать плавный длительный выдох.

1

8.

Фрукты

Закреплять названия фруктов: яблоко, груша, банан, апельсин;

Учить соотносить изображение с реальным предметом;

Формировать представления о величине: большой – маленький;

Развивать память, мышление.

2

9.

Овощи

Закреплять названия овощей: огурец, помидор, морковь, лук, капуста;

Развивать тактильное восприятие с помощью игры “Волшебный мешочек”, мелкую моторику через рисование пальчиками;

Закреплять представления о величине предметов.

2

10.

Транспорт

Познакомить с видами транспорта: самолет, пароход, машина, велосипед, закреплять звукоподражания; Формировать представления о цвете предметов через аппликацию;

Развивать память, мышление, мелкую моторику.

2

Содержание работы музыкального руководителя.

Музыкальное развитие и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий совместно с мамой. Для каждого из них музыкальные занятия это возможность:

Материал с сайта www.logoped.ru

для ребенка:

- общения с детьми и взрослыми – ранняя социализация;

- развития музыкальности и обогащения телесного языка;

- вместе с мамой участвовать в активных играх, гимнастике, танцах, развиваясь в движении;

- познания мира через контакты с предметами.

для мамы:

- восстановить и улучшить свою физическую форму;

- почувствовать свое тело, научиться слушать его импульсы, расслабиться, получать удовольствие от движения, танца;

- получить поддержку и обменяться опытом с другими мамами.

Занятия проходят в групповом формате до 10 пар (мама и ребенок) по схеме:

- приветствие;

- разминка;

- Подражательный танец;

- жестовая игра;

- игра на шумовых музыкальных инструментах;

- музыкальные упражнения перед зеркалом;

- подвижная игра;

- расслабляющая гимнастика;

- прощание.

Направления работы на музыкальных занятиях

  1. “Игры на общение” (коммуникативные, хороводные, игры шумелки).
  2. Пальчиковая гимнастика (потешки, попевки, песенки сопровождающиеся гимнастикой пальцев и рук);
  3. Игры, которые лечат (игровая гимнастика, танцы с предметами, игры – массажи)
  4. Танцы и игры с подражательными движениями (жестовые упражнения, песенки с повторяющимися словами или фразами, звукоподражательными словами)
  5. Игра на шумовых музыкальных инструментах
  6. Слушание музыки.
  7. Подвижные игры.

Заключительный этап: проводится развлечение “Радужные приключения”, на котором, подводятся итоги взаимодействия педагогов детей и их родителей в рамках Студии:

- проведение совместных танцев и игр;

- выполнение логоритмических упражнений;

- изготовление совместной работы с элементами арт – терапии;

Ресурсы

Кадровые

    1. Директор, заведующий отделением, руководитель Студии:

  • осуществляют контроль деятельности специалистов, координация их деятельности с другими службами детского учреждения.

    1. Логопед:
Материал с сайта www.logoped.ru

  • осуществляет коррекцию в речевом развитии детей;
  • осуществляет педагогическую работу с детьми в рамках программы “Детство”.

    1. Музыкальный руководитель:

  • осуществляет эстетическое и музыкально – двигательное развитие в рамках программы “Я и мама”;
  • проводит совместные презентации, развлечения.

Материально - технические

Каждое детское учреждение имеет развитую материально-техническую базу и собственные помещения для занятий:

- кабинет логопеда;

- музыкальный зал.

Информационные

Информационное обеспечение проекта проводится при помощи средств массовой

информации (буклеты, объявления, “бегущая строка”)

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение:

    • уровня познавательно-творческого развития детей раннего дошкольного возраста;
    • интереса родителей к занятиям с детьми.

  1. Содействие родителям в раннем выявлении творческих способностей детей.
  2. Подготовка детей к посещению дошкольных образовательных учреждений.
  3. Повышение имиджа реабилитационного центра.
  4. Полученный результат:

      1. Наблюдается у детей наличие навыков общения со сверстниками в коллективе с использованием жестов и слов (фотоматериалы прилагаются).

    1. Повысился эмоциональный фон у детей на занятиях, в общении со сверстниками и с взрослыми (фотоматериалы прилагаются).
    2. Повысился уровень компетентности родителей в вопросах развития детей от года до трёх лет.
    3. Удовлетворенность родителей деятельностью Студии (приложение 2)

Приложение 1.

Приложение 2.
Приложение 2.

«Приложение 2.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Список литературы

  1. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития / И.Л. Баскакова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995.
  2. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро
  3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М., 2001.
  4. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.
  5. Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
  6. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003.

Желаем успехов!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service