ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Использование электронно-образовательных ресурсов в ознакомлении дошкольников с пальчиковой азбукой.

Носенко И.В., учитель–логопед МБДОУ детский сад № 8 “Умка” г. Урай,

Уважаемые коллеги! Позвольте познакомить вас с интересной технологией

“Пальчиковая азбука” Е. Н. Рыжанкова [1].

За многолетнюю работу в дошкольном учреждении, я часто сталкиваюсь с большим желанием родителей – научить читать своих детей. Но прежде необходимо познакомить детей с буквами алфавита. Изучив различные методики, я выбрала для себя пальчиковую азбуку, как средство ознакомления с буквами с применением компьютерных технологий.

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста. Компьютер же представляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребёнка образов, позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координационная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Упражнения для индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения с использованием средств компьютерных технологий, позволяют построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

В данной статье представлены некоторые игры и упражнения с пальчиковыми буквами для старших дошкольников, направленные на:

  • развитие речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса;
  • зрительного внимания, анализа, синтеза и зрительно-пространственной ориентировки;
  • фонематического анализа и синтеза;
  • закрепление знаний букв русского алфавита.

При ознакомлении детей с буквой русского алфавита, изначально мы выкладываем ее из различных предметов: счетных палочек, крупы, пуговиц, лепим из пластилина и т.д., одним словом действуем максимально, реализовывая различные способы развития мелкой моторики и ознакомления ребенка с буквой.

Среди букв, показанных на рис.1, есть пальчиковая буква. С помощью пальцев рук, можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита. При этом важно, чтобы элементы пальчиковой буквы были представлены теми же элементами и направлены в ту же сторону, что и у печатной буквы русского алфавита.

Чтобы ребенок показал пальчиковую букву, необходима предварительная работа. Прежде всего, нужно провести упражнения на различение правой и левой рук:

  • подними правую (левую) руку;
  • положи правый кулак на левую ладонь.
  • дотронься до правого уха левой рукой;
  • дотронься до кончика носа указательным пальцем правой руки.

Важно познакомить детей со строением человеческого тела. Детям необходимо дать убедиться в противоположном расположении правых и левых рук у людей, стоящих друг напротив друга .

На первом этапе, в играх на уровне буквы, мы используем карточки в большом формате, где изображены пальчиковые буквы, магнитный алфавит, кубики с изображением букв. Весь этот материал хорош в игре “Найди пару”: перед детьми лежат карточки с изображением пальчиковых букв. Дети подбирают кубики с соответствующей буквой .

Для повышения эффективности коррекционного обучения, я разработала занятия для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием компьютера. Теперь ребенок называет пальчиковую букву на слайде, затем находит соответствующую букву на кубике в напечатанном варианте. Если задание выполнено неверно, на экране монитора появляется знак вопроса. В этом случае необходимо вернуться на предыдущий слайд. Если задание выполнено правильно, появляется мультяшный персонаж домовенок Кузенька.

Упражнение “Покажи букву”, в подгрупповом варианте проходит так: один из детей показывает букву на кубике, а второй ребенок показывает эту букву на пальчиках. В электронном варианте, ребенок называет печатную букву, находит ее на слайде и показывает на пальчиках. В ходе этой игры, у ребенка работают несколько видов памяти .

Игровые упражнения для детей - логопатов, направленные на развитие зрительного анализа и синтеза:

“Покажи первую букву в слове”. На слайде показываю ребенку картинку - матрешку. Какая первая буква в этом слове? Покажи букву “М” на пальчиках. Если дошкольник затрудняется, подсказка – схема, а затем буква .

“Четвертый лишний”. Ребенок на слайде определяет лишнюю картинку, показывает первую букву в этом слове на пальчиках, затем первую букву в оставшихся картинках. В качестве подсказки – схемы .

“Назови одним словом”. Ребенок показывает первую букву обобщающего слова, опираясь на схему. В ходе игры дошкольник учится не только определять и показывать букву, формируется знаковая функция сознания, обогащается его словарный запас, происходит комплексное решение задач .

Освоив на определенном уровне пальчиковую азбуку, детям даю задания посложнее, например занимательные игры, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза, проведение профилактики оптической дисграфии и дислексии:

“Ребусы”. Ребенку предлагаю отгадать, какое слово задумано в ребусе. Если задание выполнено верно, на слайде появляется картинка-отгадка .

“Прятки”. Предлагаю найти спрятанную букву, затем показать эту букву на кружке, далее на пальчиках. Если задание выполнено неверно, появляется “сердитая” тучка, необходимо спасать домовенка Кузю от дождя - возвращаемся на предыдущий слайд. Если задание выполнено правильно, ребенок видит на слайде веселого персонажа.

“Распутай буквы”. Предлагаю схему, прошу ребенка назвать буквы, которые “запутались” и показать их с помощью пальцев рук .

Применение электронных ресурсов в обучении “Пальчиковой азбуке” детей с речевыми нарушениями, становится особенно целесообразным, т.к. представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. В процессе занятий дети - логопаты учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции речевой патологии у дошкольников очевидна.

Использованная литература:

  1. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Желаем успехов!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service