ЛОГОПЕД.ru

Раздел для специалистов.

 
 

Школа молодого логопеда на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Катаева С.Л., учитель-логопед, МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 140”, г.Пермь.

Тема. Разделительный мягкий знак в слове.

Цель:

формирование у учащихся представления об акустическом и артикуляторном образе слов с разделительным мягким знаком.

Задачи.

  1. Развивать артикуляционные навыки и фонематические представления по теме.
  2. Развивать навыки слогового и буквенного анализа и синтеза слов.
  3. Уточнить и обогатить словарь.
  4. Совершенствовать навыки чтения и письма слов с разделительным мягким знаком.
  5. Закрепить навыки пространственной ориентации.
  6. Продолжить формирование навыка адекватной самооценки деятельности учащихся.

Ход занятия.

I. Приветствие.

II. Организационный момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации).

III. Определение цели занятия.

IV. Повторение материала прошлого занятия (самостоятельная работа детей с пособиями и зеркалами, сравнение слогов с разделительным мягким знаком и без него по акустическим и артикуляционным признакам).

V. Основная часть.

  1. Дифференцированное чтение слогов. Взаимопроверка.
  2. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.
  3. Графический диктант (слоговой анализ слов с разделительным мягким знаком.
  4. Работа с кроссвордом (образование притяжательных прилагательных, уточнение понятий “дикие и домашние животные”).
  5. Работа со звуковым рядом (нахождение места разделительного мягкого знака в слове).
  6. Зрительная гимнастика и физкультминутка (развитие пространственной ориентации, снятие усталости).
  7. Работа над смыслоразличительной функцией разделительного мягкого знака (слова-паронимы).
  8. Игра “Четвёртое лишнее” (проверочные задания).

VI. Подведение итогов, самооценка.

Оборудование.

  1. Нарисованный паровозик “Фью” и дорога.

  2. Индивидуальные зеркала.

  3. Шкала самооценки.

  4. Звуковые линейки (цифровой ряд).

  5. Слоговые пособия на разделительный мягкий знак:
    Ля – лья, те – тье, ни – ньи, ря – рья, ли – льи.

  6. “Билеты” на поезд:
    *зьи-зи зи зьи,
    *лье-лье ле лье,
    *нья-ня ня-нья,
    *тё-тьё-тё-тьё,
    *вю-вью-вью-вю.

  7. Индивидуальные карточки.

    а) задания на слова-паронимы:

    Лёгкий вариант:
    *Вся … уехала на дачу (семя, семья).
    *Журавли отправились в … (польёт, полёт).
    *… пишет письмо бабушке (Коля, колья).
    *… привезли из леса (Коля, колья).
    *Скоро … дождь (полёт, польёт).
    *Для сева бери хорошее … (семья, семя).

    Трудный вариант.
    *Полёт. *Польёт. *Семя. *Семья. *Коля. *Колья.

    б)задания для игры “Четвёртое лишнее”:
    *Осен…ю, ноч…ю, кол…ёса, в…юга.
    *Здоров…е, п…енал, мыт…ё, л…ётся.
    *Счаст…е, пт…ицы, в…ют, крыл…я.
    *Бел…ё, руч…и, кл…юшка, брат…я.
    *Жил…ё, с…ёстры, ш…ют, сынов…я.

  8. Конверты с предметными картинками.
    *Варежки, печенье,петух,ножницы.
    *Кастрюля, виноград, перья, санки.
    *Деревья, вишня, корзина, диван.
    *Платье, конфета, белка, сапоги.
    *Телефон, курица, ведро, листья.

  9. Картинки для работы со словами-паронимами: полёт, польёт, Коля, колья, семья, семя.

  10. Картинки животных: медведь, заяц, лиса, белка, волк, коза, лошадь, корова, собака, кошка.

  11. Рабочие тетради с начерченным кроссвордом, ручки, карандаши, линейки.

  12. Магнитная доска, мел.
Этап занятия Деятельность логопеда Деятельность учащихся
I.Приветствие. Здоровается с детьми, рассаживает их за парты. Заходят в класс, здороваются с логопедом, рассаживаются за парты.
II.Организационый момент. Произносит: Сегодня у нас занятие-путешествие на паровозике.
Прочитайте его название.
Посмотрите, какая буква стоит между вагончиками?
Почему вы решили, что это разделительный мягкий знак?
В нашем паровозике он и соединяет вагончики, и в то же время разделяет их, не даёт им столкнуться друг с другом при движении.

Читают хором: «Фью».
Отвечают: Разделительный мягкий знак.
Потому что он стоит между согласной и гласной.
Слушают логопеда.
III.Определение цели занятия. Говорит: Паровозик приглашает вас совершить поездку от станции … прочитайте хором, до станции …
Но чтобы туда добраться вам нужно будет научиться безошибочно определять наличие или отсутствие в словах этой очень важной буквы – разделительного мягкого знака.

Читают хором: «Слоги»,

«Слова».

Слушают логопеда

IV.Повторение материала прошлого занятия. Говорит: До отправления нам нужно вспомнить всё , что мы знаем о разделительном мягком знаке.
Возьмите пособия, произнесите слоги без разделительного мягкого знака и с ним перед зеркалом. Посмотрите, как меняют своё положение органы речи.
*Какой слог произнести труднее?
*Почему?
*Чем отличаются слоги с разделительным мягким знаком от слогов без него по звучанию?
Работают со слоговыми пособиями и зеркалами.
Кто готов, поднимает руку и отвечает: Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак, язык поднимается сильнее и немного отодвигается назад.
Слог с разделительным мягким знаком.
Потому что сильнее напрягаются щёки и губы, рот растягивается в улыбку.
Без разделительного мягкого знак звучит слитно, а с ним – раздельно.
V.Основная часть.

1.Дифференцированное чтение слогов, взаимопроверка.

Говорит: Чтобы отправится в путь, нужно предъявить билеты. На билете написаны слоги. Вам нужно их запомнить и повторить.
Выдаёт детям «билеты», берёт «билет» у первого готового ребёнка, слушает его, затем этот ученик проверяет следующего и т.д
Слушают логопеда.

Получают «билеты», читают, запоминают слоги. Кто готов, поднимает руку.

Дети по очереди проговаривают слоги по памяти, проверяют друг друга.

2.Упражнение на регуляцию мышечного тонуса. Двигает изображение поезда и произносит: Ну вот наш поезд тронулся. Давайте попрощаемся со станцией слогов.
1, 2, 3, 4 (помахали правой рукой),
1, 2, 3, 4 (помахали левой рукой),
1, 2, 3,4 (помахали двумя руками),
1, 2, 3, 4 (похлопали в ладоши).
Выполняют упражнения под счёт логопеда.
3.Графический диктант. Наш поезд проезжает слоговую полянку. Она необычная. Там находятся слоги из слов с разделительным мягким знаком. Какие это слоги? Давайте запишем их на доске и в тетради. Например: платье, запишем только слог …,а в каком месте слова?
Записывает на доске ___тье. но будьте внимательны, не попадите в ловушку (есть слова без разделительного мягкого знака).
Произносит слова:
1.веселье, здоровье, лимон, вьюга.
2.ночью, сыновья, чутьё, Ирина.
3.осенью, блюдце, попрыгунья, Ульяна.
4.колосья, сиденье, деревья, рябина.
5.кушанье, Семён, Наталья, прутья.
Слушают логопеда.

По одному работают у доски, остальные – в тетрадях.

4.Работа с кроссвордом. Двигает поезд и говорит: Мы с вами проезжаем лес. Из-за деревьев выглядывают разные звери. Давайте поработаем с кроссвордом. Прочитайте его название.
Демонстрирует картинки и задаёт вопросы.
1.Вот показалась серая длинноухая голова? Чья?
2.А вот мелькнула рыжая хитрая мордочка. Чья?
3.А вот на нас смотрит серая хищная морда. Чья?
4.Вот раздвигает кусты малины бурая голова. Чья?
5.С ветки сосны на нас смотрит маленькая рыженькая головка. Чья?
А какие это животные?
Слушают логопеда.
Читают: «У кого чья»?
Называют слова, по одному выходят к доске, вписывают слова в кроссворд, остальные работают в тетради.
1.заячья.
2.лисья.
3.волчья.
4.медвежья.
5.беличья.
Дикие.
5.Работа со звуковым рядом. Двигает поезд и говорит: Едем дальше, мы проезжаем деревню. Продолжаем игру «У кого чьи». Возьмите звуковые линейки. Покажите, на каком месте стоит разделительный мягкий знак в словах, если он там есть.
Задаёт вопросы и демонстрирует картинку.
1.У кошки повадки чьи?
2.У собаки голова чья?
3.У козы шерсть чья?
4.У лошади грива чья?
5.У коровы рога чьи?
*Какие это животные?
*Что нам даёт работа со звуковой линейкой?
Смотрят на дорогу, слушают логопеда.
Берут звуковые линейки, отвечают на вопросы, находят место разделительного мягкого знака, показывают цифру.
1.кошачьи (6).
2.собачья (6).
3.козья (4).
4.лошадиная (нет разд. ь)
5.коровьи (6).
*Домашние.
6.Зрительная гимнастика и физкультминутка. Что это? Наш поезд неожиданно остановился. Что случилось? Встанем со своих мест. Посмотрите глазками направо, налево, вверх, вниз, пожали плечами. Непонятно! Повернули голову направо, налево, подняли вверх, опустили вниз, оглянулись назад, пожали плечами, сели.
Логопед незаметно закрывает ь в названии поезда.
Посмотрите на дорогу. Почему остановился наш паровозик?
Паровозик очень резко затормозил, от резкого толчка с ним что-то произошло? Что?
Как теперь называется наш паровозик?
Встают около парт и выполняют упражнения по инструкции логопеда.
Смотрят на дорогу. Отвечают: на светофоре зажёгся красный свет.
Вагончики столкнулись и мягкий знак выпал.
Читают: «фю».
7.Работа над смыслоразличительной функцией разд.ь. Что-то случилось и со словами. Посмотрите две разные картинки, а названия одинаковые.
Демонстрирует картинки со словами-паронимами и надписями к ним. Но без разд.ь.
Какая картинка подписана неправильно? Из какого слова выпал разд. ь?
Посмотрите, какая это нужная буква! Что происходит со словами, если она пропадает?
Но мы не будем забывать её писать. Так, ребята?
Вернём ь в название паровозика.
Исправляют ошибку, вставляют букву ь в нужное слово, читают получившиеся слова, объясняют значение незнакомых слов.
Отвечают: Слова меняют своё значение.
Да!
  Ну вот мы с вами и добрались до станции «слова», а из слов можно составить…
В моей правой руке задания полегче, а в левой – потруднее.
Лёгкий вариант: подставить нужное слово в предложение (устно).
Трудный вариант: самостоятельно составить предложение с данным словом (устно).
Выберите себе одну карточку.
Выдаёт детям карточки с заданиями.
Отвечают: Предложения.
Слушают задание, выбирают себе уровень сложности, вытягивают карточку с заданием.
Произносят свои предложения по очереди.
8.Игра «Четвёртое лишнее» (проверочные задания). Говорит: Всем, кто прибывает на станцию «Слова», остаётся выполнить последнее задание – сыграть в игру «Четвёртое лишнее».
а) На слух определить лишнее слово: Ульяна, Татьяна, Марина, Наталья.
Почему это слово лишнее?
Как назвать эти слова одним словом?
б) На карточках вставить разд. ь там, где нужно. Лишнее слово подчеркнуть.
Выдаёт карточки.
в) По картинкам найти лишнюю картинку. Выдаёт конверты с картинками.
Слушают задание, отвечают: Марина.
В нём нет разд. ь, а в других словах он есть.
Имена.
Выполняют работу, затем по одному называют лишнее слово, объясняют свой выбор.
Находят лишнюю картинку, по одному называют своё слово.
VI.Подведение итогов, самооценка. Говорит: Наше путешествие закончилось.
Про какую букву мы сегодня вели разговор?
А почему она важная?
Что вам помогало почувствовать разделительный мягкий знак в словах?
Оцените себя, как вы научились чувствовать и употреблять в нужном месте разд.ь по шкале самооценки. Почему вы себя так оцениваете.
Логопед отмечает работу учеников, прощается с ними.
На следующем занятии мы отправимся на станцию предложений.
Спасибо за работу, до свидания.
Отвечают: про разд. ь.
Разделяет звуки. Изменяет значение слова.
Уши, зеркала, ощущения от органов речи.

Оценивают себя по шкале самооценки, объясняют свой выбор.
Слушают логопеда.

Прощаются с логопедом.

Желаем успеха!

 

Сохраняйте свои силы и получайте быстрые результаты с помощью современных логопедических видеопособий!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  •  

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service