ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Развитие зрительного восприятия у младших школьников с оптической дисграфией в условиях логопункта общеобразовательной школы.

Красильникова Н.Л., учитель–логопед, МОУ “Гимназия №3 г.Белгорода.

В последнее время наравне с увеличением общего количества ошибок на письме у младших школьников растет и количество дисграфических ошибок.

Так на базе логопедического пункта МОУ “Гимназия №3 г. Белгорода” в 2010 – 2011учебном году количество младших школьников, нуждающихся в логопедической помощи, составило 86 учащихся (15% от всех учащихся начальной школы). У 9% (32 учащихся) наблюдались дисграфические ошибки оптического характера, обусловленные недостаточной сформированностью зрительного восприятия.

Оптические ошибки проявлялись в заменах графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве:

а) т-ш, в- д;- включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами.

б) и-ш, х-ж;- в пропусках элементов.

в) с- ,э-;- в зеркальном написании букв.

г) ау-оу; - в написании лишних элементов.

д) д-б, п-т, и-у, а-о;- ошибки по кинетическому сходству (И.Н.Садовникова)

Причины увеличения количества ошибок оптического характера кроются, по-видимому, в следующем:

-в общем увеличении детей, неподготовленных к школьному обучению, и детей с дисгармоническим развитием (замедленный биологический возраст). По данным Н.Вайзмана от 5 до 15% детей имеют функциональную неготовность к школьному обучению;

-в недостаточном внимании в дошкольном возрасте к развитию зрительно-пространственных отношений и представлений (за счет необоснованно ранних занятий по обучению грамоте, сокращающих время на развитие психических процессов, которые являются базовыми для обучения чтению и письму);

-в несовершенстве новых программ обучения, уменьшающих сроки прохождения букварного периода, вследствие этого недостаточное внимание уделяется графическому образу буквы (графеме), поэлементному ее написанию;

-в недостаточном развитии общей, ручной моторики, что ведёт к нескоординированности движений, снижению их плавности, ритма и переключения.

Столкнувшись с проблемой дисграфических ошибок оптического характера у младших школьников, мы искали пути их преодоления.

Восприятие – это психическая функция, ее диагностикой, развитием и коррекцией должен в большей мере заниматься специалист-психолог, поэтому учитель-логопед строит свою работу с детьми в тесном сотрудничестве с этим специалистом.

В реальной школьной практике, учитывая большой объем работы психолога и невозможность охвата помощью всех учащихся с проблемами письма, перед логопедом встает задача развития зрительного восприятия в рамках школьного логопункта

Учащиеся с оптической дисграфией стояли на разных уровнях развития зрительного восприятия, соответственно, нужен был уровневый подход к решению данной проблемы.

Так как в основе оптической дисграфии лежит несформированность зрительного восприятия, то нам хотелось выстроить коррекционно- развивающее обучение в соответствии с развитием этой высшей функции в онтогенезе.

Исходя из того, что процесс письма – это сложная, осознанная форма речевой деятельности и ее психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой разных зон головного мозга, мы посчитали целесообразным включить в логопедические занятия по преодолению оптической дисграфии кинезиологические упражнения.

Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить память, внимание, мышление.

Таким образом, при применении коррекционной программы перед нами стояли следующие задачи:

-выявить уровень сформированности зрительного восприятия учеников, имеющих оптические нарушения письма;

-выстроить коррекционно-развивающую работу таким образом, чтобы она учитывала последовательность формирования зрительного восприятия в онтогенезе.

Коррекционно-развивающая работа состояла из 4 этапов.

I этап – диагностический;

II этап – формирующий (начальный);

III этап - формирующий;

IV этап –итоговый.

I этап – диагностический

Целью I этапа являлось определение уровня сформированности зрительного восприятия учащихся.

Было обследовано 32 учащихся, возраста 8-10 лет, имеющие логопедическое заключение – оптическая дисграфия.

Задачи I этапа:

-выявление состояния предметного гнозиса;

-выявление буквенного гнозиса;

-выявление пространственно-временных отношений и представлений;

-выявление конструктивного гнозиса и пространственного праксиса.

Использовались диагностики Л.С.Цветковой “Нейропсихологическая диагностика детей”, альбом Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой “Диагностика развития зрительно-вербальных функций”, З.Е.Агранович “Дидактический материал по развитию зрительного восприятия”.

В зависимости от уровня сформированности зрительного восприятия дети были поделены на 3 группы:

I уровень – низкий - 1 группа (18 уч-ся);

II уровень – средний – 2 группа (14 уч-ся);

III уровень – высокий – учащихся не выявлено.

С учащимися были проведены проверочные письменные работы с целью выявление соотношения ошибок оптического характера и дисграфических ошибок у детей разного уровня зрительного восприятия.

При анализе письменных работ выяснилось, что у учащихся с низким уровнем зрительного восприятия ошибок оптического характера оказалось до 30%, у детей со средним уровнем зрительного восприятия – 16% от общего количества дисграфических ошибок.

В ходе применения коррекционной программы было выяснено, что только дети с низким уровнем развития зрительного восприятия (I) нуждаются в полном прохождении всех этапов коррекционной работы.

Для детей со средним уровнем развития зрительного восприятия (II) начальный формирующий этап допустимо пропустить, так как у них в основном был сформирован предметный гнозис и ориентировка на собственном теле (знание правых и левых частей тела).

Поэтому уровень технологического компонента в коррекционно-развивающей работе по развитию зрительного восприятия для преодоления оптической дисграфии представлен таким образом в таблице,

Таблица. Уровень технологического компонента в коррекционно - развивающей работе.

Уровень развития зрительного восприятия

Этапы опыта

I - низкий (1 группа)

I, II, III, IV

II – средний (2 группа)

I, III, IV

На II этапе коррекционной работы ставились задачи: развитие зрительного гнозиса предметов (уточнение представлений о форме, величине цвете); формирование пространственного восприятия (ориентировка на собственном теле); развитие сомато-пространственного праксиса. В этой работе нуждались дети с низким уровнем зрительного восприятия.

Формы работы на II - этапе.

Работа на II - этапе по развитию зрительного восприятия состояла из 3 блоков развивающих упражнений.

1 блок – упражнения на формирования предметного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

2 блок – упражнения на формирование пространственного восприятия (схема тела).

3 блок – упражнения на развитие сомато - пространственного праксиса (с применением кинезиологических упражнений)

III этап – формирующий.

Целью III этапа было совершенствование зрительного восприятия, этот этап проходили, как учащиеся с низким уровнем зрительного восприятия, так и со средним.

Задачи III этапа:

- формирование буквенного гнозиса; дифференциация зрительных образов букв;

- формирование пространственно-временных отношений и представлений;

- развитие зрительного мнезиса (памяти);

- развитие конструктивного гнозиса и пространственного праксиса.

Эти задачи реализовывались при помощи 5 блоков развивающих упражнений.

1 блок – упражнения на развитие пространственных отношений и представлений;

2 блок – упражнения на развитие временных отношений и представлений;

3 блок – упражнения на развитие зрительной памяти (мнезиса)

4 блок – упражнения на развитие буквенного гнозиса;

5 блок – упражнения на развитие конструктивного гнозиса и пространственного праксиса

IV этап –итоговый

Целью итогового этапа коррекционной работы являлось проследить динамику развития зрительного восприятия учеников младших классов в результате применения данной коррекционно - развивающей программы и изменение количества дисграфических ошибок оптического характера.

Методика диагностики сформированности уровня зрительного восприятия была использована та же, что и на I – диагностическом этапе.

Результаты повторного исследования показали, что учеников с низким уровнем развития зрительного восприятия (I) не оказалось, со средним уровнем развития зрительного восприятия - 20 учащихся, с высоким уровнем – 12 учащихся.

Сравнительные результаты исследования отображены в диаграмме.

Материал с сайта www.logoped.ru

I этап. I этап

IV этап. IV этап

1 – общее количество обследованных детей; 2 - низкий уровень, 3 – средний уровень, 4 – высокий уровень.

Из приведенных данных видно, что в процессе коррекционно-развивающей работы все учащиеся повысили свой уровень развития зрительного восприятия. С низкого уровня до среднего на 63%, со среднего до высокого на 37%. Анализ письменных работ на данном этапе показал, что у 16 учащихся, которые повысили уровень зрительного восприятия с низкого до высокого, количество ошибок оптического характера снизилось с 30% до 6%.

У 10 учащихся, которые повысили уровень зрительного восприятия со среднего до высокого, количество оптических ошибок уменьшилось с 16-18% до 2%.

По результатам итогового этапа можно сделать вывод о том, что применение данной коррекционной работы на школьном логопункте позволяет существенно повысить уровень сформированности зрительного восприятия и, как следствие этого, уменьшить количество дисграфических ошибок оптического характера.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service