ЛОГОПЕД.ru

Развиваем речь

 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Начало речи. Первые слова.

Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Возникают не вдруг - на богатой почве лепета, понимания слов, произнесения звуков, слогов и слов по подражанию.

Составляя для малыша его первые слова, взрослые используют слоги, которые уже умеет произносить сам малыш. Но, повторяя за взрослым эти слова (мама, папа, баба), малыш не просто пристраивает один слог к другому. Слоги похожи, но не одинаковы - один ударный, другой безударный. Значит, чтобы получилось настоящее слово, надо «оформить» его ударением, тогда оно будет звучать как единое целое. Слыша произносимое взрослым слово, малыш и воспринимает его в целом, но на первый план при этом выступает для него ритм слова, который создается ударным слогом. Именно поэтому в речи ребенка появляются слова, состоящие из одного ударного слога (ка - каша) или воспроизводящие ритм услышанного слова (тика, типа - птичка, птица).

Как появляются первые осмысленные слова? Проследим за такой ситуацией: малыш не может достать игрушку, которая стоит среди нескольких других, тянется к ней, жестами и возгласами выражает свое желание. Взрослый говорит в этот момент: «Что тебе дать? Собачку? Скажи: «Дай... Дай ав-ав!»

Малыш не сразу, конечно, станет говорить «Дай!», тем более «Дай ав-ав!». Надо, чтобы подобная ситуация повторилась не раз, прежде чем малыш вместо возгласов нетерпения произнесет «Дай!»

Пусть даже в таких случаях взрослые и не ставят перед собой цели научить ребенка выражать свою просьбу словами. Сама ситуация вынуждает его к этому. Ведь вряд ли взрослый в ответ на его нетерпеливые возгласы выложит все игрушки перед малышом, чтобы он взял ту, которая его сейчас привлекает или будет доставать их поочередно, спрашивая: «Эту дать?.. Эту?.. Эту?..» Зачем это делать, если можно спросить, - кстати, не так ли поступаем мы, общаясь между собой? Но если в разговоре взрослого со взрослым можно о форме вопроса особенно и не заботиться, то в разговоре с малышом это необходимо.

Вернемся к приведенному примеру. Малыш тянется за собачкой, которая стоит среди других игрушек. Чтобы понятно для взрослого выразить свою просьбу, он должен сказать: «Дай собачку (ав-ав)!» или «Ав-ав!». Поскольку второе проще, лучше спрашивать малыша так: «Что дать?.. Собачку? Ав-ав?» - и, подсказывая ответ, предлагать сказать: «Ав-ав!»

Дело не только в простоте или сложности возможного для ребенка ответа. Дело в том, какой смысл имеет просьба малыша (не выраженная пока в словах). Ведь он хочет получить не любую из игрушек, а именно собачку. Поэтому без слова «дай» можно обойтись (то, что взрослый игрушку должен дать, ясно как бы само собой), а вот без слова «собачка» или «ав-ав» обойтись нельзя никак. Для малыша сейчас имеет значение предмет, а не действие. И если он произнесет в этот момент «ав-ав», это слово наполниться смыслом, простое звучание превратится в обозначение, в название предмета. Это превращение облегчается тем, что ребенок уже понимает слово, когда его произносит взрослый.

Но возьмем другую ситуацию: ребенок тянется к той же недоступной собачке, рядом с которой других игрушек нет. Что выступает здесь на первый план? Конечно, действие. Предмет можно и не называть, он «назван» самой ситуацией. Взрослый, конечно, понимает, чего хочет от него ребенок, но должен требовать, чтобы малыш произнес слово «дай»: «Скажи: «Дай!» И когда рано или поздно ребенок это слово произнесет, звучание его свяжется с действием взрослого, который подает ему игрушку. Слово приобретет смысл.

К концу первого года жизни ребенок владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к меховой шапке, т.е ко всему теплому и мягкому.

К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий. Он сам произносит 10-12 слов. Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-с), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би - машина, бо-бо - больно). Основные достижения малыша в развитии активной самостоятельной речи приходятся уже на следующий, второй год его жизни, хотя иногда бывают и исключения.

Желаю удачи!

 

Этапы развития детской речи.
  • Часть 1: от 0 до 3 лет.
  • Часть 2: от 3 до 7 лет.
    Начало речи.
  • "Уроки подражания"
  • Понимание.
  • Первые слова.
    От года до трех.
  • "Он уже все понимает!.."
  • "... и многое может сказать!"
  • Звуки речи.
  • Речь и умственное развитие. Обобщения.
  • Речь и умственное развитие. Знаки.
  • Речевое развитие детей раннего возраста.
  • Пальчики - ловкие, руки - умелые.
  • Пальчиковый игротренинг.
  • Как учить запоминать стихотворение.
    От трех до семи.
  • Возраст "почемучек".
  • Что ответить "почемучке"?
  • Учимся рассказывать.
  • Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.
  • Логопедические игры на кухне.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой».
  • Русскоязычные дети заграницей.
  • Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи.
  •  

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service