ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Школа молодого логопеда на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Развитие и коррекция восприятия схемы собственного тела у дошкольников, имеющих нарушение пространственного гнозиса.

Лебедева О.А., учитель-логопед, МДОУ “Детский сад №175” г.Перми.

Цель: закреплять знание частей тела , схемы лица , умение обозначать их в речи.

На подготовительном этапе идет работа над собственным телом. В комплексе работают инструктор по физическому воспитанию, психолог, музыкальный руководитель, логопед и воспитатель.

Важна фиксация внимания ребенка на ощущениях (на уровне мышечных) полного расслабления или. напротив, полного напряжения (в основном в положении лежа на спине). Долее последовательно проводится работа с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела.

Материал с сайта www.logoped.ru

Потом выполняются игровые задания (сочетание движения со словом), ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями и частями тела.

Затем идет работа над последовательной серией произвольных движений, которые проводятся как лежа на спине, так и в положении “сидя” и “стоя”. Даются задания с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком.

Выполнение заданий должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно развернутой речевой инструкции, когда пошаговый контроль обеспечивается специалистом. Следующим этапом может быть выполнение задания только по речевой инструкции, а потом только по названию задания (оно должно иметь четкое название).

На данном этапе целесообразно ввести психогимнастику. На психогимнастике используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанной А.В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный МИ. Чистяковой для дошкольников. Рекомендуется (для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой групп мышц отдельно и последовательно. Этюды на тренировку отдельных групп мышц представлены в приложении к программе. А. Задача: Закреплять знания частей лица, схемы лица.

Формировать умение показывать и называть основные части лица (глаза, брови, ресницы, нос. рот, щеки, лоб, подбородок) на себе, на кукле, на изображении лица.

Здесь же идет работа с предлогами: “над”, “под”, “между”. Например:

  • Что находится над глазами?
  • Что находится над ртом?
  • Что находится под бровями?
  • Что находится под носом?
  • Что находится между щек?...

А так же вводится анализ расположения частей лица по параметрам:

  • Выше всего: лоб.
  • Ниже всего: подбородок.
  • Что находится выше, чем рот...
  • Что находится ниже, чем глаза.. .и так далее.

Б. Задача: Формировать умение показывать и называть основные части тела, определять их взаимное расположение.

Верхняя и нижняя части тела.

Ребенку задают вопросы:

- Что у тебя находится в самом верху? В самом низу? Что у тебя
посередине?

Дав первичные ориентиры - голова, туловище, руки, ноги, переходят к дифференцировке уровней (голова - макушка, лоб, брови, глаза, нос, щеки, рот, подбородок; шея; руки - кисти, предплечья, локти, плечи; туловище - грудь, живот; ноги - бедра, колени, голени, стопы). Ребенок должен, называя часть тела, показывать ее. Потом можно попросить ребенка закрыть глаза, коснуться какой-либо части тела и задать вопрос: “Как называется эта часть тела?” Ребенок должен уметь перечислять части тела сверху вниз, снизу вверх, отвечать правильно на вопросы типа: “Что находится над головой, под грудью, под коленом?” (то же самое с предлогами “над”, “между”).

 

Передняя и задняя части тела.

Ребенку предлагается перечислить, что у него спереди, а что сзади. Вначале оперируют общими понятиями: лицо - затылок, грудь - спина. Затем можно ввести понятие “задняя поверхность” (ног, шеи, рук). Далее переходят к детализации: затылок, задняя поверхность шеи, верх спины, поясница, ягодицы, задние поверхности бедер, коленных суставов, голеней, пятки. Начинать надо с названия частей тела и одновременно касания ее. Ребенок должен научиться перечислять участки тела в разной последовательности, а также перечислять пары участков, расположенные на одном уровне спереди - сзади: лицо - затылок, грудь - спина, живот -поясница, ладонь - тыл кисти, пальцы стопы - пятка.

В. Задача: Выделение ведущей руки ребенка.

Если у ребенка явно выражена ведущая рука, то мы просто выделяем ее (завязываем на ней бантик, фенечку, цветную резинку), а если нет, то используем тесты, разработанные М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским [4, с.65] (см. приложение).

Игра “Водичка, водичка”.

Цель: закреплять знание схемы лица, умение обозначать в речи

части лица.

Задание: логопед и ребенок сидят перед зеркалом и производят

легкий поглаживающий массаж лица в соответствии со стихотворением:
Водичка, водичка, (поглаживание вокруг глаз)

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, (поглаживание вокруг глаз)

Чтобы шечки краснели (поглаживание щек)

Чтоб смеялся роток, (поглаживание вокруг рта)

Да кусался зубок. (поглаживание подбородка)

После этого педагог задает вопросы:

  • Посмотри на меня и скажи, что я сейчас умываю (лоб, щеки, нос)?
  • А теперь ты сам умой свое личико по порядку и называй, что ты умываешь.

Игра “Мое лицо”.

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику, учить ориентироваться в схеме лица.

Задание: логопед читает ребенку загадки, он должен их отгадать. Отгадки ребенок рисует в овале лица или накладывает на схему лица нарисованные части.

Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора.

Назови их детвора. (Глаза)

Вот гора. А у горы

Два глубоких хода.

В них все время воздух ходит.

То заходит, то выходит. (Нос)

Два соболя лежат

Хвостами друг к другу. (Брови)

Красные двери в пещере моей.

Белые звери прячутся в ней.

Всю пишу, все мясо - добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы)

Игра “Ушки на макушке”.

Цель: развивать слуховое внимание, память, учить ориентироваться в схеме собственного тела.

Задание: логопед читает ребенку стихотворение. Ребенок должен слушать внимательно, чтобы ответить на вопрос.

Две руки у тебя.

Две руки у меня.

И, конечно, получилась

В нашей комнате возня.

Две ноги у тебя.

Две ноги у меня.

И, конечно, получилась

В коридоре беготня.

По два глаза у тебя,

У тебя и у меня.

Солнце мы нарисовали,

И деревья, и коня.

(Г. Сапгир)

После этого педагог задает вопрос:

- Покажи на себе парные части тела, названия которых звучали в стихотворении.

Игра “Отгадай”.

Материал с сайта www.logoped.ru

Цель: учить ориентироваться в схеме собственного тела, развивать логическое мышление.

Задание: логопед читает ребенку загадки. Ребенок должен их отгадать и ответить на вопрос.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Вот какие это кони. (Коньки)

Две новые, кленовые Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

И по большим снегам - беги! (Лыжи)

Деревянные сестрички, Две сестрички - невелички.

Застучали по бокам.

Я ответил: “трам - там - там”. (Барабан и палочки)

Два ремня висят на мне.

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной -

Я повисну за спиной. (Рюкзак)

После этого педагог задает вопрос: - Почему эти приспособления парные?

Игра “Будь внимателен”.

Цель: развивать слуховое внимание, память, учить ориентироваться в схеме лица, собственного тела.

Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок должен слушать внимательно, чтобы ответить на вопросы.

Шепчет Ротик: - Эй, послушай!

Что ты. Носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?

Грустный Носик отвечал:

- Разве ты не замечал -
Глазок - двое, ушек - двое,
Две ноги и две руки.

Только мы живем с тобою В одиночку, чудаки.

- Что ты. Носик, чем мы хуже?
Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим. Значит тоже двое нас!

(С. Капутикян) После этого педагог задает вопрос:

  • Какие парные части лица вы знаете?
  • Какие парные части тела вы знаете?
  • А какие части лица у нас по одному?

Игра “Доскажи словечко”.

Цель: развивать чувство ритма, .память, логическое мышление, систематизировать знания о строении руки.

Задание: логопед читает стихотворение, голосом выделяя слово, с которым должно рифмоваться недостающее. Если ребенок не угадает с

первого раза - стихотворение читается снова. При чтении ребенок показывает называемые пальчики.

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой.

Называется ... (большой).

Палец второй -

указчик старательный.

Не зря называют его ... (указательный).

Третий твой палец как раз посредине.

Значит, какое дано ему имя?..(средний)

Неповоротливый и упрямый

Палец четвертый. Он ...(безымянный)

Палец последний - всеобщий любимец.

По счету он пятый, зовется ...(мизинец).

Игра “ Почему так?”

Цель: развивать логическое мышление, закреплять название пальцев на руке.

Задание: логопед читает загадку. Ребенок должен ее отгадать и ответить на вопрос.

Идут четыре брата навстречу старшему.

- Здравствуй, Большак, - говорят.

“Здорово, Васька - указка, Мишка - середка,

Гришка - сиротка да крошка - Тимошка!”

После этого логопед задает вопрос: - Почему в загадке пальцы получили такие имена?

Игра “ Ориентируйся в собственном теле”.

Цель: учить ребенка ориентироваться в схеме собственного тела. Задание:

Материал с сайта www.logoped.ru
логопед читает рассказ. Ребенок слушает и потом беседует с логопедом по теме рассказа.

Про нос и язык.

У Кати было два глаза, два уха, две ноги, а язык один и нос тоже один. “ Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один?” “А для того, милая внучка, - отвечает бабушка, -..чтобы ты больш видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала”.

(По Е. Пермяку)

Список используемой литературы

  1. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. От 1 до 5 с чудесами по пути.Логопедические игры и задания. – СПб.: Каро, 2001.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2001.
  3. Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
  4. Селезнева Е.В. Мамина книга. Настольная книга для родителей и воспитателей. – М.: Издательский дом МСП, 1997.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И.Буянова/ – М., 1990.

Желаем успеха!

 

Сохраняйте свои силы и получайте быстрые результаты с помощью современных логопедических видеопособий!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service