ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Развитие зрительного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией в условиях логопункта общеобразовательной школы.

Красильникова Н.Л., учитель–логопед, МОУ “Гимназия №3 г.Белгорода.

В последнее время наравне с увеличением общего количества ошибок на письме у младших школьников растет и количество дисграфических ошибок.

Так на базе логопедического пункта МОУ “Гимназия №3 г. Белгорода” в 2010 – 2011учебном году количество младших школьников, нуждающихся в логопедической помощи, составило 86 учащихся (15% от всех учащихся начальной школы). У 9% (32 учащихся) наблюдались дисграфические ошибки оптического характера, обусловленные недостаточной сформированностью зрительного восприятия.

Оптические ошибки проявлялись в заменах графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве:

а) т-ш, в- д;- включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами.

б) и-ш, х-ж;- в пропусках элементов.

в) с- ,э-;- в зеркальном написании букв.

г) ау-оу; - в написании лишних элементов.

д) д-б, п-т, и-у, а-о;- ошибки по кинетическому сходству (И.Н.Садовникова)

Причины увеличения количества ошибок оптического характера кроются, по-видимому, в следующем:

-в общем увеличении детей, неподготовленных к школьному обучению, и детей с дисгармоническим развитием (замедленный биологический возраст). По данным Н.Вайзмана от 5 до 15% детей имеют функциональную неготовность к школьному обучению;

-в недостаточном внимании в дошкольном возрасте к развитию зрительно-пространственных отношений и представлений (за счет необоснованно ранних занятий по обучению грамоте, сокращающих время на развитие психических процессов, которые являются базовыми для обучения чтению и письму);

-в несовершенстве новых программ обучения, уменьшающих сроки прохождения букварного периода, вследствие этого недостаточное внимание уделяется графическому образу буквы (графеме), поэлементному ее написанию;

-в недостаточном развитии общей, ручной моторики, что ведёт к нескоординированности движений, снижению их плавности, ритма и переключения.

Столкнувшись с проблемой дисграфических ошибок оптического характера у младших школьников, мы искали пути их преодоления.

Восприятие – это психическая функция, ее диагностикой, развитием и коррекцией должен в большей мере заниматься специалист-психолог, поэтому учитель-логопед строит свою работу с детьми в тесном сотрудничестве с этим специалистом.

В реальной школьной практике, учитывая большой объем работы психолога и невозможность охвата помощью всех учащихся с проблемами письма, перед логопедом встает задача развития зрительного восприятия в рамках школьного логопункта

Учащиеся с оптической дисграфией стояли на разных уровнях развития зрительного восприятия, соответственно, нужен был уровневый подход к решению данной проблемы.

Так как в основе оптической дисграфии лежит несформированность зрительного восприятия, то нам хотелось выстроить коррекционно- развивающее обучение в соответствии с развитием этой высшей функции в онтогенезе.

Исходя из того, что процесс письма – это сложная, осознанная форма речевой деятельности и ее психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой разных зон головного мозга, мы посчитали целесообразным включить в логопедические занятия по преодолению оптической дисграфии кинезиологические упражнения.

Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить память, внимание, мышление.

Таким образом, при применении коррекционной программы перед нами стояли следующие задачи:

-выявить уровень сформированности зрительного восприятия учеников, имеющих оптические нарушения письма;

-выстроить коррекционно-развивающую работу таким образом, чтобы она учитывала последовательность формирования зрительного восприятия в онтогенезе.

Коррекционно-развивающая работа состояла из 4 этапов.

I этап – диагностический;

II этап – формирующий (начальный);

III этап - формирующий;

IV этап –итоговый.

I этап – диагностический

Целью I этапа являлось определение уровня сформированности зрительного восприятия учащихся.

Было обследовано 32 учащихся, возраста 8-10 лет, имеющие логопедическое заключение – оптическая дисграфия.

Задачи I этапа:

-выявление состояния предметного гнозиса;

-выявление буквенного гнозиса;

-выявление пространственно-временных отношений и представлений;

-выявление конструктивного гнозиса и пространственного праксиса.

Использовались диагностики Л.С.Цветковой “Нейропсихологическая диагностика детей”, альбом Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой “Диагностика развития зрительно-вербальных функций”, З.Е.Агранович “Дидактический материал по развитию зрительного восприятия”.

В зависимости от уровня сформированности зрительного восприятия дети были поделены на 3 группы:

I уровень – низкий - 1 группа (18 уч-ся);

II уровень – средний – 2 группа (14 уч-ся);

III уровень – высокий – учащихся не выявлено.

С учащимися были проведены проверочные письменные работы с целью выявление соотношения ошибок оптического характера и дисграфических ошибок у детей разного уровня зрительного восприятия.

При анализе письменных работ выяснилось, что у учащихся с низким уровнем зрительного восприятия ошибок оптического характера оказалось до 30%, у детей со средним уровнем зрительного восприятия – 16% от общего количества дисграфических ошибок.

В ходе применения коррекционной программы было выяснено, что только дети с низким уровнем развития зрительного восприятия (I) нуждаются в полном прохождении всех этапов коррекционной работы.

Для детей со средним уровнем развития зрительного восприятия (II) начальный формирующий этап допустимо пропустить, так как у них в основном был сформирован предметный гнозис и ориентировка на собственном теле (знание правых и левых частей тела).

Поэтому уровень технологического компонента в коррекционно-развивающей работе по развитию зрительного восприятия для преодоления оптической дисграфии представлен таким образом в таблице,

Таблица. Уровень технологического компонента в коррекционно - развивающей работе.

Уровень развития зрительного восприятия

Этапы опыта

I - низкий (1 группа)

I, II, III, IV

II – средний (2 группа)

I, III, IV

На II этапе коррекционной работы ставились задачи: развитие зрительного гнозиса предметов (уточнение представлений о форме, величине цвете); формирование пространственного восприятия (ориентировка на собственном теле); развитие сомато-пространственного праксиса. В этой работе нуждались дети с низким уровнем зрительного восприятия.

Формы работы на II - этапе.

Работа на II - этапе по развитию зрительного восприятия состояла из 3 блоков развивающих упражнений.

1 блок – упражнения на формирования предметного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

2 блок – упражнения на формирование пространственного восприятия (схема тела).

3 блок – упражнения на развитие сомато - пространственного праксиса (с применением кинезиологических упражнений)

III этап – формирующий.

Целью III этапа было совершенствование зрительного восприятия, этот этап проходили, как учащиеся с низким уровнем зрительного восприятия, так и со средним.

Задачи III этапа:

- формирование буквенного гнозиса; дифференциация зрительных образов букв;

- формирование пространственно-временных отношений и представлений;

- развитие зрительного мнезиса (памяти);

- развитие конструктивного гнозиса и пространственного праксиса.

Эти задачи реализовывались при помощи 5 блоков развивающих упражнений.

1 блок – упражнения на развитие пространственных отношений и представлений;

2 блок – упражнения на развитие временных отношений и представлений;

3 блок – упражнения на развитие зрительной памяти (мнезиса)

4 блок – упражнения на развитие буквенного гнозиса;

5 блок – упражнения на развитие конструктивного гнозиса и пространственного праксиса

IV этап –итоговый

Целью итогового этапа коррекционной работы являлось проследить динамику развития зрительного восприятия учеников младших классов в результате применения данной коррекционно - развивающей программы и изменение количества дисграфических ошибок оптического характера.

Методика диагностики сформированности уровня зрительного восприятия была использована та же, что и на I – диагностическом этапе.

Результаты повторного исследования показали, что учеников с низким уровнем развития зрительного восприятия (I) не оказалось, со средним уровнем развития зрительного восприятия - 20 учащихся, с высоким уровнем – 12 учащихся.

Сравнительные результаты исследования отображены в диаграмме.

Материал с сайта www.logoped.ru

I этап. I этап

IV этап. IV этап

1 – общее количество обследованных детей; 2 - низкий уровень, 3 – средний уровень, 4 – высокий уровень.

Из приведенных данных видно, что в процессе коррекционно-развивающей работы все учащиеся повысили свой уровень развития зрительного восприятия. С низкого уровня до среднего на 63%, со среднего до высокого на 37%. Анализ письменных работ на данном этапе показал, что у 16 учащихся, которые повысили уровень зрительного восприятия с низкого до высокого, количество ошибок оптического характера снизилось с 30% до 6%.

У 10 учащихся, которые повысили уровень зрительного восприятия со среднего до высокого, количество оптических ошибок уменьшилось с 16-18% до 2%.

По результатам итогового этапа можно сделать вывод о том, что применение данной коррекционной работы на школьном логопункте позволяет существенно повысить уровень сформированности зрительного восприятия и, как следствие этого, уменьшить количество дисграфических ошибок оптического характера.

Желаем успехов!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service