ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Школа молодого логопеда на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей группы в ДОУ при формирование пространственных представлений у детей с ЗПР.

Гулеватая М.Ю., учитель – дефектолог,
Бусыгина Т.В, воспитатель,
МДОУ детский сад компенсирующего вида №8“Солнышко” г.Новоалтайска.

В статье освещаются проблемы,

Материал с сайта www.logoped.ru
с которыми сталкиваются педагоги ДОУ, работающие с детьми с ЗПР при формировании пространственных представлений. Раскрывается необходимость взаимосвязи учителя – дефектолога и воспитателей группы при осуществлении работы в данном направлении. Представлена система работы с детьми с ЗПР при формировании пространственных представлений.

Большую часть контингента детей, с особыми образовательными потребностями составляет группа, которую определяют как “дети с ЗПР”.

Термин “задержка” указывает на временной характер отставания в психофизическом развитии ребенка, которое с возрастом преодолевается, и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей с ЗПР.

Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. У детей с ЗПР процесс чувственного познания имеет свои особенности, своего рода сложности. Особенно сложно формируются пространственные представления. Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении.

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия педагогов, работающих с детьми данной категории.

Решать задачи по формированию пространственных представлений, как показала практика, целесообразнее всего при взаимодействии учителя – дефектолога и воспитателей группы, работающих с детьми с ЗПР. Сложилась необходимость в создании единой программы по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР.

При создании программы мы придерживались определенной системы, которая представлена в программе Н.Я. Семаго. “Программа формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста”, учитывали разделы программы Шевченко С.Г. “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития”.

Планируя свою работу по данному направлению, педагоги учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, внедряли свои специфические методы и приемы, которые позволили наиболее легко и интересно усвоить детям данные понятия.

Общие задачи ориентируют педагогов в первую очередь на оказание своевременной и адекватной коррекционно-педагогической помощи ребенку с задержкой психического развития. Что в свою очередь позволяет создать оптимальные условия для всестороннего развития детей.

Работа по формированию собственно пространственных представлений осуществляется поэтапно:

1 этап. На этом этапе

Материал с сайта www.logoped.ru
педагогами ДОУ осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела), в дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения “вертикальной организации” его пространства (его вертикальной оси). Затем работа проводится по вертикальной оси, по усложнению.

На начальной стадии этапа понятия закладываются на невербальном уровне, поэтому здесь используются различные игры на понимание данных понятий.

Задачи начинают решаться на занятиях учителя – дефектолога (индивидуальных, подгрупповых):

  • работа с зеркалами: “Дразнилки”, “Узнай и покажи”, “Покажи у соседа” и т.д.

После того, как у детей сформируются определенные знания в этой области, для закрепления подключаются к работе воспитатели группы, используя:

  • игровые упражнения: “Что похоже, а что нет”, “Найди отличия”, “Перышко”, “Ухо - нос”, “Муха”, “Аист”, “Путаница”, “Обведи свои ладошки”;
  • чтение художественных произведений (Э. Машковская “Нос, умойся”, А. Барто “Девочка чумазая”, Н. Голь “Главные признаки” и т.д.);
  • аппликация и лепка по темам: “Снегурочка и Дед мороз”, “Дети на прогулке” и т. д.;
  • подвижные игры и оздоровительные паузы: “Ладонь в ладонь”, “Дрозд”, “Буратино потянулся”;
  • закрепление усвоенных знаний в режимных моментах: “Определи карма на шортах”, “Где у тебя пуговицы”, “Умой свое личико”, “Сандалики заблудились”.

2 этап. Данный этап предполагает активную работу, как педагога – дефектолога, так и воспитателей группы. Продолжается работа по формированию представлений о собственном теле (здесь продолжается работа над схемой тела); объектах, расположенных по отношению к телу. Вводится задача по формированию представлений о взаимоотношениях объектов с точки зрения “горизонтальной организации” пространства – вначале только по формированию пространства “впереди”. Необходимо анализировать “что нельзя описывать словами выше, ниже, над, под расположение частей тела, если они находятся в горизонтальной плоскости”. Далее анализ расположение объектов в горизонтальном пространстве, производится только по отношению к себе (отсчет ведется от собственного тела). Лучше всего детьми данные понятия усваиваются через практические собственные действия с разными предметами. Здесь необходимо добиваться правильного употребления полученных понятий в активной речи. Что в свою очередь определяет использование педагогами группы на занятиях, игр с высокой речевой активностью,

Материал с сайта www.logoped.ru
таких как:

  • развивающие игры: “Где предмет?”, “Что где”, “Разноцветные кубики”, “Кого загадали?” “Что снаружи, что внутри”, “Слева, справа, выше, ниже – нарисуешь, как услышишь”, “Расскажи, где кто живет”, “Расскажи, что изменилось”;
  • подвижные игры: “Карусель”, “Мяч по кругу”, “Замри”;
  • игры на развитие ориентировку в пространстве: “Найди игрушку по стрелке”, “Дорожные знаки”, “Карлсон заблудился”.
  • Игры инсценировки (небольшие): “Куклы встретились, разговорились”, “Друзья поссорились и отвернулись”, “Игрушки пошли на прогулку”;
  • Игры с заданием: “Ира встань перед Сашей”, “Маша слева от Сережи”, “Ира между Катей и Петей”.

3 этап. На этом этапе педагогами проводится работа над дальнейшим закреплением схемы тела с упором на право-левую ориентировку (относительно основной вертикальной оси ребенка, то есть его позвоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения “сторонности” по отношению, в первую очередь, к собственному телу. Продолжительность данного направления характеризуется работой над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси право – лево.

По аналогии осуществляется

Материал с сайта www.logoped.ru
формирование пространственных представлений в переходе к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции “право - левой” ориентировки. Данный этап предусматривает закрепление усвоенных детьми пространственных и квазипространственных представлений на практическом уровне и с вербальным отражением пространственных взаимоотношений.

Учитель – дефектолог на третьем этапе уточняет и закрепляет пространственные и квазипространственные представления детей на занятиях: формирование элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим; развитие связной речи. Большое значение на занятиях учитель - дефектолог отводит методам и приемам, которые побуждают детей к самостоятельному выбору вербальных средств отражающих пространственные взаимоотношения.

Осуществляет подбор активных пауз, пальчиковых упражнений направленных на практическое использование ранее полученных знаний.

На данном заключительном этапе большая роль отводится воспитателям группы, так как у них есть возможность использовать развивающий потенциал различных видов совместной с детьми деятельности.

Для реализации задач предусмотренных данным этапом педагогами группы подобраны и разработаны:

  • развивающие игры: “Расскажи где звенит колокольчик”, “Расскажи, что изменилось”, “Кто слева, а кто справа”, “Кто где”, “Кто спереди, кто сзади”, “Расскажи что далеко, а что близко для тебя”.
  • подвижные игры и упражнения: “Чье звено быстрее соберется”, “Что вышло?”, “Покажи отгадку”, “Повтори и сделай верно”, “Ручейки и озера” “Игры с флажками”, “Укажи верное направление”, “Расставь верно”, “Жмурки”, “Я - робот”.
  • проблемные ситуации: “Войдет – ли елка в комнату”, “Дом для слона”, “Перевозка груза”.
  • сюжетные прогулки: “Клад кота Леопольда”, “Разведчики”, “На остров к Робинзону”.
  • игры – на умение ориентироваться по плану и поиск пути: “Путешествие на автомобиле (по карте)”, “Путешествие по комнате”, “Помоги Незнайке найти дорогу”, “Пройди по лабиринту”, “Куда спрятался жучок”, “Где мишка”, “Зайцы и волк”, “Три медведя”, “Обставь кукле комнату по плану”.
  • физминутки: “Ракета”, “Самолет”, “Два хлопка”, “Во саду ли, во городе”, “Эй ребята, что вы спите? На зарядку становитесь”.
  • Графические диктанты: “Муха”, “Полет в космос”, “Путешествие жука”.
  • Театрализованные игры: “Кот, лиса и петух”, “Лисичка со скалочкой”, “Маша и медведь”

Занятия учителя – дефектолога и воспитателей группы носят комплексный, интегрированный характер, что способствует повышению эффективности работы в данном направлении.

Как показывает опыт работы, в условиях содержательной интеграции деятельности педагогов ДОУ у детей успешней формируется пространственное и квазипространственное восприятие, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ЗПР в целом.

Список литературы:

  1. Белова И.К., Былич Р.В. “Програмно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР”. – М. 1998.
  2. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4 – 7 лет.-2 – е издание. – СПб.: “ДЕТСТВО_ПРЕСС”, 2004.-56с.
  3. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. “Математика для дошкольников”.- М.: Просвещение, 1992.-191с.
  4. Медведева И.В., Моторина т.Г. “Логоигры”.-СПб.:КАРО, 2003.-208с.
  5. Семаго Н.Я. “Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста”.
  6. Семаго Н.Я. “Проблемные дети основы диагностической и коррекционной работы психолога”.
  7. Столяр А.А. “Формирование элементарных математических представлений”. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Шевченко С.Г. “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития”.-М.: Школьная пресса, 2003.- 96с.
  9. Фалькович Т.А., Барылкин Л.П. “Формирование математических представлений”: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. М.: ВАКО, 2005. – 208с.
  10. Юдин Г.Н. “Заниматика”. – М.: Росмэн, 1995.-125с.

Желаем успехов!

 

Сохраняйте свои силы и получайте быстрые результаты с помощью современных логопедических видеопособий!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service