ЛОГОПЕД.ru

Раздел для специалистов.

 
 

Школа молодого логопеда на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Катаева С.Л., учитель-логопед, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 140», г.Пермь.

Тема: Разделительный мягкий знак (обобщение).

Цель.

Закрепление навыков определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи.

  1. Закрепить артикуляционные навыки и фонематические представления по теме.
  2. Развивать навыки буквенного анализа слов с разделительным мягким знаком.
  3. Совершенствовать навыки чтения и письма слогов и слов с разделительным мягким знаком.
  4. Формировать грамматический строй речи.
  5. Закрепить правило написания слов с разделительным мягким знаком.
  6. Развивать слухоречевую память.
  7. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности и навыки адекватной самооценки.
  8. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и развитие навыков взаимопроверки.

Ход занятия.

I. Приветствие.

II. Организационный момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации).

III. Определение цели занятия.

VI. Повторение правила и способов определения наличия разделительного мягкого знака в слогах.

V. Основная часть (тренировочные упражнения)

  1. Закрепление правила (упражнение в чтении слогов с разделительным мягким знаком).
  2. Работа с кроссвордом (тренировка в буквенном анализе слов с разделительным мягким знаком).
  3. Работа с цифровым рядом (нахождение места разделительного мягкого знака в словах с опорой на самостоятельное проговаривание).
  4. Физкультминутка (игра «Один – много»).
  5. Графический диктант словосочетаний.
  6. Работа над смыслоразличительной функцией разделительного мягкого знака (чтение предложений со словами-паронимами).

VI. Подведение итогов, самооценка.

Оборудование

  1. Семь нарисованных гномиков.

  2. Шесть записок с заданиями, которые прикрепляются к гномикам:
    *2-й гномик спрятался в стране букв.
    *3-й гномик спрятался в стране загадок.
    *4-й гномик спрятался в названиях картинок.
    *5-й гномик спрятался в словах множественного числа.
    *6-й гномик спрятался в словосочетаниях.
    *7-й гномик спрятался в предложениях.

  3. Звуковые линейки (цифровой ряд).

  4. Предметные картинки: стулья, вишня, ботинки, обезьяна, печенье, лимон, виноград, ведро, перья, вилка, чеснок, телефон, кастрюля, репа, самолёт, варенье, крылья, воробьи.

  5. Индивидуальные зеркала.

  6. Слоговые пособия на разделительный мягкий знак.
    Ля –лья, ви – вьи, не – нье, тё – тьё, рю – рью.

  7. Карточки с заданиями:

    а) для закрепления правила:
    *тья, бью, зьн, лью, мьт, тьё, льд.
    *льт, тье, фьи, вьм, рья, рьб, дьч.
    *льм, сье, кьи, вьс, тьс, бьё, рья.
    *мье, пьн, бьи, вью, сьв, рья, мьё.
    *азь, шьё, уль, ньт, вья, зьё, фьи.

    б) с предложениями, содержащими слова-паронимы:
    *Журавли отправляются в пол..ёт. Дождик их в пути не раз пол…ёт.
    *Кол…я несёт кол…я к забору.
    *Осенью дожди часто л…ют. Голодный волк очень л…ют.
    *Прилетела синичка – любопытная гост…я. Ждём дорогого гост…я – красногрудого снегиря.
    *Ветер покрыл крыльцо пыл…ю. В комнате я не пыл…ю.
    *У нас большая дружная сем…я. В тепле быстро проросло арбузное сем…я.

  8. Мяч.

  9. Шкала самооценки.

  10. Доска, мел, магниты.

  11. Тетради с начерченным кроссвордом, ручки, карандаши, линейки.

Этап занятия Деятельность логопеда Деятельность учащихся
I.Приветствие. Обращается к детям.

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Заходят в класс, встают около парт, здороваются с логопедом, садятся за парты.
II.Организационый момент. Демонстрирует 1-го гномика и говорит: Сегодня к нам на занятие пришёл гномик. Его зовут Разделительный мягкий знак. Он просит вас помочь ему разыскать его братьев. Их было шесть. Все они тоже – Разделительные мягкие знаки. Они спрятались. Слушают логопеда.
III.Определение цели занятия. Если вы сумеете найти их всех, то научитесь безошибочно определять наличие разделительного мягкого знака в речи. Слушают цель занятия.
IV.Повторение. Чтобы отыскать братьев 1-го гномика, нам нужно вспомнить
*Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
Выдаёт детям слоговые пособия и зеркала и предлагает повторить особенности звучания и произношения слогов с разделительным мягким знаком.
*Как звучат согласный и гласный, когда появляется разд. ь?
*Как изменяют положение органы речи, если появляется разд. ь?
*Какой слог произнести труднее и почему?
1-ый гномик подсказывает вам, что его братья очень любят кататься с горки и, если в слоге есть разд. ь, то рукой можно изобразить горку (волнообразное движение). Все эти знания помогут вам найти остальных гномиков. Ну что ж, удачи вам!
Слушают логопеда.
Отвечают: Разделительный мягкий знак пишется между согласными и гласными е, ё, ю, я, и.
Работают со слоговыми пособиями и индивидуальными зеркалами.
Отвечают: Раздельно. Гласный распадается на 2 звука, слышится звук Й.
*Губы растягиваются в улыбке, язык отодвигается назад.
*Слог с разд. ь, так как сильнее напрягаются щёки и губы, в горлышке чувствуется преграда для воздуха.
Слушают.
V.Основная часть:

1.Закрепление правила (упражнение в чтении слогов).

Говорит детям: У 1-го гномика есть записка, в которой написано, где спрятался второй. Даёт записку ученику.
Выдаёт детям карточки и произносит задание: Найдите разд. ь, подчеркните его и правильно прочитайте слоги.
А теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте друг друга.
Демонстрирует 2-го гномика и спрашивает:
*Как вам удалось отыскать разделительный мягкий знак среди различных букв?
Слушают логопеда.
Ученик читает: 2-й гномик спрятался в стране букв.
Получают карточки с заданием, выполняют его, затем по очереди читают слоги с разд. ь.
Меняются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг у друга.
Отвечают: Разд. ь стоит между согласной и гласной.
2.Работа с кроссвордом. Говорит: У 2-го гномика есть записка от 3-го. Даёт записку ученику.
Произносит задание: Отгадайте загадки, запишите отгадки в кроссворд.

1.Говорят они воришки,
Эти серые малышки.
И шумливы, и драчливы,
И щебечут: «Чьи вы? Чьи вы?»

2.Рыльце лепёшкой,
С копытцами ножки,
Толстое брюшко,
Хвост, как стружка.

3.Из почек появляются,
Весною распускаются.
Осенью опадают,
И все увядают.

4.Зимой молчат,
Весной журчат,
Жителей лесных
Водой поят.

5.Миллион задачек сразу
Мне решит помощник мой.
Он с одним огромным глазом
И с квадратной головой.

Демонстрирует 3-го гномика и говорит: Молодцы, ребята!

Ученик читает: 3-й гномик спрятался в стране загадок.
Слушают задание.
Отгадывают загадки, 1 человек вписывает слово в кроссворд на доске, остальные работают в тетради.
1.воробьи.
2.свинья.
3.листья.
4.ручьи.
5.компьютер.
3.Работа с цифровым рядом. Теперь мы узнаем, где спрятался 4-й. Выдаёт записку ученику.
Выдаёт детям звуковые линейки и говорит: Найдите место разд. ь, если он есть в названии картинки. Предъявляет картинки.
Ученик читает: 4-й гномик спрятался в названиях картинок.
Слушают задание.
Смотрят на картинку, самостоятельно проговаривают слово, находят место разделительного мягкого знака в слове, если он есть, по цифровому ряду.
4.Физкультминутка (игра в мяч «1 – много»). Демонстрирует 4-го гномика, даёт прочитать записку от 5-го гномика, объясняет задание: Измените слово так, чтобы в нём появился разделит. ь.
Называет слово и бросает мяч ученику:
Лист
Колос
Воробей
Муравей
Сын
Крыло
Перо
Улей
Стул
Ручей
Брат
Дерево
Прут
Ученик читает: 5-й гномик спрятался в словах множественного числа.
Ловят мяч, называют новое слово, бросают мяч логопеду:
Листья
Колосья
Воробьи
Муравьи
Сыновья
Крылья
Перья
Ульи
Стулья
Ручьи
Братья
Деревья
Прутья
5.Графический диктант словосочетаний. Демонстрирует 5-го гномика, даёт ученику прочитать записку от 6-го.
Объясняет задание:
Запишите словосочетания графически, обозначив только слоги с разд. ь. Диктует словосочетания:
*лисьи следы,
*волчьи зубы,
*птичьи голоса,
*желаю счастья,
*вкусные оладьи,
*друзья Софьи,
*серьёзный Илья,
*чистое бельё,
*веет свежестью,
*охотничье ружьё,
*соловьиная песня.
Ученик читает: 6-ой гномик спрятался в словосочетаниях.
Слушают задание.
По одному работают у доски, остальные в тетрадях:
____сьи ______ ,
____чьи ______ ,
____чьи ______ ,
________ ____тья ,
________ ___дьи ,
____зья ____фьи ,
__рьё__ _______ ,
_______ ___льё ,
_______ ____тью ,
____чье ____жьё ,
___вьи__ _______ .
6.Работа над смыслоразличительной функцией разд. ь (чтение предложений со словами-паронимами). Демонстрирует 6-го гномика, даёт ученику прочитать записку от 7-го.
Объясняет задание: Вставьте разд. ь в подходящее по смыслу слово и прочитайте предложения.
Выдаёт детям карточки с предложениями.
Ученик читает: 7-й гномик спрятался в предложениях.
Слушают задание.
Получают карточки, выполняют задание, по одному читают свои предложения, остальные на слух определяют слово с разд. ь.
VI.Подведение итогов, самооценка. Говорит: Ну, вот все гномики теперь вместе! 1-й гномик благодарит вас за то, что вы отыскали всех его братьев.
*Чему вы научились в результате игры?
*Что помогало вам при нахождении разд. ь?
*Оцените свои умения по шкале самооценки.
Логопед оценивает устную и письменную работу учащихся, благодарит их за работу, прощается с ними.
Слушают логопеда.
Отвечают: Мы научились находить разд. ь в слогах, словах, словосочетаниях и в предложениях.
*уши, глаза, органы речи, волнообразное движение руки.
Оценивают себя по шкале самооценки.
Получают оценку за работу на занятии, прощаются с логопедом.

Желаем успеха!

 

Сохраняйте свои силы и получайте быстрые результаты с помощью современных логопедических видеопособий!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  •  

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service