ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Роль коррекционно-развивающих игр (КРИ) в логопедической работе с детьми (из опыта работы).

Добрынина Э.Г., учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

Речь играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка. Развитие речи напрямую связано с умственным развитием ребёнка и влияет на дальнейшую возможность познания окружающей действительности, а также на процесс обучения ребёнка. Поэтому задача логопеда – заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждение и исправление различных нарушений.

Материал с сайта www.logoped.ru

В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе нуждается в логопедической помощи, т.к. имеет выраженные отклонения в речевом развитии. На логопункт поступают дети с различными видами речевой недостаточности: дислалия, ОНР, ФФН, заикание и др. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при обучении в детском саду и в школе.

По данным М.Гросс и У.Вильсон, трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.

Известно, что у детей с нарушением речи помимо отклонений в звукопроизносительной и звукоразличительной стороны речи имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или её несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определённых зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а так же ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.

Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат. На первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития.

Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.

Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующий о проблемах, которые испытывают дети, а чтобы достичь высокой степени реабилитации детей, стремиться к тому, чтобы восстановительная или формирующая работа с детьми протекала с учётом нейропсихологического подхода.

При любом нарушении логопедическая работа не ограничивается только коррекцией недостатка, который бросается в глаза, а предусматривается работа, направленная на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом материале, последовательно формирующим лексико-грамматический строй речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.

Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми.

Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основанные на коррекционно-развивающих играх (КРИ), отвечая потребностям детей в игровой деятельности создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений. Поэтому тему по самообразованию я выбрала “Коррекционно - развивающие игры в логопедической работе с детьми”, не случайно, т.к. игра на логопедических занятиях занимает ведущую, доминирующую роль, стимулируя интерес учеников к занятиям, повышает заинтересованность ребёнка в исправлении собственного речевого недостатка.

Испытывая потребность в интересном речевом материале, я стала подбирать и разрабатывать различные варианты КРИ, направленных на коррекцию различных речевых недостатков, помогающих мне в работе и поддерживающих благоприятную эмоциональную атмосферу на логопедических занятиях.

Опыт работы с использованием КРИ, примеры которых я хочу привести ниже, позволяет сделать следующие выводы. КРИ дают возможность:

  1. Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
  2. Повысить речевую мотивацию;
  3. Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
  4. Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
  5. Активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
  6. Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Таким образом, КРИ являются одним из наиболее эффективных видов психо-речевой гимнастики

Чтобы КРИ на занятиях проходили с наибольшей эффективностью, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • игра должна проводится в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;
  • игра может быть частью логопедического занятия;
  • игра должна быть живой, интересной, заманчивой, элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом можно использовать двигательную активность;
  • в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
  • в ходе игры логопед принимает непосредственное участие, вносит коррективы и поправки в речь детей, отмечая наиболее успешных;
  • в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

Приведу примеры КРИ, используемых на логопедических занятиях:

  1. КРИ на автоматизацию звуков, осложнённые лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом их речевой материал максимально насыщен автоматизируемыми звуками. В этих играх отражён один из важнейших принципов в логопедической работе – имитационный: ребёнок сначала слышит (и видит модель) и повторяет речевые стереотипы, потом повторяет их “к месту”, т.е. в свободной речи.
  2. Игры “Что без чего не бывает?” на автоматизацию звука С;

    “Измени словечко” на автоматизацию звука Ш;

    “Что с чем?” на автоматизацию звука С;

    Автоматизация звука С в КРИ “Что сделал Саня?”;

    Автоматизация звука Ж в рифмованной миниатюре “Жужжалка”;

    Автоматизация звука Р в рифмованной миниатюре “Вот со звуком

    Р игра…”;

    Автоматизация звука Ш в рифмованной миниатюре “Маша шла”.

    Материал с сайта www.logoped.ru

  3. “Дойди до флажка” – игры на автоматизацию звуков, направленных на развитие лексической и звуковой стороны речи, обогащение и классификацию словаря, навыки звукового анализа. Игры делают сами дети с родителями.
  4. При работе над лексической стороной речи, направленных на обогащение словаря используются различные игры на классификацию предметов: “4-й лишний”, различные лото (“Собираем урожай”, “Инструменты”, “Транспорт”, “Одежда” и др.) При помощи этих игр формируется предметная соотнесённость слова, обобщающая функция слова (т.е. соотнесённость к группе подобных предметов).
  5. В игре “Паронимы” отражается семантика слов, развивается звуковой

    анализ, наблюдательность, познавательная активность. Сравниваются слова как по звуковому сходству, так и по смыслу.

    Игры на упорядочение, группировку слов, вовлечённых в какую-нибудь ситуацию (в кухне, спальне, магазине и др.) – например КРИ “Лиса и лисёнок” (так же при этом автоматизируется звук С). В этих играх активизируются и развиваются произносительные навыки.

  6. Для развития двигательных навыков артикуляционного аппарата и мимики мы на занятиях используем различные игры - сказки о весёлом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок).
  7. Игры на развитие речевого дыхания тренируют сильный речевой выдох, нижнее диафрагмальное дыхание – используются на занятиях по развитию звуковой стороны речи, при коррекции логоневроза.
  8. Развитие мелкой моторики – используются различные шнуровки, мозаики, плетения и др.
  9. При постановке звуков используются игры, основанные на звукоподражании и подкреплённые зрительной опорой – например: на что похож звук “Ш” – спускается колесо, шипит змея, шуршит мышь, шумит лес, жарится яичница; звук “Ж” - жужжит жук, пчела; звук “З” – звенит комар, пилит пила; звук “Л” - летит высоко в небе самолёт, волк воет на луну; звук “Г” - гогочет гусь и т. д.
  10. Использование игровых моментов и наглядности при автоматизации слогов: “Слоговые дорожки” – жук, самолёт и парашютист, ёжик, буква ходит в гости – эти упражнения помогают детям усваивать начальные навыки чтения, а также упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.
  11. Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых звуков на наших занятиях используются различные игры-инсценировки. В играх – диалогах действуют и разговаривают зверушки, маски которых раздаются детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, страх, обиду и т.д.. Диалоги мы проводим и в виде различных игр, в ходе которых лексический материал повторяется, закрепляется, и активизируется в свободной речи. Попутно уточняется и расширяется значение слова, даётся представление о его переносном значении.
  12. Составление рассказа по предметным и сюжетным картинкам является важным этапом формирования связной речи (“Альма”, “Водолаз и акула”, “Как медведь сам себя напугал” и др.). Серия картинок является планом или схемой пересказа. По ним легче устанавливать последовательность действий. Составление рассказа по сюжетной картинке – учимся сначала рассматривать картинку, отмечать детали, то есть тренируем внимание и память. Картинка может использоваться для закрепления знаний по определённой теме (например, “животные”, грамматические темы). При обучении детей описательному рассказу подбирается наглядный материал, отражающий жизненные наблюдения и впечатления детей. На занятиях ставится задача закреплять знания детей в поделках, рисунках, которые затем ими обыгрываются и обговариваются. Постановка познавательной цели повышает обучающую ценность речевых упражнений и игр, так как связывает два вида деятельности – практическую и речевую, закрепляя в рассказе результаты предметной деятельности детей.
  13. Кроссворды, головоломки, используемые на занятиях активизируют умственную деятельность, внимание, переключаемость, стимулируют работоспособность.
  14. Игровые моменты в начале занятия способствуют сосредоточению и собранности детей, например, встречи со знакомыми сказочными героями ( Мальвина и Буратино, Разбойник, Красная шапочка, Карлсон и др.) ставят перед детьми определённые цели и задачи, которые должны разрешить дети во время логопедического занятия.
  15. Для развития навыков звукового анализа и синтеза слов используются игры “Подбери имя”, “Буратино дарит зверям подарки” (каждому зверю подарок на ту же букву, что и сам зверёк). “Звуковые линейки” на определения порядка букв в слове, определения места звука в слове.
  16. Материал с сайта www.logoped.ru

  17. Весь речевой материал систематизирую в папки по группам звуков, напечатанный мной на компьютере. Собираются папки: “Свистящие”, “Шипящие”, “Соноры”, “Логопедическая копилка”, “Логопедические сказки-помощницы”, которые помогают быстро найти нужный и интересный речевой материал в виде стихов, потешек, чистоговорок, пересказов, речевых игр, сказок, которые могут быть использованы как на занятии так и для закрепления дома. Песенки, потешки, считалки, загадки краткие по форме, музыкально-ритмические вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают ритмическую эмоцию, заинтересованность и активизацию на речевых занятиях. При использовании этого материала я обращаю внимание на значение слов, на значение в речи ударений, пауз, темпа и ритма речи, особенностей голоса, правильного использования звуков речи, мимики и жестикуляции, движений и речевого поведения и т.д.

Успешная логопедическая коррекция с использованием КРИ способствует формированию у детей грамматически правильной связной речи.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service