ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Говорят дети. Особенности лексики детей с недоразвитием речи.

Кариева В.В., логопед Заречной средней школы, Казахстан, Костанайская область.

Ключевые слова: словарная работа, префиксальное словообразование, развитие ребёнка, слова-обобщения, средства общения, слова, предложение, текст.

Краткая аннотация статьи: на примерах детских ответов показать важность проведения словарной работы с детьми-логопатами.

Важнейшее средство общения и познания окружающего нас мира в жизни каждого человека и в жизни общества - это язык.

Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства родного языка, дети получают возможность усовершенствовать точность и свободу выражения своих мыслей, понимание собеседника, обогащение себя знаниями созданными народом - носителем языка.

Итак, основной задачей обучения родному языку является развитие ребёнка как личности, личности, которая полноценно владеет как устной, так и письменной речью.

Трудности в усвоении устной и письменной речи наблюдаются у детей с ОНР 3 уровня, с НВОНР. Словарный запас детей, поступающих в КПП, 1 классы с данными диагнозами беден и мало дифференцирован. Дети смешивают названия сходных предметов: блюдце путают с тарелкой, майку с рубашкой. Смешивают слова – обобщения (овощи-фрукты, одежду-обувь). Им трудно выполнить задание на перечисление объектов: назвать ягоды, цветы, фрукты. Как правило, они называют 2-3 предмета. Затрудняются при выполнении задания назвать детенышей животных в случаях, когда слова не однокоренные (овца-ягнёнок, лошадь-жеребёнок). Недифференцированность глагольного словаря выражается в названии одним словом различных действий: человек ходит, лошадь ходит, заяц ходит. Дети пользуются названиями основных цветов, не используют оттенков. Из оценочных прилагательных чаще употребляют слова: хороший – плохой , а пространственные ограничивают парой: большой – маленький. Для устной речи присущи ошибки словообразовательного характера (курёнок, лошадёнок), отсутствуют разнообразные словообразовательные модели, выбор приставок беден. В устной речи пробелы в словообразовании вызывают затруднения на письме. Неумение образовывать однокоренные слова не даёт возможности проверять безударный гласный в корне. Детям нелегко между двумя родственными словами устанавливать смысловую связь в том случае, когда сходство значений не ярко выражено.

Они подбирают слова, очень часто, по случайному внешнему сходству (город – гора).

Задавая часто вопрос: как вы понимаете это слово?, не устаю удивляться ответам детей и убеждаюсь в важности проведения словарной работы с детьми. На протяжении нескольких лет записываю ответы детей на вопрос: как ты понимаешь это слово?

Слёг – слёзы (Адиль, 2 класс).

Транспорт – еханные предметы (Денис, КПП).

Лупа – это стрелять (Толя, 1 класс).

Лужок – лужа.

Гул – гулял (Адиль, Бауди, 2 класс).

Струйка – страна, стройка, инструмент (Махаммат, Бауди).

Винт – витамин, рану завязывают (Махаммат, Бауди, 2 класс).

Потёмки – ягоды (Адиль, 2 класс), рыбка (Антон).

Лопотала – копала (Оксана, КПП).

Мил – который на доске (мел).

Захар – солнце садится Махаммат), птица (Адиль, 2 класс).

Вил – вилка, вилы.

Былинка – блины, былины.

Плёс – косичку плёл, плескается, танцует.

Юркнула – мяукнула (Адиль, 3 класс).

Пчеловоды – осы.

Каска – палка для учителя (указка), (Тамила, 1 класс).

Мякиш – подушка.

Шалость – без настроения (Антон, 2 класс).

Венец – еда, работа, Венеция.

Лютик – люстра, люк.

Чёлка – пчела.

Чаща – яма.

Мощёный – который помылся (Жанна, 2 класс), мокрый, быстрый.

Лещи – инструмент, осколки от доски.

Чечётка – зубы чистить (КПП).

Пароход – прыгают с вертолёта (Оксана), по шпалам едет (Дана), карусели (Бахыт), проходят люди (Мирас, 2 класс).

Сквер – скворечник (Антон, 2 класс).

Подосиновик – цветок (Диана, 2 класс).

Бандероль – играет бандитскую роль (Ангелина, 4 класс).

Озяб – заплакал (Оксана).

Гамак – имя, страна, деревня.

Мотылёк – цветок, зверь, птица.

Влага – народ, город.

Челнок – черпак, панцирь.

Знойный – дождливый (Артем, 3 кл.)

Лоза – живот, лазейка, рыба.

Мушка – шить носки, верёвка.

Акация – фотографируют, цветок, в банке (видимо, акция).

Куница – цветок, птица, растение, кустик.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service