ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по лексической теме “Лес”.

Кустова И.Н., учитель-логопед МДОУ “Детский сад № 175” г.Пермь.

Тема: В гостях у лесного гнома.

Цель: Совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

  • Продолжать развивать интерес и внимание к слову. Продолжать знакомство с образованием сложных слов путем слияния двух корней. Учить детей самостоятельно делать выводы о том, как они образовались.
  • Закреплять навык формирования звуко-буквенного анализа слов.
  • Продолжать учить детей составлять предложения по образцу и по предложенной схеме с предлогами.
  • Закреплять умения: подбирать слова “признаки” (прилагательные), антонимы; согласовывать разные части речи в словосочетаниях и предложениях.
  • Упражнять в умении: образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных и прилагательных; образовывать притяжательные прилагательные.
  • Развивать у детей речевую активность, произвольное внимание, логическое мышление, творческие способности.
  • Воспитывать в детях толерантность, умение работать в коллективе.

Словарь:

Новые - землекоп, хлебопек, скалолаз, яйцеед, вездеход, рыболов, кладоискатель, домостроитель, следопыт.

Активизировать - следы: заячьи, лисьи, медвежьи, птичьи, волчьи, беличьи; с одним кузнечиком, с семью мухами, с двумя стрекозами, с шестью пауками, с тремя пчелами, с пятью муравьями, с четырьмя жуками.

Оборудование: домик, игрушка “Гном”, ковролин, буквы разные по высоте, предметные картинки животных и насекомых, символы слов - “предмет”, “действие”, “признак”, символы звуков (на каждого ребенка), условные обозначения предлогов, цифры, мяч, магнитофон, медали “Самому умному”.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Игра “Назови ласково” ( с мячом ).

Быстрый муравей — быстренький муравьишка;

Узкая тропа - узенькая тропинка;

Свежий ветер - свеженький ветерок;

Толстое дерево - толстенькое деревце;

Пучеглазая лягушка - пучеглазенькая лягушечка:

Доброе утро - добренькое утречко.

 

2. Сюрпризный момент.

Обратить внимание на домик. Обитателя домика можно узнать, если расшифровать запутанное слово. На доске выставлены в ряд разные по высоте буквы.

Г м Н и О к

Дети расшифровывают и читают слово: ГНОМИК

  • Так кто же живет в этом домике? (гномик) Из домика выходит Гном.
  • Ребята, как вы думаете этот гном какой?

 

3. Игра “Какой гном?”. (подбор слов - “признаков”)

На каждое предложенное детьми слово на ковролине появляется одна деталь. Подбирается столько слов, чтобы из деталей получился портрет гнома.

- Какой гном? (лесной, добрый, сильный, трудолюбивый, храбрый, сказочный, ласковый, красивый, маленький и т.д.) Гном благодарит детей за портрет.

 

4. Словообразование. Уточнение образования сложных слов путем
слияния из 2-х корней.

- Знаете, дети, гномов часто называют “землекопами”. А кто такой ЗЕМЛЕКОП?

Предложить детям подумать, из каких 2-х слов получилось это слово. Если дети затрудняются, дается пояснение. Слова: рыболов, скалолаз, вездеход, яйцеед, хлебопек, домостроитель, кладоискатель.

 

 

5. Физкультминутка “Гном и дом”,

(обращается внимание на предлоги)

Дом у гномика лесной

И стоит он под сосной.

Утром выйдет гном из дома –

Все вокруг ему знакомо.

На сосне сидит сова,

Под сосной растет трава.

Слева — куст черники.

Справа - земляники.

Очень любит милый гном

Свой лесной уютный дом.

 

  1. Звукобуквенный анализ слова “ГНОМИК”.

 

Детям предлагается выложить слово “гномик” из звуковых символов.

Дети самостоятельно выкладывают из звуковых символов слово. I Проводится индивидуальная работа с теми, кто затрудняется.

  • Сколько звуков в этом слове? (6 звуков)
  • Сколько слогов в этом слове? (2 слога)
  • Как ты узнал(а) сколько в слове слогов?
  • Если в слове 2 слога, то как называется это слово? (двусложное)
  • Назовите первый гласный звук в этом слове, (звук [о])
  • Назовите второй гласный звук в этом слове, (звук [и])
  • Назовите согласные звуки первого слога, ([г] и [н])

 

  • Дайте характеристику звуку [г]. Он какой? (согласный, твердый, звонкий)
  • Дайте характеристику звуку [н]. Он какой? (согласный, твердый, звонкий)

 

  • Есть ли еще согласные звуки в первом слоге? (нет)
  • Какие согласные звуки находятся во втором слоге? ([мь] и [к])
  • Дайте характеристику звуку [мь]. Он какой? (согласный, мягкий, звонкий)

- Дайте характеристику звуку [к]. Он какой? (согласный, твердый, глухой)

Уточнить: как узнать, что звук мягкий? Твердый? Звонкий? Глухой?

- Сколько букв в этом слове? (6 букв)

 

 

- Что можно сказать об этом слове? (в этом слове б букв и 6 звуков) или (в слове “гномик” звуков столько же, сколько и звуков)

 

  1. Игра “Чьи следы?”. (образование притяжательных прилагательных)

 

  • Наш гном когда ходит по лесу, все время твердит: “Я - следопыт, я - следопыт....”. А что означает слово “следопыт”! Дать детям возможность подумать над образование этого сложного слова.
  • Правильно. Он ходит по лесу и ищет следы. Найдет какой-нибудь след и пытается разгадать, чей же он?
  • Однажды пошел гном по звериной тропе и увидел следы кабана. Это он нашел - кабаньи следы, (выставляется карточка кабана)
  • А твой гном чьи следы увидел?

Каждому ребенку дается 1 карточка с изображением животного: волк, белка. Заяц, барсук, лиса, медведь, коза, птица. Дети отвечают:

Гном нашел беличьи следы (волчьи, заячьи, козьи, медвежьи, барсучьи, лисьи, птичьи)

 

8. Игра “Кто лишний?”. (на логическое мышление)

 

- Посмотрите на этих животных. Как вы думаете, какое животное здесь лишнее? Почему?

Свой ответ дети должны обосновать. (Лишняя “коза”, потому что она не живет в лесу, она - домашнее животное).

 

9. Игра “Хорошо - плохо”.

 

- Наш гном - маленький лесной житель. А как вы думаете, хорошо ли быть таким маленьким? Почему?

Дети отвечают:

Маленьким быть хорошо, потому что можно спрятаться под листик и никто не увидит. И т.д.

- А почему плохо быть маленьким?

Дети отвечают:

Маленьким быть плохо, потому что кто-нибудь может не заметить и наступить. И т.д.

 

10. Упражнение “С кем дружит гном?”. (на согласование числительных с именами существительными в творительном падеже).

 

  • Я думаю, что быть маленьким не так уж и плохо, потому что в лесу могут жить и другие маленькие жители. Как вы думаете, кто они? (Это - насекомые)
  • А с кем дружит наш гном, вы узнаете, взяв карточки из корзинки.
  • Вы должны составить предложение по моему образцу. Образец: - Мой гном дружит с четырьмя жуками. Дети составляют:

Мой гном дружит с одним кузнечиком. Мой гном дружит с шестью пауками. Мой гном дружит с двумя стрекозами. Мой гном дружит с семью мухами. Мой гном дружит с пятью муравьями. И т.д.

  1. Физкультминутка. (под музыку “Песенка про гномика”)
  2. Игра “Скажи наоборот”. (на подбор антонимов)
  3.  

    - Однажды утром вышел гном из своего домика и увидел, что лес изменился. Небо было пасмурное. И гному захотелось все изменить. Пасмурное небо он заколдовал, и оно стало солнечное. Помогите гному изменить все в лесу.

    Дул холодный ветер, а стал дуть какой? (теплый) Идет гном, идет, а на его пути стоит высокая сосна - низкая сосна; Аналогично: широкая река -узкая река; сильный ветер - слабый ветер; злой волк - добрый волк; глупая сова -умная сова; и т.д.

     

  4. Составление предложений по предложенной схеме с предлогами.
    Вспомнить с детьми условные обозначения предлогов: НА. ЗА,
    В, ПОД.

Дать образец для составления предложения по схеме, выбрав для

него необходимый условный символ предлога.

Например:

 

Дети выбирают любой символ предлога и с ним составляют предложения:

Например:

Маленький гномик спрятался под большой гриб.

Молодой гном упал в грязную лужу.

Веселый гном забежал за деревянный дом.

Храбрый гномик качается на высокой ветке.

 

Дается возможность каждому ребенку составить предложение.

 

14. Гном благодарит за интересное занятие и просит детей придумать
о нем дома интересные рассказы.

- Вы меня сегодня назвали “кладоискателем” - и это так. Я очень люблю искать клады. И сегодня я хочу вас наградить медалями из своего клада.

Гном раздает детям медали “Самому умному”.

 

15. Итог занятия.

  • Понравилось ли занятие?
  • Что удалось сделать правильно?
  • В чем испытывали трудности?

Желаем успеха!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service