ЛОГОПЕД.ru

Логопедические игры


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Игровые приемы для развития восприятия пространственных признаков предметов (форма и величина) и зрительного восприятия.

Лебедева О.А., учитель-логопед, МДОУ “Детский сад №175” г.Перми.

Цель: формировать зрительное восприятие пространственных признаков предметов, закреплять речевые обозначения пространственных признаков предметов (геометрических фигур — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник; величины предметов — большой - маленький, высокий - низкий, длинный - короткий, широкий -узкий).

Материал с сайта www.logoped.ru

Начинаем работу с формирования обследовательских действий у ребенка (если их нет): обведение геометрической формы пальчиком, манипулирование ею, соединение со словом (игры “Чудесный мешочек”, “Угадай, какая форма”).

Далее учим ребенка определять геометрическую форму предметов и их величину на невербальном и вербальном уровнях: выбирать фигуры одинаковой формы, величины, одинаковой формы и величины; соотнесение геометрических фигур с формой реальных предметов.

Формируем зрительное восприятие предметов по плану:

  • называние предметов, изображенных на картинке;
  • называние контурных изображений предметов;
  • называние перечеркнутых предметов и их контуров;
  • выделение изображения предметов и их контуров.

Учитывая возможности детей можно попробовать дать на базе геометрических фигур знакомство с методом моделирования (игра “Отгадай фигуру”).

Для закрепления можно выкладывать геометрические фигуры разного размера из спичек, счетных палочек.

Целью ниже приведенных игр является научить ребенка различать и называть геометрические фигуры, их размер, соотносить их с формой реальных предметов.

Игра “Какой он формы?”

Педагог показывает детям картинку с изображением подсолнуха и спрашивает: “Какой он формы?” Загадывает загадку про подсолнух:

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем.

Много зерен соберем.

Затем педагог предлагает детям посмотреть на свою одежду и найти на ней что-нибудь круглое (например, пуговицы, горошины на платье и т.д.).

Игра “Найди свой домик”.

Педагог кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго - круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, у других - круг. Затем педагог объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате пока играет музыка, а когда она закончится, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом. Когда дети разбегаются по местам, педагог проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.

Игра “Разложи в коробки”.

Педагог объясняет задание ребятам: надо разложить фигуры по коробкам. Дети сначала должны рассмотреть их (на одной коробке нарисован круг, на другой - квадрат) и определить, в какую коробку, что нужно положить. Затем, по сигналу, раскладывают фигуры: круги - в коробочку с кругом, квадраты - с квадратом.

Игра “Цветные автомобили”.

Дети берут со стола любую из фигур: квадрат или треугольник. Это “номера” машин. Ворота -- въезд в гаражи. Педагог предлагает ребятам представить себя машинами, у каждого - свой “номер”. Пусть несколько детей скажут, какой “номер” у них. “Машины” будут ездить по городу. По сигналу педагога: “Машины, в гараж!” - дети должны найти свой

гараж и въехать в него. Для этого надо посмотреть на ворота. Если фигура, нарисованная на них, такой же формы, что и в руках ребенка, можно въезжать. После окончания игры дети должны объяснить, почему они выбрали тот или иной гараж.

Игра повторяется, но необходимо переставить ворота или поменять

фигуры на них.

Игра “Отгадай”.

Дети становятся в круг, в центре которого находится педагог с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.

Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому педагог бросит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на тарелку, на мяч, на солнце... Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор...

В игре принимают участие все дети. Для того, чтобы детям был более понятен смысл игры, педагог показывает им иллюстрацию. Так, красный круг - помидор, желтый круг - мяч.

Игра может проводиться со всеми геометрическими фигурами (например, квадрат. Похож на коробку, платок, пластинку жевательной резинки...).

Игра “Найди такую же фигуру”.

Перед детьми на столе геометрические фигуры (разной величины). Педагог показывает большой круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем педагог просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с педагогом, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнять, какую фигуру показал ребенок, какую и какого размера показали остальные дети. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра “Догадайся, что я вижу”.

Педагог выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу: “Отгадайте, что я вижу: оно - круглое”. Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом. Игра повторяется 2-3 раза. Затем педагог предлагает отгадать детям, что он увидел квадратное и т.д.

Игра “Чудесный мешочек”.

Первый вариант: педагог кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.

Второй вариант: педагог называет какую-нибудь геометрическую фигуру. Например, треугольник. Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно. После этого дети поочередно достают из мешочка геометрические фигуры и называют их.

Третий вариант: педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому - маленький. После того, как дети выполняют задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины. Во время игры педагог может спросить у ребят: знают ли они, что значит “больше”? Объясняет это наложением меньшей фигуры на большую.

Игра “Найди предмет”.

У детей по одной фигуре. Педагог дает задание разойтись по комнате и найти какую-либо игрушку или предмет такой же формы. После чего ребенок объясняет, почему он ее принес.

Игра “Что изменилось”.

На фланелеграфе - геометрические фигуры. Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, но теперь фигуру прячет ребенок.

Игра “Узнай форму предмета”.

Дети сидят за общим столом. У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами (можно разной величины). Педагог показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой. Педагог показывает другую фигуру, и снова тот, у кого есть такая фигура, забирает ее себе. И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель.

Материал с сайта www.logoped.ru

Игра “Строители”.

Желательно расположить столы таким образом, чтобы можно было построить город. Педагог предлагает детям стать строителями, чтобы построить дачный поселок. Каждый будет работать отдельно.

Педагог дает задание: “Сделайте из фигур домик”. Каждый ребенок делает дом, какой хочет. Педагог: “Возле дома посадите елку. Подумайте, из каких фигур ее можно сделать. Еще посадите ваш любимый цветок”. Во время выполнения заданий педагог спрашивает у детей, из каких фигур они сделали дом, елку. После того как дети выполнят задание, педагог задает вопросы: “Что выше: дом или елка? С какой стороны елка: слева или справа от дома? Что выше: елка или цветок?...”

В конце игры педагог предлагает детям посмотреть, какой дачный поселок получился: какие там дома, цветы.

Игра “Сделай узор”.

Педагог загадывает детям загадки про геометрические фигуры: Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад. Как зовут его?.. .(квадрат)

Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:

Три стороны, и три угла, и столько же вершин,

И трижды трудные дела мы трижды совершим.

Все в нашем городе друзья, дружнее не сыскать,

Мы ... семья, нас каждый должен знать, (треугольник)

Без конца, без края - линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди - не найдешь конца пути, (круг)

На столе лежит карточка с геометрическими фигурами, на подносе -набор геометрических фигур. Педагог предлагает детям с помощью жеребьевки выбрать ведущего. Тот берет карточку и начинает диктовать узор, который изображен на ней. Например: “Положи большой красный круг, маленький синий треугольник...” и т.д. Дети выполняют задание ведущего. После того, как оно будет выполнено, играющие в паре проверяют, правильно ли выполнен рисунок.

Игра “Коврик для куклы”.

Ребенку предлагается сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Кукла Маша объясняет, какой коврик хотела бы получить. Например: “В середине большой круг, сверху квадрат, снизу треугольник, слева овал, справа прямоугольник”. Коврик можно делать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо чертить по трафарету или выкладывать готовые.

Сначала ребенку сложно будет в точности выполнить заказ куклы. Ему предлагается повторить ее просьбу и по мере надобности напоминается, что делать дальше. Но, надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам запоминал последовательность действий и выполнял заказ куклы максимально точно. Пусть ребенок привыкнет к такому порядку: сначала следует заполнить середину, затем - верх, низ, левую и, наконец, правую сторону. Постепенно задание можно усложнять.

Игра “Магазин ковров”.

Если дети уже сделали несколько ковриков, то можно будет их “продавать”. Ребенок должен выбрать и купить для куклы коврик, который она попросит (дается описание нужного ковра). После этого ребенок, глядя на продающиеся ковры, объяснит кукле, какой ему нравится больше всего (надо добиваться последовательного описания и правильного употребления слов “в середине”, “сверху”, “снизу”, “слева”, “справа”). Кукла купит для него этот ковер.

Игра “Отгадай фигуру”.

Педагог показывает ребенку набор нарисованных геометрических фигур. Ребенок отмечает, что фигуры разные: есть треугольники, квадраты, круги, прямоугольники, овал... Кроме того, есть большие, а есть и маленькие фигуры и цвет их разный - красный, синий, зеленый.

Затем педагог выкладывает пять больших фигур разной формы и вынимает пять картинок: зонт, дом, мяч, дверь, огурец. Он спрашивает, какая из имеющихся фигур похожа на ту или иную картинку. Аналогично, выкладывая большую и маленькую фигуры (например, треугольники) и, показывая картинки с изображением мамы и ребенка, педагог говорит, что любая большая фигура может быть обозначена карточкой с изображением взрослого человека, а любая маленькая - карточкой с изображением ребенка. Затем объясняется, что если фигура зеленая, то она может быть заменена зеленым листиком, а если красная - красным флажком, а если синяя - синей сливой.

Педагог показывает любую фигуру и рассказывает, как можно ее обозначить тремя различными картинками (если это большой красный треугольник, то под ним размещаются следующие картинки: мама, флажок, зонтик).

Вариант первый: каждый играющий получает какую-либо фигуру для обозначения. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Второй вариант: обратная задача. Играющие обозначили фигуру, перевернули ее, поменялись местами и отгадывают, какая фигура была у соседа. После отгадывания проверяют правильность ответа, перевернув карточку с фигурой.

Третий вариант: играющие не выкладывают, а только называют, какими картинками можно обозначить ту или иную фигуру.

Первый раз необходимо проверить результат работы ребенка, чтобы убедиться, что условия игры приняты и выполнены. В случае ошибки задание объясняется еще раз.

Материал с сайта www.logoped.ru

Переходить к устному варианту обозначений можно только при полной уверенности, что ребенок усвоил принцип замещения. “Какая фигура спрятана, если выложены картинки - мама, слива, домик?” или

“Какие картинки надо выложить, если у нас имеется маленький красный

кружок?” Можно предложить ребенку самому придумать, какими другими картинками можно обозначить каждую фигуру.

 

Список используемой литературы

  1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. От 1 до 5 с чудесами по пути.Логопедические игры и задания. – СПб.: Каро, 2001.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.
  3. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  4. Селезнева Е.В. Мамина книга. Настольная книга для родителей и воспитателей. – М.: Издательский дом МСП, 1997.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И.Буянова/ – М., 1990.

6.Борякова Н.Ю. и др. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. - М: Гном-пресс, 1999.

7.Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-синтез, 2000.

8. Селиверстов В.И. и др. Игры в логопедической работе с детьми. - М.:

Просвещение,1987.

9.Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980.

Желаем успеха!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service