ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Школа молодого логопеда на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Виды речи, характеристика основных видов речи.

Кузнецова Н.А., логопед-дефектолог, г.Владимир.

Аннотация. Статья рассказывает о видах речи, характеризует основные виды речи.

Ключевые слова. Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах, интонация, активная, пассивная речь, устная, письменная речь, монологическая, диалогическая речь, внешняя, внутренняя речь.

Kuznetsova Natalia Alekseevna

higher qualification speech-therapist, City Children Polyclinic №1, Vladimir

KINDS OF SPEECH, CHARACTERISTICS OF THE MAIN KINDS OF SPEECH

Abstract. The article tells you about kinds of speech and gives characteristics of the main kinds of speech.

Keywords. I.P. Pavlov's doctrine about I-st and II-nd Signal Systems, intonation, active, passive speech, oral, written speech, monological, dialogical speech, external, internal speech.

Материал с сайта www.logoped.ru

Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Греки называли человека “говорящее животное”, но человек, в отличие от животного способен строить систему звуковых сигналов, отражающих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам внешний мир.

Общественная жизнь и коллективный труд вызывают необходимость у людей постоянно общаться друг с другом. Это общение в наиболее совершенной форме осуществляется в речи. Понятие “язык” предполагает систему словесных знаков, возникающих в результате общественно-исторического становления человеческого общества, тогда как речь – это индивидуальное пользование языком.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Человек может познавать и отражать окружающий материальный мир не только через I сигнальную систему, но и через особые сигналы – сигналы второго, высшего порядка – слова, речь. Согласно учению И.П.Павлова о сигнальных системах, II сигнальная система развивается на базе первой, т.е. для развития и формирования речи необходимо, чтобы у ребенка были нормальными двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения. Чем богаче зрительные и слуховые впечатления ребенка, тем ярче и образнее будет его речь. По словам К.Д.Ушинского дитя мыслит формами, звуками, красками. Если нарушается I сигнальная система, то это может привести к нарушению II сигнальной системы. Ярким примером такого нарушения взаимодействия сигнальных систем является глухонемота. Ребенок немой потому, что он не слышит. У него нет слуховых сигналов, поэтому у него не развивается II сигнальная система – речь. Еще в начале XX века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых “изолированных речевых центров”. И.П.Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее “динамической локализацией”. Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого) имеют главенствующее значение в образовании речи. Лобные извилины(нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (ц.Брока). Височные извилины(верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (ц.Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры головного мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

Принято выделять (по отношению к говорящему и воспринимающему) активную и пассивную речь. С помощью активной речи мы выражаем наши мысли и тем самым делаем их достоянием других. Активная речь регулируется и управляется специальными речевыми механизмами, расположенными в лобной доле левого полушария коры головного мозга. Если этот участок мозга поврежден, то человек теряет способность говорить. Такое нарушение в логопедии называют моторной афазией.

Пассивная речь – это та речь, которую мы воспринимаем. Название “пассивная” следует понимать как условное. В действительности восприятие речи говорящего – тоже активный и сложный процесс. Эта речь регулируется и управляется речевыми механизмами, расположенными в височной доле левого полушария коры головного мозга. Если поражается этот участок мозга, то человек теряет способность понимать речь окружающих. Такое нарушение называется сенсорной афазией.

Активная речь, в свою очередь, подразделяется на устную и письменную, т.к. наши мысли могут быть выражены, только облекаясь в звуки и буквы. Устная речь у ребенка развивается на основе подражания речи окружающих. Благодаря наличию элементарного слуха ребенок сначала воспринимает речь говорящих, а потом у него постепенно развивается фонематический слух, с помощью которого он анализирует и различает звуки родного языка, а затем сам начинает произносить их. Устная речь характеризуется рядом психологических параметров, отличающих ее от других форм речи. Исправлять нарушения устной речи у ребенка нельзя, не зная общих закономерностей ее развития.

Материалистическая психология утверждает, что язык звуков является с самого начала единственной формой речи, которую когда-либо знало человеческое общество. Только у человека имеются специфические физиологические механизмы, дающие ему возможность овладеть устной речью. Большую роль во взаимодействии этих механизмов играет слуховой анализатор, нарушение функции которого неизбежно отражается на формировании устной речи. Эта речь реализуется, становится достоянием других благодаря звукам, которые ее составляют.

Устная речь отличается от письменной своими выразительными средствами. Важными факторами, влияющими на выразительность, является голос, интонация, логическое и словесное ударение, четкое произношение звуков, мимика и жесты, которые придают ей большую образность, яркость, эмоциональную насыщенность. Например, один и тот же литературный текст при чтении вслух будет восприниматься слушателями по-разному, в зависимости от мастерства его исполнения. Одним из важных факторов выразительности и образности речи является голос, его сила, тембр. Эти качества голоса во многом зависят от некоторых врожденных анатомо-физиологических данных человека. Как показывает опыт, при необходимости путем специальных упражнений голос можно развить или “поставить”. В логопедической практике приходится встречаться с различными формами нарушения голоса. Наиболее распространенными из них являются дисфония и афония. Дисфония - частичное расстройство голоса, часто встречающееся у преподавателей некоторых профессий – актеров, учителей и др. Голос при этом становится хриплым, сиплым. При афонии наступает полная утрата голоса. Она может быть временной, например, при простудных заболеваниях, или постоянной, может возникать в результате либо патологического поражения, либо оперативного удаления голосовых связок. В этих случаях нормальная речь становится невозможной.

Материал с сайта www.logoped.ru

На восприятие и выразительность речи влияет интонация. Мы можем произнести фразу: “Какой человек!” - с разной интонацией, и она будет понята по-разному. В одних случаях она может выражать восхищение, в других – досаду, неудовлетворенность и т.д. Как отмечают некоторые исследователи, интонация играет важную роль в восприятии и понимании речи ребенком, особенно на начальном этапе ее формирования – в 6-8месяцев, когда он не дифференцирует составных частей речевого потока, а воспринимает лишь общий речевой модуль фразы и улавливает ее смысл в зависимости от интонации нашего голоса. Так, Ж.Пиаже указывает, что ребенок в ранний период своей жизни реагирует одинаково на один и тот же вопрос: “Где часы?”, произнесенной на разных языках, но с одинаковой интонацией, и поворачивает голову в сторону часов. С 6-8месяцев он начинает вычленять звуковые комплексы слова, фонемы.

Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного программирования, речевой реализации и контроля. При этом программирование в свою очередь совершенствуется по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Как известно, по степени психологической трудности выделяют 2 формы речи – монологическую и диалогическую. Монологическая речь считается более сложной, поэтому она требует предварительной подготовки, учета аудитории, большей развернутости, мотивации и доказательности. От диалогической отличается сложной синтаксической структурой.

Монологическая речь – оформление речи как обращенной прежде всего к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию собеседника, в отличие от диалогической речи – такой формы речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора. Диалогическая речь характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения. Тогда как монологическая речь характеризуется стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге.

Диалогическая речь ситуативна, т.к. протекает в большинстве случаев в какой-то обстановке в форме беседы. Она более конкретна, в ней много подсказано самой ситуацией. Она не требует такой синтаксической развернутости, как монологическая речь. По интонации, выражению лица, мимике и жестам мы о многом догадываемся и понимаем, что хочет сказать собеседник. Например, ожидая на перроне опаздывающий поезд, мы скажем, когда он показался: “Идет!”, - и всем будет ясно, о чем речь. Л.П.Якубинский, отечественный языковед и литературовед, в своей статье “О диалогической речи” пишет: “Диалогическая форма речи способствует протеканию речевой деятельности в порядке простого волевого действия, вне обдумывания и отбора.”

Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях – типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”. Сложным является взаимоотношение между устной и письменной речью в процессе их формирования. Устная речь является базой для развития письменной. Чтобы овладеть грамотой, чтением и письмом, необходим хорошо развитый фонематический слух. Ребенок должен уметь четко дифференцировать речевой поток и выделять предложение, словосочетание, слова, слоги, звуки. По данным исследований, ребенок с дефектом произношения часто не только неправильно произносит звуки, но и неправильно их слышит. Для овладения письмом и чтением необходимо установить точное соотношение между звуком и буквой, между звуковым и кинестетическим образом фонемы и графемы, их акустическим и графическим образом. Это возможно лишь при хорошем уровне развития устной речи, правильном взаимодействии трех основных анализаторов – зрительного, слухового и двигательного. Нарушение их взаимодействия отражается на формировании как устной, так и письменной речи.

Особо выделяют еще так называемую внутреннюю речь, с помощью которой мы разговариваем сами с собой, мыслим. Внутренняя речь представляет собой различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Внутренняя речь в онтогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Выделяют три основных типа внутренней речи: 1) внутреннее проговаривание – “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; 2) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внутренняя речь является орудием мышления и отличается фрагментарностью, лаконичностью, не требует развернутых грамматических конструкций. А.Р.Лурия подчеркнул, что “внутренняя речь является … механизмом, превращающим внутренние субъективные смыслы в систему внешних развернутых речевых значений.” Л.С.Выготский писал: “Процесс чтения, обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием внутренней речи.”

В случае тяжелых речевых и слуховых нарушений у ребенка формируется и развивается еще и такие специфические формы речи, как жестово-мимическая и дактильная. Например, у ребенка, рано потерявшего слух, не может самостоятельно развиваться словесная речь, но потребность в общении у него не меньше, чем у нормально слышащего ребенка. Для выражения своих желаний глухой прибегает к жестово-мимической речи. Пользуются ей и дети с глубокой задержкой речевого развития – алалики. Первоначально для установления контакта с такими детьми приходится прибегать к этому средству общения, являющегося по сравнению с нашей словесной речью, конечно, несовершенным, ограниченным и примитивным, но на начальных этапах коррекционной работы единственным, с помощью которого можно общаться с такими детьми. В дальнейшем эта речь постепенно вытесняется развивающейся словесной речью. Дактилологией пользуются при обучении глухих детей. Каждый звук нашего алфавита имеет в этой речи свое пальцевое обозначение.

Материал с сайта www.logoped.ru

Итак, речь - это средство общения, необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду. Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности, в соответствии с которыми выделяют разные виды речи, тесно взаимосвязанные между собой.

Литература:

  1. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 2008.
  2. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 2007.

List of references:

  1. Zhinkin N.A. Mechanisms of speech. – Moscow, 2008.
  2. Sokolov A.N. Internal speech and thinking. – Moscow, 2007.

Желаем успехов!

 

Сохраняйте свои силы и получайте быстрые результаты с помощью современных логопедических видеопособий!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service