ЛОГОПЕД.ru

Логопедические игры


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Формирование восприятия отношений между предметами и их группами у детей в игре.

Лебедева О.А., учитель-логопед, МДОУ “Детский сад №175” г.Перми.

Цель: формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе; анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и речевым обозначением этого места в пространстве.Точкой отсчета на данном этапе будет сам ребенок.

Материал с сайта www.logoped.ru

А. Задача: закрепить понятия “справа” и “слева” (уточнить, что “справа” - это значит ближе к правой руке, а “слева” - это ближе к левой руке).

Логопед дает ребенку задания:

  • Поставь слева от себя машинку.
  • Поставь справа от себя куклу.
  • Поставь сзади от себя утенка.
  • Поставь спереди от себя зайчика.

Потом логопед задает ребенку вопросы:

  • Что стоит справа от тебя?
  • Что находится слева от тебя?
  • Что у тебя сзади?
  • Что находится спереди?

Б. Задача: формировать умение соотносить взаимное расположение окружающих предметов, менять его по словесным инструкциям; умение правильно организовывать предметы в пространстве на основе умения отождествлять себя с центральным предметом (это способствует развитию наглядно-образного и абстрактного мышления).

Закрепив на предыдущем этапе расположение предметов относительно самого ребенка, заменяем точку отсчета. Логопед располагает игрушки вокруг себя и просит ребенка отгадать о какой игрушке идет речь (логопед задает вопросы). В конце можно перейти к заданиям с разноцветными кубиками (или геометрическими фигурами). Ребенку даются следующие задания: “Возьми эти кубики и поставь их так, чтобы, красный кубик был), а). перед синим и позади желтого; б). перед желтым и позади синего: в), справа от желтого и слева от синего; г), под синим и над желтым; д). справа от желтого, слева от синего, впереди коричневого и позади зеленого”. Важно объяснить ребенку, чтобы он попытался представить себя одним из кубиков, но только всегда - центральным. Сначала ребенок оперирует двумя кубиками, отрабатывая

простые комбинации: право - лево, верх - низ. Постепенно число кубиков увеличивается до пяти.

В. Задача: закрепление понятий “направо” и “налево” (уточняется направление движения “направо” - в сторону правой руки, “налево” — в сторону левой руки/, и также речевых обозначений “направо” и “налево”, “справа налево” и “слева направо”.

Игра “Найди клад” (“Прятки”).

Взрослый прячет в комнате какой-либо предмет (игрушку, для старших детей - букву, цифру, слово). Создается мотивация для детей (“злой волшебник спрятал...”, “потерялся и плачет...”, “написал нам письмо и просит о помощи...”). Дальше ребенок по устной инструкции педагога двигается: “прямо”, “направо”, “снова прямо”, “налево”, “назад” и т.д. После команды “стоп, нашли” ребенок указывает заданный (спрятанный) предмет.

Игра “Говорящая стрелка”.

Ребенок сам загадывает предмет, до которого он “путешествует”: “Мне хочется добраться до окна, которое находится справа от меня. Я отправляюсь в путь, а стрелка подскажет мне, где можно отдохнуть”. В руках у ребенка стрелка, которую он может поворачивать в нужном направлении. Можно в этой же игре выложить по пути (или нарисовать мелом) стрелки, указывающие направление. Во время путешествия ребенок должен проговаривать вслух направление своего движения: “Иду прямо, поворачиваю налево” и т.д.

На данном этапе учим детей пользоваться рисованными схемами передвижения в пространстве с речевым обозначением направлений движения ( —> “направо”, “слева направо”; <— “налево”, “справа налево”).

Игра “Рыбки”.

Логопед показывает рисунок аквариума: “Посмотри внимательно на картинку. Теперь положи рыбку в аквариуме так, чтобы она плыла направо, а теперь - налево”. После этого логопед размещает рыбок в аквариуме (часть рыбок плывет направо, а часть - налево) и задает вопрос: “Скажи, сколько рыбок плывет в аквариуме справа налево? А сколько слева направо?”

Игра “Медвежата и ежата”.

Логопед читает стихотворение, и показывает картинки с изображениями ежат и медвежат: Не знали медвежата, Что колются ежата, И давай с ежатами

Играть как с медвежатами. (Э. Котляр)

Логопед говорит: “Укололись медвежата, испугались ежата и разбежались все в разные стороны. А кто куда побежал, ты узнай сам”. Педагог выкладывает под картинками схемы направлений движения (—> “направо”, <— “налево”) и просит ребенка ответить, в какую сторону убежал этот медвежонок или этот ежонок.

Г. Задача: учить ребенка ориентироваться в графическом пространстве, т.е. перемещаться по листу бумаги, следуя словесной инструкции.

Это помогает формироваться навыкам письма, развивает абстрактное мышление.

Материал с сайта www.logoped.ru

Сперва выясняем с ребенком, где верх листа, низ, центр (середина) листа. Говорим, что около правой руки - правая сторона, левой руки -левая сторона. Потом вводим верхний левый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, нижний правый угол и т.д. Итого даем девять позиций нахождения предмета на листе бумаги. В зависимости от уровня развития детей или этапа работы можно давать этот материал с опорой на предметные картинки или же - геометрические фигуры.

С детьми проводятся игры, целью которых является научить их ориентироваться в графическом пространстве, т.е. научиться перемещаться по листу бумаги, следуя словесной инструкции.

Игра “Фигуры высшего пилотажа”.

Перед детьми голубой лист бумаги и кружок (самолет). Педагог: “Скоро воздушный праздник. В нем примут участие летчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем летчиками. А самолетом станет кружок. Поставьте его на взлетное поле — голубой лист бумаги, внизу. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолет? (внизу) Теперь он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет?” и т.д. Дети изменяют маршрут по словам педагога и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолет (в центре, в верхнем левом углу, внизу и т.д.).

Игра “Кукольная комната”.

Кукольная комната это большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями. Мебель можно склеить из спичечных коробков или использовать готовую игрушечную мебель: стол, диван, стулья или любые другие предметы. Важно только, чтобы их было не менее трех и они были разной формы. Для игры также понадобится план, который предварительно вычерчивается на листе бумаги. Подготовив план, логопед рассказывает ребенку следующую историю: “Кукла Маша купила новую мебель, но она

не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель”. Предъявляя план ребенку, следует пояснить его: “Сюда Миша поставил стол, сюда шкаф” и т.д. Далее ребенок расставляет мебель, “как показал медвежонок”. Количество предметов в игре не должно быть больше трех -четырех. Пространственное положение кукольной комнаты и ее плана должно быть одинаковым (дверь располагается с одной и той же стороны). При повторении игры следует менять расположение мебели, добавляя новые предметы.

Игра “Кукла Маша купила пианино”.

Для проведения игры понадобится та же кукольная комната с мебелью и ее план. Но план выкладывается на листе бумаги при помощи вырезанных из картона геометрических фигурок.

Задание будет состоять в перестановке мебели. Кукла Маша купила пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить остальную мебель. Педагог просит ребенка помочь Маше. Для этого ему дается прямоугольник, обозначающий пианино. И предлагается переместить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. Это не так просто: ведь пианино должно стоять у стены, и перед ним необходимо оставить достаточно места для стула. Затем ребенок должен реализовать свой план, переместив мебель в кукольной комнате. Такая перестановка сразу подтвердит правильность или неправильность выбранного решения. Подобная игра может проводиться с любым другим предметом обстановки.

Игра “Найди игрушку”.

Игра проводится в комнате. Перед началом игры логопед вместе с детьми вычерчивает план схему комнаты. Выбрав определенный масштаб, чертят стены комнаты, обозначают двери и окна, а затем изображают находящиеся в ней предметы.

В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Дети поочередно прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернув его так, чтобы изображение двери “смотрело” в сторону двери, а изображение окна - в сторону окна), а затем - определить собственное место в комнате (“я сижу вот на этом стуле”). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.

Игра “Куда залетела пчела”.

Для игры понадобится кукольная комната и кукольная мебель: круглый стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф (предметы можно менять, но для начала их должно быть не более шести).

Вместе с детьми взрослый расставляет мебель в комнате и рисует план: черточкой отмечается расположение окна, крестиком - двери, а с помощью кружков, квадратиков и прямоугольников изображаются предметы кукольном мебели.

На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который залетела пчела. Дети (по очереди) должны по этому указанию отыскать ее в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: пчела каждый раз будет залетать под разные предметы.

Перед началом игры педагог должен сориентировать план, т.е. расположить окно и дверь на плане и в комнате с одной стороны от ребенка (комната - образец при этом находится за планом).

Игра “Водители”.

Предварительно дети должны познакомиться с дорожными знаками. Их изображения можно взять из правил дорожного движения или книжек для детей. Не следует брать сразу большое количество знаков. Достаточно будет познакомить детей со следующими знаками: движение только прямо, движение направо, движение налево, движение прямо и направо, движение прямо и налево, техническое обслуживание автомобилей, автозаправочная станция, пункт медицинской помощи.

Показывая детям изображения знаков, педагог дает следующие пояснения: “Это знаки для водителей. Некоторые из них показывают шоферу, куда можно ехать, а куда нельзя. Все водители должны обязательно подчиняться дорожным знакам. Например, белые стрелки в синих кругах показывают, что ехать можно только прямо или в ту сторону (правую или левую), куда показывает стрелка. Есть знаки, разрешающие движение прямо и в одну из сторон (правую или левую), куда отходит маленькая стрелка. Туда, куда стрелка не показывает, ехать нельзя. Другие знаки сообщают шоферу о том, в каком месте находится бензоколонка, где можно взять бензин, мастерская, где ремонтируют машины, и больница или поликлиника”.

Делается несколько вариантов несложных игровых полей и дорожные знаки. Каждое игровое поле - это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками.

Материал с сайта www.logoped.ru

Педагог кладет перед ребенком игровое поле и говорит: “Ты водитель автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензин и починить машину. Внизу рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить вес эти пункты, чтобы не нарушать правила дорожного движения. А потом мы посмотрим, правильно ли ты выбрал путь”.

Если игровое поле достаточно крупное, водитель может отправляться в путь, прокатывая по улицам игрушечную машину. Если оно маленькое, достаточно показать путь карандашом.

Список используемой литературы

  1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. От 1 до 5 с чудесами по пути.Логопедические игры и задания. – СПб.: Каро, 2001.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.
  3. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  4. Селезнева Е.В. Мамина книга. Настольная книга для родителей и воспитателей. – М.: Издательский дом МСП, 1997.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И.Буянова/ – М., 1990.

6.Борякова Н.Ю. и др. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. - М: Гном-пресс, 1999.

7.Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-синтез, 2000.

8. Селиверстов В.И. и др. Игры в логопедической работе с детьми. - М.:

Просвещение,1987.

Желаем успеха!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service