ЛОГОПЕД.ru

Логопедические игры


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Формирование пространственных отношений на ведущую руку.

Лебедева О.А., учитель-логопед, МДОУ “Детский сад №175” г.Перми.

Цель: развивать пространственные представления на основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку (правую или левую).

Работа на этом этапе ведется по подгруппам: правши и левши.

А. Задача: формирование пространственных отношений на
ведущую руку. Введение обозначения главной (правой или левой руки) и на ее основе выделение левой (правой) руки, закрепление их речевых обозначений.

Логопед и ребенок работают по следующим вопросам:

Материал с сайта www.logoped.ru
  • Назови, что у тебя находится около твоей главной руки?
  • Возьми главной рукой...
  • Положи около главной руки...
  • Повернись в сторону главной руки...

Затем вводится обозначение:

- Главная рука - это твоя правая рука, а все что находится рядом с
главной рукой - это справа (обыгрывается с игрушками).

Аналогично вводится обозначение левой руки и понятие “слева”.

Б. Задача: формировать ориентацию в схеме собственного тела с опорой на ведущую руку (прямая и перекрестная), закрепление речевых обозначений правых и левых частей тела. Закрепление предлогов: в, над, под, на, за.

Вначале усваиваются ориентиры оси тела. Логопед объясняет ребенку: “ Все наше тело, так же, как и руки, делится на правую и левую половины. Если провести линию от макушки до низа живота, то она и разделит наше тело на правую и левую половины. Проведи такую линию указательным пальцем правой руки сверху вниз и назови, по чему она пройдет”.

Затем ребенок должен осознать сторону тела, одноименную с ведущей рукой. Ведущая рука касается одноименной стороны тела, ребенок называет части тела, которых он касается, обязательно называя и сторону тела (правая нога, правая бровь, правое ухо). Потом ребенок начинает перечислять участки тела. Расположенные на одном уровне слева — справа. Также начиная с ведущей руки. Выполняя это упражнение, надо вначале прикасаться к симметричным частям тела по-разному: к ведущей стороне - всей ладонью ведущей руки, а к симметричной части на противоположной стороне - кончиком пальца этой же руки.

Постепенно ребенок должен научиться называть симметричные части своего тела автоматически, с закрытыми глазами, по памяти и т.п.

Закрепляем перекрестную ориентировку в схеме собственного тела: показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу, левую ногу; показать левой рукой правый глаз. Правое ухо, левую ногу, правую ногу.

При закреплении понятий “слева - справа” можно использовать логоритмические игры, например, когда ребенок должен точно в соответствии со словами стихотворения шагать той или иной ногой.

Игра “На лугу”.

Цель: закрепить понятия “справа” и “слева” и их речевые обозначения.

Задание: логопед читает стихотворение и показывает ребенку “лужок” с цветами и жука.

Жук летает над лужком.

Он устал ходить пешком.

(Г. Виеру)

Сначала ребенку предлагается посадить жука отдохнуть на цветок справа от себя, потом - на цветок слева. Затем логопед сам садит жука на цветок справа и слева от ребенка и просит ответить, где сидит жук (справа или слева).

Игра “Аист”.

Цель: формировать представления о правых и левых частях тела, учить дифференцировать их между собой и правильно обозначать в речи.

Задание: обыгрывается стихотворение про аиста, логопед выступает в роли аиста.

Дети: Аист, аист длинноногий. Покажи домой дорогу.

Аист - логопед отвечает, а дети производят требуемые движения:

Топай правою ногой.

Потом левою ногой.

Снова правою ногой.

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Игра “Помоги ученику”.

Цель: формировать умение выделять ведущую правую руку, выделять на ее основе левую руку и закреплять их обозначение в речи детей.

Задание: логопед читает детям стихотворение.

Стоял ученик

На развилке дорог.

Где право.

Где лево.

Понять он не мог.

Но вдруг учение

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал.

И мячик кидал. И страницы листал, И ложку держал, И полы подметал. “Победа!” - раздался Ликующий крик. Где право. Где лево. Узнал ученик.

(В. Берестов) После чтения стихотворения педагог задает вопросы:

  • Ребята, чего не знал ученик?
  • Покажите, какой рукой вы пишите, кидаете мячик, в какой руке держите ложку, какой рукой пол подметаете?
  • Как называется эта рука?
  • А теперь покажите другую руку, назовите ее.
  • Скажите, а вы похожи на этого ученика или нет?

Игра “Найди ответ”.

Цель: развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, учить ориентироваться в схеме собственного тела.

Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок внимательно слушает, чтобы ответить на вопрос.

Две сестры, две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг друга моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(С. Маршак)

После этого педагог задает вопрос: - Как называются у человека одна и вторая рука?

Игра “Не зевай”.

Цель: развивать слуховое внимание, память, умение показать правую и левую руку, то, что находится слева и справа.

Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок в это время должен показать правую - левую руку на слова “правая, левая, справа, слева”.

Это - правая рука.

Это - левая рука.

Справа - шумная дорога,

Слева - быстрая река.

Материал с сайта www.logoped.ru

Повернулись мы - и вот Стало все наоборот. Слева - шумная дорога. Справа - быстрая река. Неужели стала левой Наша правая рука?

Я на дорогу выхожу. Сперва - налево погляжу. Потом - направо и вперед. И я - умелый пешеход.

Игра “Солдаты”.

Цель: развивать слуховое внимание, память, координацию движений, общую моторику; закрепить понятия “правая, левая” нога.

Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок в это время должен маршировать с левой ноги.

Левой - правой!

Левой - правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

Левой - правой!

Левой - правой!

Барабан уже дырявый!

Игра “Артист”

Цель: развивать слуховое внимание и память, умение ориентироваться в схеме собственного тела и в пространстве, творческое воображение.

Задание: Логопед читает стихотворения. Ребенок должен показывать правую - левую руку на слова “правая, левая, направо, налево” и имитировать действия, названные в стихотворениях.

Правая - левая строят города.

Левая - правая водят поезда.

Правая - левая могут шить и штопать.

Левая - правая могут громко хлопать.

“Пешеход”

Я на дорогу выхожу.

Сперва налево погляжу.

Потом направо погляжу.

А потом перехожу.

“Часы”
Тик - так, гик - так.
Вправо шаг и влево шаг.
И день и ночь вот так:
Вправо шаг и влево шаг.
(на слова “тик - так” - наклоны в стороны) .

“Самолет” Руки в стороны - В полет отправляем Самолет:

Правое крыло вперед. Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре -Полетел наш самолет!

“Солдатик” На одной ноге постой-ка. Будто ты — солдатик стойкий. Ногу левую - к груди. Да смотри, не упади! А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый! На раз - руки вверх поднять. На два - носки свои достать. На три - присесть, Четыре - встать. На пять - с левой пошагать!

“Кот и котята”

Кот сибирский, кот царапка Учит деток танцевать: “Грациозно, очень плавно Нужно лапки поднимать: Левой – правой .левой - правой. Раз, два, три, четыре, пять! Раз, два, три, четыре, пять!” (ребенок выполняет взмахи руками).

Игра “Куда спряталась мышка”.

Цель: научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, слева, справа, за.

Задание: педагог начинает игру с загадки:

Под полом таится.

Кошки боится.

Кто это? (мышка).

“К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется”. Логопед ставит

игрушку под стол, на шкаф... Лети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа, за.

Игра “Скажи, куда мы положили”.

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве используя слова: за, на, под. над, дальше, ближе, слева, справа, правее, левее.

Задание:

Первый вариант: Один из детей закрывает глаза. Остальные прячут игрушку (предмет) на стол, под стол, на шкаф... По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку. Найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Второй вариант: Играющие договариваются, что будут подсказывать, куда положили предмет. Например: “Мяч под...мяч за...” и так далее. Ребенок должен искать в направлении, указанном остальными детьми. После того как он найдет предмет, меняется ведущий.

Игра “Прятки”.

Цель: закреплять ориентировку в пространстве, используя предлоги: “под”, “за”.

Задание: педагог объясняет правила игры: “Я закрою глаза, а вы будете прятаться от меня”. Он закрывает глаза, дети прячутся. Открыв глаза, логопед идет их искать. Найдя ребенка, он спрашивает: “Где ты прятался?” Ребенок отвечает. Если ребенок ограничивается жестом или применяет неправильное слово, логопед дает точное определение места, где он спрятался. Ребенок должен повторить. Водящий меняется.

Игра “Что, где?”

Цель: учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: “слева”, “справа”, “перед”, “за”, “сбоку”, “над”.

Задание: дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Всех нас надо посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: “Кто справа от тебя?” Если ребенок дает правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. Вопросы могут быть такими: Кто слева от тебя? Кто перед тобой? Что сзади тебя? Что над головой? и т.д.

Игра “Где правая, где левая?”

Цель: учить ориентироваться в пространстве, отражая в речи направление: “слева”, “справа”.

Материал с сайта www.logoped.ru

Задание: разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде “налево” или “направо” играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Педагог уточняет, в какую сторону дети повернулись. Кто ошибся - выходит из игры. Игра продолжается.

 

Литература:

  1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. От 1 до 5 с чудесами по пути.Логопедические игры и задания. – СПб.: Каро, 2001.
  2. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  3. Селезнева Е.В. Мамина книга. Настольная книга для родителей и воспитателей. – М.: Издательский дом МСП, 1997.

Желаем успеха!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service