ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Развитие сенсорного восприятия у детей с О.Н.Р. в процессе подготовки к обучению грамоте.

Комиссарчук Е.Н., учитель-логопед ГБОУ № 2555 компенсирующего вида.

В логопедические группы для детей с О.Н.Р. зачисляются дети по решению ПМПК, у которых речь страдает по всем компонентам:

- восприятие речи,

- лексический строй речи, способность к обобщению,

- грамматический строй речи,

- способность к словообразованию,

- построению предложения,

- построение пересказа,

- построение самостоятельного высказывания,

- нарушен фонематический слух и фонематическое восприятие,

- страдает воспроизведение структуры слова,

- страдает звукопроизношение по нескольким группам

( свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки;

могут быть оглушения, смягчения;

отсутствие таких простых в произношении звуков, как “н”, “ф”, “в” ).

Дети с О.Н,Р, I уровня посещают логопедическую группу детского сада компенсирующего вида 4 года. Часто эти дети нуждаются в логопедическом сопровождении и в младших классах школы.

Дети с О.Н.Р. II уровня нуждаются в коррекционной работе в течении 3, иногда 3-4 лет.

Дети с О.Н.Р. III уровня посещают логопедическую группу 2 года.

Основная задача в работе логопеда – коррекция дефекта речи по всем компонентам и формирование всесторонне развитой гармоничной личности ребёнка.

Помимо дефекта в развитии речи у детей с О.Н.Р., как правило, снижен уровень внимания, памяти, сенсорного восприятия.

В отличии от детей, посещающих массовые детские сады, дети с О,Н,Р, обучаются и готовятся к школе по особой программе. Над формированием этой программы, системы коррекционной работы начиная с 60-х – 70-х годы прошлого века работали классики дефектологии Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Эти люди создали и продолжают развивать систему коррекционной работы, на которую опираются, следуют ей последователи Туманова, Ткаченко, Коноваленко, Глинка и все ныне работающие специалисты.

Занятия по произношению и обучению грамоте в соответствии с требованиями программы проводит учитель – логопед. Воспитатель во второй половине дня по заданиям логопеда занимается закрепление5м пройденного материала.

Основные задачи в коррекционной работе учителя-логопеда на занятиях по произношению и обучению грамоте:

- формирование у детей системы чётко различаемых, противоположных друг другу фонем;

- произношение слов и предложений различной слоговой сложности и наполненности;

- формирование необходимой готовности детей к обучению грамоте.

- формирование навыков звуко - буквенного анализа слов;

- анализ структуры предложения;

- формирование навыков чтения и печатания слов, предложений по системе, опирающейся на онтогенез звукового развития речи.

В подготовительный период дети с О.Н,Р. усваивают, учатся различать понятия

Гласные – согласные звуки;

Мягкие – твёрдые согласные звуки;

Глухие – звонкие согласные звуки;

Ударный гласный звук;

Звук – буква;

Звук – слог;

Слог – слово;

Слово – предложение.

Дети учатся анализировать на слух и читать обратные, а затем прямые слоги. Слоги обязательно состоят из простых сохранных в произношении согласных ( ап, ат, ак, ах, па, та, ка, ха и так далее с гласными у, о, и, ы )

Постоянно с нарастанием сложности ведётся работа по слого – звуковому анализу слов, составление, выкладывание схемы слова:

- Кот, мак, пух, ком, том, дом, дым

- Позже, когда логопед поставит детям свистящие, анализируем и составляем схемы следующих слов: сам, сом, сок, сук, сын, нос

- Преобразуем слова изменяя в каждом следующем слове один звук: ком-том- дом – дым; сам – сом – сон – сын; сом – сок - сук и так далее

- Составляется слого – звуковая схема слов типа “кот” и “ноты”, т. е. слов состоящих из одного слога и двух прямых слогов.

Подготовительный период длится не менее одного учебного года для детей в возрасте от 5 до 6 лет ( старшая логопедическая группа ).

Если же дети посещают логопедическую группу со среднего возраста ( от 4 ло 5 лет ), то подготовка к обучению грамоте, простейший звуко – буквенный анализ проводится уже в этом возрасте.

На пятом году жизни дети с О.Н.Р. постепенно учатся целенаправленно слушать гласные ( а, у, и, о ) в начале слова. Дети называют первый гласный в слове, придумывают слова на заданный гласный звук.

Дети подготовительного возраста с О.Н.Р. имеют свои особенности по сравнению с детьми, не имеющими проблем в развитии речи.

У детей с системными нарушениями речи на седьмом году жизни в значительной степени снижена работоспособность, познавательный интерес, мотивация к обучению.

Часто у детей с нарушениями речи в силу многих, иногда органических причин, снижен уровень памяти, внимания, восприятия.

На начало обучения в логопедической подготовительной группе у детей с О.Н.Р. система фонем сформирована не полностью. Активный букварный период проходит с 16 сентября по 1 июня. Естественно процесс обучения идёт от простого к сложному. Сначала закрепляются звуки и буквы простые в произношении: гласные, м, н, п, т, к, х .

К середине года вводятся в изучение буквы, обозначающие сложные в произношении и труднодифференцируемые в речи звуки: с, л, ш, р, з, ж, йотированные гласные, аффрикаты.

В процессе усвоения навыков грамоты в подготовительной логопедической группе обязательно проводятся занятия по дифференциации сложных групп звуков и букв. Та работа, которая проводилась в старшей группе на уровне звукового восприятия, в подготовительной группе закрепляется при формировании навыков чтения и письма. В логопедической группе эта работа направлена на профилактику дисграфии и дислексии.

На всех этапах букварного периода обучения проводится сначала устный анализ слов, постепенно усложняющегося звуко-слогового состава, и только потом идут упражнения с буквами. Дети упражняются в выкладывании схем слов, затем по схеме выкладывается и читается слово из букв. По мере знакомства с буквами, ими заменяют фишки, обозначающие звуки на схеме. Анализ сложных слов, выкладывание схемы и составление этих слов из букв с последующим чтением, остаются актуальными в подготовительной группе до конца учебного года. Даже когда дети научились читать и печатать предложения, анализ отдельного слова по-прежнему служит делу профилактики дисграфии наиболее эффективно.

В подготовительной группе дети усваивают навык анализа и составления схемы предложения и чтение этих предложений. Позднее происходит переход к чтению небольших текстов При обучении чтению логопед учитывает все особенности речевого развития детей с О.Н.Р. Особое внимание в процессе обучения обращается на правильность понимания, т. е. восприятия предлагаемого для чтения текста. У детей с О.Н.Р. ярко выражены трудности в восприятии смысла услышанного и особенно в восприятии смысла прочитанного ими самими текста.

Немаловажную роль для понимания читаемого, для перехода от слогового чтения к слитному, к осмысленному чтению предложения, играет работа над ударением.

Обучение детей с О.Н.Р. требует большого разнообразия различных игровых приёмов, которые опираются на развитие всех психических функций. Логопед в своей коррекционной, обучающей и развивающей работе всегда помнит о том, что основным видом деятельности для ребёнка до 10 летнего возраста является игровая деятельность. Задачей любого логопеда является как можно большее расширение зоны игровой деятельности на занятиях по обучению грамоте.

Работа логопеда требует знания основ нейропсихологии, занимающейся изучением психологической структуры высших психических функций и мозговых механизмов их реализации. Основоположником нейропсихологии как науки является наш соотечественник Александр Романович Лурия. Он занимался изучением вопросов локальных функций мозга, осуществлял экспериментальную научно-практическую и педагогическую деятельность на кафедре психологического факультета М.Г.У. В трудах А. Р. Лурия были освещены вопросы нейропсихологии познавательных процессов: речи, памяти, восприятия, мышления. Нейропсихологии речи он посвятил насколько десятилетий своей работы, открывая для специалистов как патология речи обусловлена поражением мозга в том или ином отделе коры. Были освящены вопросы взаимосвязи языка и сознания. Исследованиям в области экспериментальной нейропсихологии привели к выводу, что локальные функции мозга окончательно формируются у человека в период взросления. Мозгу же ребёнка свойственна диффузная иннервация, т. е. ещё не сформировалась чёткая локализация функций, и зоны коры обширно перекрывают друг друга. Благодаря этому компенсаторные возможности коры головного мозга у детей значительно шире, чем у взрослого. У ребёнка развитие одной функции способствует развитию других плохо развитых функций значительно больше, чем у взрослого.

Это даёт возможность неограниченного расширения и взаимодействия зон развития. Взаимосвязь и взаимоперекрываемость соседних областей мозга очень широка, поэтому развивая память, мышление, восприятие мы тем самым способствуем и развитию речевых зон, которые так или иначе страдают у детей с О.Н.Р. различной степени тяжести.

Таким образом, логопеду на занятиях по развитию речи, произношению и обучению грамоте необходимо использовать как можно больше приёмов, развивающих память, внимание, сенсорное восприятие.

Игры на логопедических занятиях, включающие в себя задачи, связанные с восприятием цвета, формы, величины не только расширяют поле зрительного внимания, но и эмоционально окрашивают учебный процесс, развивают интерес к изучаемому материалу, способствует лёгкому решению задач в познании. У детей повышается мотивация к познавательной деятельности, совершенствуется не только речь, но и все психические функции, что способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребёнка.

Приложения

Желаем успехов!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service