ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Психология творческого мышления.

Кузнецова Н.А., логопед высшей категории, Детская городская поликлиника №1, г.Владимир.

Аннотация. Статья рассказывает о психологии творческого мышления, затрагивает понятие творческого мышления, его особенности, творческое мышление в группе, факторы, препятствующие развитию творческого мышления, дает краткий анализ соотнесения компьютера и творческой мысли.

Ключевые слова. Творческое мышление, особенности творческого мышления, творческое мышление в группе, компьютер и творческое мышление.

Kuznetsova Natalia Alekseevna

higher qualification speech-therapist, City Children Polyclinic №1, Vladimir

PSYCHOLOGY OF CREATIVE THINKING

Abstract. The article tells you about psychology of creative thinking, definition of creative thinking, its peculiarities, tells about creative thinking in a group, about factors, blocking the development of creative thinking, gives a short analysis of computer and creative thought.

Keywords. Creative thinking, peculiarities of creative thinking, creative thinking in a group, computer and creative thought.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый индивид наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов. Прежних знаний оказывается недостаточно.

Материал с сайта www.logoped.ru
Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного (пусть это открытие небольшое, только для себя, а не для человечества). Например, один из моих одноклассников создал свое собственное, новое и очень интересное доказательство теоремы по геометрии.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессмысленным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу, выходя далеко за их пределы.

Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Но наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком задач, характеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Задача.

Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая от бумаги ручки или карандаша, перечеркнуть расположенные квадратом 9 точек?

Эта задача имеет особенность, характеризующую творческое мышление – необходимость применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. В задаче нужно допустить возможность выхода прямых линий за пределы части плоскости, ограниченной 9-ю точками. Это значит, что, проанализировав условия задачи, нужно направить мысль необычным путем, т.е. применить по-настоящему творческий способ решения.

Что же такое творческое мышление?

Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос американский психолог Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем 4-х особенностей:

  • Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
  • Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
  • Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
  • Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Творческое мышление – мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи (Г.Линдсей, К.Халл, Р.Ф.Томпсон).

Пуанкаре Жюль Анри – выдающийся французский математик, известный психологам по своему докладу “Математическое творчество”, говорит: “Творить – это означает не создавать бесполезных комбинаций, а создавать полезные, которых ничтожное меньшинство. Творить – это уметь распознать, уметь выбирать такие факты, которые открывают нам связь между законами, известными уже давно, но ошибочно считавшимися не связанными друг с другом.”

Примером творческого мышления может служить шахматная игра. И.В.Гёте говорил: “Шахматная игра – это испытание ума.” Роберт Фишер – выдающийся американский гроссмейстер, 11-й чемпион мира, носивший это звание в 1972-1975 гг. , вспоминает: “Есть много шахматистов, которые играют только для того, чтобы достичь ничьей. Но шахматная игра должна быть наступательной, нужно искать пути к выигрышу, а если не стремиться к этому, то какой смысл садиться за доску? Я не понимаю этого. Я никогда не стараюсь уйти от борьбы, а наоборот – думаю и думаю, как победить.” Л.Н.Толстой сказал: “Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.”

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает практически каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.).

Используя данные самонаблюдения известных ученых (Г.Гельмгольца и А.Пуанкаре), Грахам Уоллес разграничил 4 “стадии творческого мышления”: подготовка, созревание, вдохновение и проверка истинности. Он полагал, однако, что “в повседневном потоке мышления эти 4 стадии мышления постоянно перекрывают друг друга, когда мы исследуем различные проблемы… Даже в исследовании одной и той же проблемы мозг может вынашивать бессознательно какой-либо один ее аспект, будучи в то же время сознательно поглощенным подготовкой или проверкой другого аспекта этой проблемы.” Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое – выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задачи необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот.

Творческое мышление в группе основываются на следующих психических принципах:

  • Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является примером своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т.д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.
  • Групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, т.к. каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.
  • По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.
  • Мозговой штурм будет эффективным, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их “созревания”.
  • Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, т.к. обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.

Значит, творческое мышление в группе – это фактор, способствующий развитию творческого мышления.

Препятствием творческого мышления является конформизм – желание быть похожим на другого – основной барьер творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться слишком или не очень умным.

Материал с сайта www.logoped.ru
Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от сверстников.

Цензура – в особенности внутренняя цензура – второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешних. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать окружающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться.

Третий барьер творческого мышления – это ригидность, часто приобретенная в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не только в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем ими не делиться и оставить при себе.

Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях. Творческое мышление связано с открытием нового знания. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, человек, у которого творческое мышление доминирует, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках. Поэтому у ребенка с самого детства нужно развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте.

Недавнее прошлое ознаменовалось широким использованием компьютеров для изучения мыслительных процессов. В частности, получил распространение метод эвристического программирования, цель которого – создание действующих моделей психики. Ведь существуют разные методы проверки научной теории. Один из критериев истинности теории – воссоздание изучаемых явлений в искусственных условиях. Этот способ проверки должен быть применен раньше или позже и для проверки теорий, объясняющих творческое мышление.

Моделирование мышления на компьютерах – это прежде всего метод исследования. Возникает вопрос о пределах такого моделирования. Иначе говоря, может ли машина мыслить? Сторонники машинного разума полагают, что информационная сторона мышления может быть реализована процессами нефизиологической природы.

Другие, не менее авторитетные авторы возражают против этого. Они полагают, что информационные процессы в нервной системе неотделимы от физиологических и не могут быть реализованы с помощью электронных устройств. В 50-е годы проходили бурные споры, которые стихли в начале 60-х годов, хотя спорящие стороны остались при своих мнениях, так и не переубедив друг друга.

Например, одна из трудностей машинного перевода, которая выглядит неодолимой, состоит в том, что машина не может из многих значений слова правильно выбрать нужное значение. Возьмем два английских предложения:

  1. Pen is in the box.
  2. Bох is in the pen.

Первое понять легко: ручка лежит в коробке. Второе предложение как будто бы лишено смысла, но для тех, кто знает лишь одно значение слова pen. Есть и второе значение – огороженный участок, загон. Какое из двух значений выбрать, человек определяет по смыслу, анализируя контекст, используя не только языковые знания. А машине доступны лишь такие переводы, которые не требуют иных познаний, кроме лингвистических. Действительно, машинный перевод коренным образом отличается от того, что делает высококвалифицированный человек-переводчик. Но он поразительно похож на неквалифицированный перевод, выполненный человеком, слабо знающим язык или не сведущим в той или иной области знания, к которой относится переведенный текст.

Сейчас делают упор на взаимодействие человека и компьютера. Машине поручают не всю работу целиком, она сотрудничает с человеком. Каждый из участников этого содружества выполняет те элементы, в которых его преимущество бесспорно. Например, при проектировании дома оценить удобство планировки сможет человек, а провести все нужные расчеты – машина. “Машинные и человеческие” работы многократно чередуются. При этом первостепенную роль приобретают проблема общения человека с машиной, разработка специальных языков, способов кодирования, которые давали бы возможность машине считывать результаты деятельности человека (чертежи, формулы, даже письменную речь) и выдавать результаты своей деятельности в легко доступной для человека форме.

Системы “человек - компьютер”, в отличие от автоматических, получили название автоматизированных. Но не следует думать, что человек выполняет творческую часть работы, а машина лишь выполняет подсчеты. Разделение труда происходит по-другому, и машина берет на себя те элементы работы, которые при выполнении их человеком единодушно признаются требующими творческого мышления. Но надо учитывать, что существование сейчас разграничения обязанностей между компьютером и человеком не является жестким. Оно постепенно изменяется. По мере выяснения механизмов интуиции все больше составных элементов умственной деятельности будет переходить к машине. Роль первого участника в содружестве “человек-компьютер” может быть сведена к нулю. Машина будет выполнять всю работу от начала до конца. Таким образом будет достигнута цель, которую ставили перед собой исследователи на первом этапе работ по искусственному интеллекту. Оценка результатов останется за человеком до тех пор, пока она будет интуитивной. Но когда человек изучит критерии своих оценок, он сможет затрагивать интуитивные оценочные действия. Другой вопрос - пожелает ли он это делать. Но процесс совершенствования отдельных людей едва ли окажется для него устойчивой преградой.

Таким образом, попытки организовать ограничительный круг и наметить границы, за которые машинное мышление никогда не выйдет, оказались неблагодарным делом и никому не снискали лавров.

Материал с сайта www.logoped.ru
Еще Гегель отметил, что определение что-либо как предела, уже означает выход за этот предел. А творческая мысль беспредельна.

Итак, человеческая мысль неустанно билась над разрешением загадок психологии творческого мышления, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, творческое мышление рассматривается в широком смысле этого понятия и изучается не только в психологии и нейрофизиологии, но и в теории познания и логики, в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных процессов.

Литература:

  1. Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978.
  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003.
  3. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. – М., 1986.
  4. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. – М., 2002.

List of references:

  1. Luk A.N. Psychology of creative work. – Moscow, 1978.
  2. Nemov R.S. Psychology: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. - Moscow, 2003.
  3. General psychology. Edited by A.V.Petrovsky. – Moscow, 1986.
  4. General psychology Reader. Edited by Y.B. Gippenreiter, V.V.Petuhkov. – Moscow, 2002.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service