ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Коррекция речи дошкольников с использованием универсального пособия "Путешествие пальчиков".

Кадочникова Н.К., учитель-логопед Муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования г.Нягань “Детский сад № 1” Солнышко”

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. А при поступлении ребёнка в школу, важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно – моторной координацией.

В процессе обучения детей с речевыми нарушениями должны быть задействованы все основные сенсорные системы ребёнка - визуальные, аудиальная и кинестетическая. Мною было создано пособие “Путешествие пальчиков”. Универсальность пособия в том, что его можно применять в работе с детьми разного уровня развития, разного возраста, в зависимости от поставленных задач. В сочетании с методами и приёмами ОТСМ ТРИЗ технологии работа с пособием даёт заметные результаты в коррекции речи дошкольников.

Универсальное логопедическое 

пособие

«Универсальное логопедическое пособие "Путешествие пальчиков".»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Пособие “Путешествие пальчиков” представляет собой деревянный ящик 50х50 см, высота бортиков 5см. На дно ящика наклеяны различные материалы: природный материал: камни разного размера, дерево, горох, фасоль, гречневая и рисовая крупа, семена цветов, береста, ракушки а также ткань различной фактуры, тесьма, натуральный мех, самоклеящаяся плёнка, пенопласт, бархатная бумага, наждачная бумага и др. Для придания пособию эстетического вида оно выполнено в виде пано на тему “Осень”. Цветовая гамма пособия содержит 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный, их оттенки и дополнительно коричневый, серый и розовый. Набор игрового материала хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями: миниатюрные игрушки, изображающие людей разного пола и возраста, различных животных и растения, транспорт и т. д., а также бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля.

Игры с этим пособием развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями, с познанием мира. Дошкольник учится самоанализу, умению понимать себя и других. Так закладываются навыки позитивной коммуникации.

Условия организации качественной работы с детьми с дидактическим пособием:

  • Согласие и желание ребенка.
  • Подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  • У детей не должно быть кожных заболеваний и порезов на руках.
  • Направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействие;
  • Обязательное речевое планирование деятельности, когда ребенок выполняет задания под комментарий логопеда, а затем уже в сочетании с собственной речью;
  • Предъявление детям доступных по сложности и объему заданий;

ЗАДАЧИ:

- Развитие тактильно - кинестетической чувствительности, памяти;

- Развитие ручной моторики;

- Развитие зрительного восприятия;

- Развитие навыков пространственной ориентировки на плоскости;

- Развитие фонематического слуха;

-Формирование правильного звукопроизношения и лексико-грамматических компонентов речи.

- Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.;

Основные преимущества этих занятий:

  • В игре создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, мануальный интеллект ребёнка;
  • Перенос традиционных обучающих и развивающих занятий на панно существенно повышает мотивацию к занятиям;
  • Игра “ Путешествие пальчиков” активизирует потенциальные творческие способности ребёнка.

Как организовать занятия?

  1. Ознакомительное.
  2. Педагог показывает детям дидактическое пособие: “А сейчас наши пальчики отправятся путешествовать”.

    Наши пальчики не спят,

    Путешествовать хотят.

    Ребёнок ощупывает поверхность панно и рассказывает о том, что при этом чувствует и что слышит. Постепенно дети накапливают чувственный опыт и учатся обсуждать свои ощущения. Эти простые упражнения имеют огромное значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, одновременно можно проводить работу над речью ребенка — звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. А ещё можно фантазировать вместе! Закрыв глаза, находить разные предметы, обсуждая, какие они на ощупь: твердые или мягкие, тёплые или холодные, гладкие или шершавые, чьи они, как и кем использовались. Или, медленно ощупывая руками, поверхность панно, представляя, что мы в горах или лесу, на реке или на поляне.

  3. При описании предметов обращаем внимание на имена признаков.
  4. Ребёнок ощупывает поверхность авторского пособия и описывает свои ощущения: “На ощупь твёрдая, по температуре холодная” - описание горы. Или: “На ощупь мягкий, по температуре тёплый” - медведь. Вводим схемы - опоры (рука и термометр, а так же схемы обозначения рельефа). “Лёд на горе-поверхность гладкая, а где мелкие камни – колючая. Ствол у сосны – шершавый, выпуклый, а у берёзы гладкий”. Напоминаем ребятам, что характеристика даётся относительно данного панно.

  5. Далее привлекаем зрительный анализатор и просим охарактеризовать предмет

-по цвету,

-по размеру,

-по температуре

-на ощупь.

“Солнышко по цвету жёлтое, по размеру не очень крупное”. Педагог: “Давай ещё раз проведём пальчиками по солнышку и подберём схемы.

Мягкое как пёрышко, какая схема подойдет? (Карточка, обозначающая мягкость - нарисовано перо или вата.)

В подобных играх активизируется словарь прилагательных.

- гладкий (ровный)

-скользкий

-колючий

-волнистый (бугристый)

-шершавый (шероховатый)

-выпуклый и т.д.

4.На следующем этапе включаем в работу слуховой анализатор. Одновременно идёт автоматизация звука [ш] .

“Проведи пальчиком по ёлочке и скажи, что ты ощущаешь? Схемы помогут тебе составить характеристику. (Поверхность шершавая, грубая, по температуре – не- холодная.) А сейчас закрой глаза, ещё раз погладь ёлочку и внимательно послушай. Что ты услышал? (Шум, шуршание, шорох.) Какой звук это напоминает? Как бы ты изобразил этот звук голосом? [ш]

Такая же работа проводится с другими объектами.

5.Работа по развитию слуховой памяти. Одновременно идёт автоматизация звука [ш].

Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит рукой по “облаку”, которое выполнено из пенопласта. “Что ты услышал? (Шуршание) Как бы ты изобразил этот звук голосом? [ш] Послушай ещё раз этот звук и постарайся запомнить, как он звучит”. Глаза ребёнка закрыты. “Найди, откуда был этот звук”. Ребёнок проводит пальчиками по поверхности панно, сопоставляя услышанный звук с производимым. Если малыш затрудняется,

показываем образец звука ещё раз и сравниваем с его выбором. Следует учитывать

индивидуальные особенности детей и, если необходимо, ограничить круг поиска. (Можно использовать пространственную “Да-нет-ку”- ТРИЗ.)

6.Работа по развитию слуховой и кинестетической памяти.

Ребёнок ощупывает какой-либо объект и с помощью схем даёт описание своим ощущениям. Например: гора по температуре холодная, на ощупь твёрдая, по рельефу не ровная, а выпуклая. Обращаем внимание детей на звук. “Давай проверим, могут ли твои пальчики запоминать ощущения. Сейчас ты с закрытыми глазами найдёшь на картине горы, а помогут тебе твои пальчики и уши”.

7. Работа по развитию слуховой и тактильной памяти.

Воспитанник проводит пальчиками по “берегу” из наклеенных ракушек и рассказывает о том, что чувствует. (Используем схемы).

Сравнивает с “грядкой” из косточек. Отличаются ли ощущения?

Попробуй с закрытыми глазами определить, где твои пальчики. Ребёнок пальчиками проводит по панно и определяет, что нашли пальчики.

Проведи ещё раз пальчиками по ракушкам и послушай звук, который услышишь. Как бы ты изобразил этот звук голосом? [т-т-т]. По косточкам - шуршание, похоже на звук [ш]. Можно предложить ребёнку угадать с закрытыми глазами место звука.

8. Работа по развитию слуховой и тактильной памяти

Ребёнок проводит пальчиками по поверхности панно и рассказывает о своих ощущениях. Одновременно он обращает внимание на звук. Затем просим его постучать пальчиком по определённому участку и рассказать как изменились ощущения и звук.

Например: “Мои пальчики едут (скользят) по грядке. На ощупь поверхность твёрдая, нормальной температуры, выпуклая. Шум похож на звук [т-т-т]. А сейчас мои пальчики прыгают (танцуют). Поверхность твёрдая, звук похож на [д]”.

Или: “Погладим медвежонка, он мягкий тёплый, шум похож на звук [ш], а если похлопать мишку, мы слышим звук, напоминающий нам [х]”.

9. “Найди такой же”

Ребёнок проводит пальчиками по “кроне берёзы” и рассказывает о том, что чувствует и слышит. Затем просим найти участок на панно, где будут такие же ощущения и звук. Воспитанник исследует поверхность панно и находит, что такая же гладкая и ровная поверхность у сосны и куста.

10. “Найди похожий”

Ребёнок исследует на ощупь различные участки пособия и находит объекты, при исследовани которых возникают похожие ощущения. Одновременно сравнивается и звук, возможно он будет отличаться.

Н-р: “гора” из фасоли и “гора” из гальки; “грядка” из косточек и “гора” из гальки; “ёжик” из наждачной бумаги и “тропинка” из песка.

11. “Игра наоборот”

Просим ребёнка потрогать поверхность и дать характеристику. Затем, найти участок, где ребёнок получает противоположные ощущения. Например: “Крыша у домика гладкая, а трава возле горы колючая. На полянке поверхность ровная, а на грядке бугристая”.

Работа с универсальным 

логопедическим пособием

«Работа с универсальным логопедическим пособием "Путешествие пальчиков".»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить
Работа с универсальным 

логопедическим пособием

«Работа с универсальным логопедическим пособием "Путешествие пальчиков".»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Автоматизация откорректированных звуков

Задача учителя-логопеда провести коррекцию проблемного звука и ввести его в речь. Развивая тактильно-кинестетическую чувствительность, одновременно проводится работа над речью ребенка — звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью.

Автоматизация [р]- [р’] (фрагмент занятия).

Предлагаем ребёнку представить, что пальчики превратились в человечков.

Даём имена пальчикам-человечкам, например Рома, Римма.

- Отправились Рома и Римма гулять. Идут, песни поют: (на каждый шаг пальчиков ребёнок проговаривает один слог) РА-РЯ, РУ-РЮ, РЫ-РИ, РО-РЁ, РЭ-РЕ.

Пошли в горы: РА-РА-РЯ, РУ-РУ-РЮ, РО-РЁ-РЁ, РЫ-РИ-РЫ, с горы побежали вниз: РАД-РЯД, РОВ-РЁВ, ЖАР-ЖАРЬ, ПАР-ПАРЬ.

- Стали они искать слова, в которых есть звук Р, или Р’.

- Давай поможем им!

Ребёнок на панно находит и проговаривает слова с нужными звуками.

Р- Гора, тропинка, огород, трава.

Р’- Деревья, берёза, река, берег.

Для обозначения наличия звука ребёнок раскладывает маленькие фишки синего или зелёного цвета.

-Назови слова, в которых есть твёрдый звук Р. Назови слова, в которых есть мягкий звук Р’.

Автоматизация [с] (фрагмент занятия).

-Найди на картине слова со звуком [с].

Куст, ствол, листва, мост, сосна, солнышко, осень. Можно обратить внимание и на материал, из которого выполнено пособие: рис, косточки, фасоль.

-Кого мы можем пригласить в гости? – ребёнок выбирает игрушки, в названии которых есть звук С.

На этом этапе можно использовать набор игрового материала, который хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями: миниатюрные игрушки, изображающие людей разного пола и возраста, различных животных и растения, транспорт и т. д., а также картинки или фишки.

Таким образом, игра с пособием помогает автоматизировать поставленные звуки, обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй и развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Приложение. Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [л] в слогах, словах" с использованием пособия “Путешествие пальчиков”.

Литература:

  • Антакова-Фомина Л. В. “Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук” (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. “Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка”, М.,1973
  • Савина Л. П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”, Москва, Издательство “Родничок”, 1999
  • Ткаченко Т. А. “Развиваем мелкую моторику”, М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. “Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков”, М. Издательство ЭКСМО, 2010.

Желаем успехов!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service