ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Конспект логопедического занятия “Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-ого ряда”.

Панова Л.С., учитель-логопед первой квалификационной категории, МОУ СОШ № 24, г. Подольска.

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-ого ряда

«Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-ого ряда»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Логопедическое занятие по теме “Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-ого ряда” проводится на I этапе коррекционного обучения (по методике Ястребовой А.В.).

Занятие ориентировано на учащихся 1-2-ых классов общеобразовательных школ.

Цели:

- развитие фонематического слуха;

- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов;

- совершенствование навыков дифференциации твёрдых и мягких согласных;

- выявление смыслоразличительной функции звука, буквы;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- развитие и активизация речевой и речемыслительной деятельности;

- развитие внимания;

- развитие наблюдательности к языковым явлениям;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

- развитие пространственной ориентации;

- развитие способности к переключению, самоконтролю;

- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

Оборудование:

- схема – карта страны Смешариков;

- фронтальные слоговые таблицы и таблицы слов для чтения;

- таблица гласных 1-ого и 2-ого ряда;

- предметные картинки: павлин, матрёшка, клетка, клюшка, утята, кепка;

- плакаты со словами – ошибками;

- два красных маркера;

- предметные картинки “Животные и их детёныши”: лиса, лисята, коза, козлята, собака, щенята, кошка, котята;

- индивидуальные перфокарты;

- фронтальные карточки со словами на дифференциацию гласных 1-ого и 2-ого ряда;

- набор слов для составления предложения;

- фишки – поощрения за правильные ответы.

Ход занятия:

I. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята.

- Сначала сядет тот, у кого в имени есть мягкий согласный звук.

Дети представляются и объясняют наличие или отсутствие мягких согласных звуков.

Примерные ответы детей:

“Меня зовут Глеб. В моём имени мягкий согласный звук [ л’]”.

“Меня зовут Маша. В моём имени мягких согласных нет”.

II. Закрепление изученного

- Я не зря просила вас определить мягкий согласный звук. От согласного звука многое зависит.

- Вспомните, с какими правилами вы познакомились на прошлых занятиях.

Дети произносят правила, опираясь на таблицу гласных 1-ого и 2-ого ряда.

Правила:

“Если согласный твёрдый, то после него пишем

гласные первого ряда: а, о, у, э, ы”.

“Если согласный мягкий, то после него пишем

гласные второго ряда: я, ё, ю, е, и”.

III. Чтение слогов и слов

- Сегодня мы отправляемся в гости к смешарикам. Будем с ними выполнять разные задания, а за правильные ответы вы получите вот такую фишку:

- Посмотрите на карту. Кто первый из смешариков зовёт нас в гости?

/Кар-Карыч/

 

- Кар-Карыч предлагает вам почитать.

На доску вывешивается 1-ая слоговая таблица. Дети читают хором сначала столбики слогов, затем – строчки.

- Чем различаются слоги 1-ого и 2-ого столбика?

Примерные ответы детей:

“В первом столбике согласные твёрдые, поэтому после них написали гласные 1-ого ряда. Во втором столбике согласные мягкие, поэтому после них написали гласные 2-ого ряда”.

На доску вывешивается 2-ая слоговая таблица. Дети читают хором.

На доску вывешивается таблица слов. Индивидуальное чтение всех трёх таблиц по строчкам с объяснением значения слов.

За правильное чтение дети получают фишки.

IV. Работа над словами

1. Написание слов по картинкам.

- В гости нас зовёт Совунья. Объясните, в какую сторону от Кар-Карыча идти к Совунье?

Примерные ответы детей:

“К Совунье надо идти справа налево”.

- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

- Совунья предлагает вам записать слова. Она просила раздать вот такие картинки.

Каждый ребёнок получает по одной предметной картинке: павлин, матрёшка, клетка, клюшка, утята, кепка;

Дети по очереди выходят к доске и записывают слово.

- Назови свою картинку.

- Запиши слово. Диктуй вслух.

- Найди мягкий согласный звук.

- Объясни, какую гласную после него написал.

Примерные ответы детей:

“Клюшка – мягкий согласный [ л’], поэтому после него написал гласную Ю”.

За правильное написание и объяснение дети получают фишки.

2. Нахождение ошибок в словах.

- Нас в гости ждут сразу два смешарика: Пин и Копатыч. Объясните дорогу к ним. (“Сверху вниз”).

- Посмотрите, что написали эти герои:

 

Дети хором читают написанные на ватмане слова. Объясняют, какое слово хотели написать смешарики.

- Мы сейчас разделимся на две команды. 1-ый ряд будет исправлять ошибки Пина, второй ряд – ошибки Копатыча.

- По одному человеку из каждой команды вы выходите к доске, красным маркером исправляете ошибку в одном слове, садитесь на место. После этого следующий ученик из вашей команды идёт исправлять следующее слово. Побеждает та команда, которая первая правильно исправит все ошибки.

После окончания соревнования каждый ученик с места объясняет своё действие.

Примерные ответы детей:

“В слове “тётя” мягкий согласный [т’], поэтому после него написал гласную Ё”.

- А сейчас каждая команда самостоятельно запишет в тетрадь слова своего смешарика.

- Выделите те гласные буквы, которые вы исправили.

- Каким цветом выделяют гласные?

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте задание. На полях поставьте отметку.

За правильное выполнение задания дети получают фишки.

V. Физминутка

- Какой смешарик теперь зовёт нас в гости? /Крош/

- Как к нему пройти? (“Слева направо”).

- Крош – попрыгун и заводила приглашает нас поиграть.

Крош у домика сидит На носочках скок – скок – скок.

И ушами шевелит. Хватит, хватит, поскакали,

Крошу холодно сидеть, Потянулись, подышали.

Надо лапочки погреть. Поиграли мы с зайчишкой,

Лапки вверх, лапки вниз, Непоседой – шалунишкой.

На носочки поднимись. Вот закончилась игра,

Лапки ставим на бочок, Заниматься нам пора.

VI. Работа с предложениями

1. “Животные и их детёныши”.

- К кому приведёт нас следующая тропинка? /к Ёжику/

- Как к нему пройти? (“Сверху вниз”).

- У Ёжика перепутались картинки. Помогите ему разложить картинки правильно и вспомнить названия животных и их детёнышей.

На доске карточки с изображением животных и их детёнышей:

Дети называют взрослого животного и его детёнышей. Логопед переставляет картинки с детёнышами ко взрослым животным.

- Как вы думаете, какие из животных здесь лишние? /лиса и лисята/

- Почему? /дети классифицируют диких и домашних животных/

- Сейчас вы получите перфокарты, в которых записаны названия домашних животных и их детёнышей. Прочитайте предложения и впишите в окошки пропущенные гласные.

Логопед проходит по рядам, проверяя выполнение задания.

В случае необходимости, ребёнок объясняет свой выбор гласной буквы.

За правильное выполнение задания дети получают фишки.

2. Смыслоразличительная роль гласных.

- А теперь отправимся в гости к Барашу. Кто объяснит, как к нему пройти?

(“Справа налево”).

- Бараш любит сочинять стихи и играть со словами. Посмотрите, что записано у него на листочках.

а) чтение слов

- Прочитайте слова. Объясните, как вы их понимаете.

Каждый ребёнок читает по одному слову, объясняя его значение.

- Прочитайте ещё раз первое слово на первой карточке.

- Прочитайте второе слово.

- Что нужно сделать, чтобы первое слово “превратить” во второе?

/поменять гласную букву/.

- А когда поменяли гласную букву, что в слове изменилось?

/значение, смысл/

б) составление предложения с данным словом

- Составьте предложение со словом “лук”.

- Назовите 1-ое слово в предложении, 2-ое слово…

- Сколько всего слов в предложении?

- Какие правила написания предложений вы знаете?

/1. Начало предложения пишется с большой буквы.

2. Все слова пишутся отдельно.

3. В конце предложения ставится точка./

- Запишите это предложение самостоятельно.

- Составьте предложение со словом “люк”.

Аналогично проводится анализ второго предложения.

- Хором поём, как будем диктовать предложение.

- Запишите это предложение самостоятельно.

Логопед проходит по рядам, проверяя выполнение задания.

За правильное выполнение задания дети получают фишки.

в) работа с деформированным предложением

- Какие слова записаны на второй карточке?

- У Бараша было составлено предложение, но оно рассыпалось. Прочитайте слова.

На доске карточки:

- Составьте из слов предложение.

- Какое предложение получилось?

- Назовите 1-ое слово в предложении, 2-ое слово…

- Сколько всего слов в предложении?

- Хором поём, как будем диктовать предложение.

- Запишите это предложение самостоятельно.

Логопед проходит по рядам, проверяя выполнение задания.

За правильное выполнение задания дети получают фишки.

VII Итог занятия

- Вот и закончилось наше путешествие со смешариками.

- Какие звуки мы учились различать?

- Какие гласные мы учились правильно записывать? /гласные 2-ого ряда/

- Назовите эти гласные.

- После каких согласных они пишутся? /после мягких/

- Приведите пример слова с мягким согласным звуком.

- Какую гласную нужно писать после этого мягкого согласного?

- Что может изменить одна гласная? /значение слова, смысл/

- Приведите пример.

- Молодцы. А сейчас посчитайте свои фишки.

Выявление лучших учащихся.

- Посмотрите на карту страны Смешариков. На что она похожа?

(“На цифру 5”).

- Вы все сегодня работали на отлично!

- До свидания, ребята.

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-ого ряда

«Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2-ого ряда»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Желаем успеха!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service