ЛОГОПЕД.ru

Планирование логопедических занятий


 

Акция! Видео-лекции для логопедов + сертификат от 350 руб. на Логопрофи.ру

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Проект по теме “Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв”.

Куляпина С.Н., учитель-логопед МАДОУ “Детский сад № 175” г. Перми.

Тип проекта: практико-ориентированный, педагогический.

Срок реализации: среднесрочный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь).

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Особые трудности в усвоении грамоты испытывают дети с тяжелыми нарушениями речи. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с указанной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности облегчает процесс усвоения грамоты, делает его интересным и увлекательным. Использование игровых приёмов помогает сделать обучение более интересным, эмоционально - насыщенным. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Участники проекта:

1. Куляпина С. Н., уч.-логопед высшей категории.

2. Воспитатели логопедической группы.

3. Дети с общим недоразвитием речи 3 уровень.

4. Законные представители детей.

Цель: развитие интереса у детей с ОНР к изучению звуков родного языка, развитие фонематического слуха.

Задачи:

  1. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при изучении грамоты детьми.
  2. Развивать познавательный интерес детей к изучению гласных звуков.
  3. Развивать фонематический слух детей логопедической группы с использованием игровых технологий.
  4. Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.
  5. Закрепить зрительные образы гласных букв.
  6. В ходе коррекционного обучения проверить целесообразность и эффективность применения выбранных приемов и технологий при изучении гласных звуков детьми с ОНР (III уровень).
  7. Подготовить информационно - консультативный блок для педагогов.
  8. Подготовить консультационный блок для родителей.
  9. Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе.

Ожидаемый результат:

  1. Сформируются знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформируется понятие о символе звука.
  2. Разовьётся мелкая моторика пальцев рук, внимание, воображение.
  3. Дети будут знать гласные буквы.
  4. Дифференцируются понятия “звук – буква”.
  5. Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
  6. Разовьются коммуникативные способности детей, сформируется эмоциональный контакт педагогов , детей родителей с детьми через совместную деятельность.
  7. Повысится уровень компетентности родителей в коррекционно-образовательном процессе.
  8. Совершенствуется профессиональное мастерство учителя-логопеда и педагогов ДОУ.

Перспективный план реализации проекта:

1. Этап: Подготовительный (Сентябрь).

Задачи.

Мероприятия.

1.Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач  проекта.

2.Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3.Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

  1. Провести диагностическое обследование по теме проекта.
  2. Консультация для педагогов “Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)”.
  3. Консультация для педагогов “Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР”.

 

2. Этап: Практический (октябрь – декабрь.).

Задачи.

Мероприятия.

Работа с родителями.

  1. Формировать мотивационную готовность родителей к участию в проектной деятельности.
  2. Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.
  3. Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе.
  4.  

     

     

    Работа с педагогами и детьми.

  5. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.
  6. Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.

  1. На родительском собрании консультация: “Гласные звуки и буквы”.
  2. Папка-передвижка “Сделай гласные буквы своими руками”.
  3. На родительском собрании консультация “Выполнение домашних рекомендаций логопеда”.
  4. Подбор, изготовление логопедом и родителями наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.
  5. Консультация для родителей “Буквы весело писать”.
  6. Консультация в родительском уголке “Развиваем фонематический слух”.
  7. Внедрить метод приёма “Составление звуковых историй”, на логопедических занятиях.
  8. Консультация для педагогов логопедической группы “Использование игровой деятельности при изучении гласных звуков”.
  9. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в коррекционный час.
  10. Консультация для педагогов “Развитие графо - моторных навыков”
  11. Проведение специальных занятий по развитию у детей графо - моторных навыков.
  12. Проведение логопедом НОД по обучению грамоте.
  13. Проведение воспитателем НОД по продуктивной деятельности “Гласные буквы своими руками”.

3. Этап: Заключительный (январь).

Задачи.

Мероприятия.

  1. Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата.
  2. Публичное представление проекта.

  1. Проведение итоговой диагностики.
  2. Показ открытого занятия для педагогов.
  3. Показ открытого занятия для родителей.
  4. Итоговое родительское собрание.
  5. Публикация проекта на интернет сайтах.

Результативность.

Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце изучения блока гласных звуков и букв (январь), показала, что 84% детей группы хорошо усвоили изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.

Практическая значимость проекта:

  1. Обогащена предметно-развивающая среда :
  2. -иллюстративным материалом “Предметные картинки для выделения гласных звуков”;

    -обновлены зрительные символы гласных звуков;

    -дидактическими играми: “Интересные гласные” (Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); “Подбери домик” (Цель: определение позиции гласного звука); “Узнай что звучит” (Цель: различение неречевых звуков); “Певцы” (Цель: развитие речевого дыхания и голоса); “Кораблики” (Цель: закрепить умение делить слова на слоги); “Магазин” (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки) и др.

  3. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.
  4. Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой приём, как составление звуковых историй. Используя картинки, названия которых начинаются на изучаемый звук, мы составляем звуковые истории про гласных девочек:

[А] - Аня съела арбуз, апельсин, абрикос, ананас. Открыла азбуку и увидела автобус, автомат, акулу, Айболита;

[У] – Уля вымыла уши, выключила утюг, взяла удочку и пошла на улицу. Её ждали утка, улитка, удод, уж. Они наловили рыбу и сварили уху;

[О] – Оля посмотрела орден, покрутила обруч, помыла окна, и увидела облако, летят осы, идут овцы, бежит ослик;

[И] – Ира живёт в избе, у неё есть игры, игрушки, иголки. Она села под иву, съела икру, ириску и увидела индюка и индейца;

[Э] - Эля взяла на этажерке эскимо, включила экран и увидела страуса Эму, электричку, экскаватор;

[Ы] - а бедняжка[Ы] ходит с палочкой – увы! Нет слов начинающихся на [Ы].

При составлении звуковых историй дети значительно быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям нравится знакомиться с гласными девочками, они активно включаются в работу. При этом истории могут быть разные, творческие. Можно просто составлять предложения, например: Оля купила обруч.

Заключение:

Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности помогает детям логопедических групп в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух детей. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service