ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Школа молодого логопеда на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Методы изучения пространственного гнозиса у дошкольников.

Лебедева О.А., учитель-логопед, МДОУ “Детский сад №175” г.Перми.

1.1. Изучение документации:

  • индивидуальная медицинская карта ребенка;
  • протокол медико-психолого-педагогической комиссии;

- индивидуальная речевая карта ребенка.

1.2. Обследование ориентировки в схеме собственного тела. Обследование умения выделять ведущую правую (левую) руку.

Задания:

  • покажи правую руку;
  • покажи правой рукой игрушку;
  • возьми игрушку в правую руку;

в какой руке ты держишь игрушку?

Обследование ориентировки на основе диференциации правых и левых частей тела.

Задания:

Материал с сайта www.logoped.ru

- покажи правую (левую) руку,

назови, какая это рука;

- покажи правую (левую) ногу,

назови, какая это нога;

- покажи правый (левый) глаз,

назови, какой это глаз;

- покажи правое (левое) ухо,

назови, какое это ухо.

Обследование перекрестной ориентации в схеме собственного тела с использованием пробы Кеда (по показу и словесной инструкции).

Задания:

  • покажи правой рукой левый глаз;
  • покажи правой рукой левое ухо;
  • покажи левой рукой правую ногу.

Оценивается:

  • умение выделять ведущую руку, обозначать ее словесно;
  • умение выделять правые и левые части тела, называть их словом:
  • сформулированность перекрестной дифференциации правых и левых частей тела.

1.3. Обследование восприятия пространственных признаков предметов.

Обследование узнавания и воспроизведения в отраженной речи величины предметов.

Задания:

- покажи большой мяч;
- покажи маленький мяч;

- покажи широкую ленту:

  • покажи узкую ленту;
  • покажи длинный карандаш;
  • покажи короткий карандаш;
  • покажи высокий дом;
  • покажи низкий дом;

- назови, какой предмет по величине?

Обследования узнавания и воспроизведения в отраженной речи формы предметов.

Задания:

- покажи круг;

  • покажи овал;
  • покажи квадрат;
  • покажи треугольник;
  • назови, какая форма у предмета?

Обследование умения соотносить форму изображенного предмета с геометрическим образом.

Задания: к трафаретам геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат) подобрать похожую картинку с изображением предметов (мяч, пирамидка, яблоко, баклажан, яйцо, книга, кубик и т.д.).

Оценивается:

  • узнавание и воспроизведение в отраженной речи величины и формы предметов;
  • уровень сформированности рецептивных (обследовательских) действий.

1.4. Обследование ориентировки в окружающем пространстве.

Обследование умения определять пространственное расположение предметов по отношению к самому ребенку.

Задания:

  • покажи, какой предмет находится справа (слева) от тебя;
  • положи игрушку справа (слева) от себя;

- ответь на вопрос: “Где находится окно (карандаш)?”
Обследование умения определять пространственные отношения предметов

между собой.

Задания:

Материал с сайта www.logoped.ru

  • возьми правой рукой мяч и положи его около (возле) правой руки:
  • возьми левой рукой медвежонка и положи его около левой руки;
  • ответь на вопрос: “Где находится медвежонок, справа или слева от

мяча?”

  • поставь машинку справа от куклы, ведерко слева от куклы, собачку перед куклой, кубик - сзади куклы;
  • ответь на вопрос: “Кто находится слева, справа, впереди, сзади куклы? Кто стоит между ведерком и машинкой?”

Обследование умения определять пространственные отношения между изображениями предметов.

 

Задания:

- рассмотри лист, на котором расположены девять предметных
картинок (восемь - по сторонам листа, а одна - в центре);

- назови, что находится в левом верхнем углу, между правым и левым верхними углами, между правым верхним и правым нижним углами;

- назови картинки и определи, где они находятся.
Оценивается:

- умение определять пространственное расположение предметов и
их изображений относительно разных точек отсчета и обозначать их в речи.
1.5. Обследование зрительно-пространственной ориентировки.
Изучение конструктивного праксиса.
Задание:

- сложить разрезную картинку из пяти частей с опорой на образец,
без опоры на образец.

Изучение графической деятельности детей.

Задания:

- нарисовать человека;

- нарисовать домик;
- нарисовать елочку.

Изучение ориентировки в схеме лица.

Задание:

- наложить на овал части лица: глаза, брови, ресницы, рот, нос.
Оценивается:

  • способ выполнения проб конструктивного праксиса (зрительное соотнесение, сочетание зрительного соотнесения с частичным “примериванием”, выполнение методом “примеривания”);
  • особенности графо-моторной деятельности ребенка (как рисует, как держит карандаш, плавность линий, соотношение изображенного);
  • ориентировка в схеме лица: умение определять недостающие части и характер их наложения.

1.6.Обследование понимания логико-грамматических конструкций.

Обследование понимания логико-грамматических конструкций с локативными предлогами и наречиями, отражающих пространственные отношения предметов.

Задания:

- ответь на вопрос: “Где находится игрушка?” (на столе, в столе,
над столом, под столом, за столом, перед столом и т.д.);
- нарисуй в центре круг, слева от него - квадрат, выше крута
треугольник, ниже круга - прямоугольник, над треугольником
два маленьких кружка, под прямоугольником маленький
кружок.

Обследование понимания объектно—инструментальных отношении, выраженных флексиями.

Задания:

  • покажи тетрадь карандашом;
  • покажи карандаш тетрадью;
  • покажи ручкой книгу;
  • покажи книгой ручку;
  • коснись книги рукой;
  • коснись руку книгой.

Обследование понимания конструкций атрибутивного родительного падежа.

Задания:

  • посмотри на картинку и покажи: “Где хозяин собаки? Где хозяина собака?”;
  • посмотри на картинку и покажи: “Где мама дочки? Где мамы дочка?”.

Обследование понимания конструкций временных отношений.

Задания:

  • скажи: “Как правильно? Осень перед летом или лето перед осенью?”;
  • скажи: “Что было раньше? Петя умылся после того, как сделал зарядку”.

Обследование понимания активных и пассивных конструкций с прямым и инвертированным порядком слов.

Задание:

- скажи, как правильно: “Рабочими строится дом. Домом строятся
рабочие”;

- скажи, кто приехал: “Петю встретил Миша”.
Оценивается:

- уровень понимания логико-грамматических конструкций: полное
понимание, частичное понимание или полное непонимание.

Этапы развития пространственного гнозиса у детей с нарушениями речи:

Материал с сайта www.logoped.ru

    1. Развитие и коррекция восприятия схемы собственного тела.
    2. Формирование пространственных отношений с опорой на ведущую руку.
    3. Восприятие отношений между предметами и их группами.
    4. Пространственная ориентировка в предметах, развернутых на 180 градусов - зеркальная ориентировка.
    5. Восприятие пространственных признаков предметов (формы и величины) и параллельное развитие зрительного восприятия.
    6. Развитие понимания логико-грамматических структур языка.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service