ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Мастер-класс: открытое логопедическое занятие в старшей группе детей с ФФНР и ФНР “Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки” (Дифференциация звуков С- З).

Добрынина Э.Г., учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

  • Скачать материалы к занятию.

    Цель занятия:

    • Автоматизация звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

    Задачи:

    • Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);
    • Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).
    • Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
    • Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
    • Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
    • Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Поощрение умения отвечать на вопросы полным предложением.
    • Ознакомление детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.
    • Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
      Материал с сайта www.logoped.ru
    • Уточнение словаря по теме “Сказочные герои”.
    • Работа над интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.
    • Воспитание интереса к играм со звуками и словами.
    • Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

    Оборудование: 

    Зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, картинки сказочных героев, игрушка солнышко, игрушка обезьяна, светофорчики с символами С и З, снежинки на сугробах, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами “свисток” и “звоночек”, буклет для пальчиковой гимнастики “Рога”, картинки для физ.минутки, буклет - массаж лица “Солнышко”, картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, 3 сундука и З корзины (с обозначением количества слогов) , картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З.

    Ход занятия

    1. Организационный момент 

    Протянуло солнышко нам свои ладошки,

    Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

    С солнцем мы покружимся

    Со звуками подружимся!

    Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

    (дети встают в круг и называют свои имена)

    Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

    А на какой планете мы живём? (Земля) А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды) – С какого звука начинаются эти слова? – (З)

    2. Сообщение темы занятия 

    Сегодня познакомимся и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С, 3.

    Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда “свистелочки” -

    у них на медальках символ – “свисток”, сидящие справа – “звенелочки” -

    у них на медальках символ “звоночек”.

    А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания “Выбери сказочных героев”.

    Перед вами 2 наборных полотна – на синее мы будем ставить все картинки со звуком С, а на зелёное – со звуком З. Вот картинки сказочных героев, в именах которых есть звуки нашего занятия. Давайте назовём их и выберем, кто из них со звуком С, а кто из них со звуком З.

    (С – три поросёнка, Солдатик. Василиса, Лиса, Сова, Кот в сапогах, Слонёнок, Снегурочка, Свинка;

    З – Незнайка, Разбойник, Обезьянка, Золушка, Змей Горыныч.)

    Герои выставляются на 2 наборных полотна.

    Они предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать и произносить звуки С, З.

    3. Психогимнастика и массаж лица:
    Логопед: 
    “Сегодня, 1 декабря вступила в свои права зима. Давайте изобразим движениями: На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как мы лепим снежки /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились”.

    Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:

    “Солнышко” (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение)

    Солнце с неба посылает

    Лучик, лучик, лучик

    (движения по лбу от середины к вискам)

    И им смело разгоняет

    Тучи, тучи, тучи

    (плавные зигзагообразные движения оп лбу)

    Лучик нежно согревает

    Щёчки, щёчки, щёчки

    (потирают щёчки)

    Солнышко на носик ставит

    Точки, точки, точки

    (постукивают пальцем по носу и щёчкам)

    Золотят веснушки деток

    Очень нравится им это.

    (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

    4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем гимнастику для губ и язычка, сопровождая показом движений кистей рук:

    -улыбка, заборчик,

    -хоботок, - бублик

    - чередование улыбка – бублик;

    - лопатка;

    -горочка,

    -язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем - выдох ;

    -орешки;

    -часики;

    -качели;

    -лодочка. (убрали зеркала на край стола)

    5. Упражнение на сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

    Снег, снег кружится, белая вся улица…

    Выпал пушистый снег - сдуем снежинки с сугроба. У нас на столах лежит фольга – мы скатаем из неё волшебный снежок, положим на ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

    Чтобы отогреть пальчики после снежка сделаем ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ:

    Массаж пальчиков “Обезьянка мыла...”

    Обезьянка мыла мылом лапку

    Каждый пальчик оп порядку.

    Вот намылила БОЛЬШОЙ,

    Сполоснув его водой.

    Не забыла и УКАЗКУ,

    Смыв с него и пыль и краску.

    СРЕДНИЙ мылила усердно:

    Самый грязный был наверно.

    БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –

    Кожа стала сразу красной.

    А МИЗИНЧИК быстро мыла:

    Видно, он боялся мыла.

    6. Характеристика и артикуляция звуков С-З. Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это Твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ и твёрдый глухой звук Ц. звуки С и З являются парными. А почему, вы сейчас узнаете.

    Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

    (использую картинки – звуковые символы)

    С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;

    С-С-С – свистит за окошком ветер;

    СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

    З-З-З – пилит пила;

    З-З-З – работает станок, точащий детали;

    З-З-З – звенит звонок;

    З-З-З – звенит большой комар;

    ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

    Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

    (Начинаю заполнять 2 наборных полотна с кармашками - КАРТИНКАМИ –

    синее – для звука С, зелёное – для звука З):

    Звук С мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА,

    (У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос. )

    А звук З – с песенкой КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

    1 полочка: (картинки НАСОС – КОМАР)

    Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок, голосовые складки,

    когда мы произносим звуки С, З?

    С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

    А З? - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

    2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

    С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.

    3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

    С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

    4. (картинка: холодный ветер, под З – такая же картинка)

    Материал с сайта www.logoped.ru

    А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.

    Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

    (С - Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

    (З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук - ЗВОНКИЙ)

    5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

    ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

    Работой голосовых складок.

    Давайте дадим характеристики нашим звукам.

    С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

    З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый (есть мягкий брат).

     

    А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

    Только повторим правило:

    Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

    Руку ты на горлышко положи!

    7. Игра “Эхо” (слоговой анализ и синтез)
    Логопед: “Ребята, я буду “бросать” вам звуки, а вы мне “возвращать” мне слоги”/используется мяч/. 
    “с”, “а” - “са”; 
    “с”, “и” - “си”; 
    “с”, “у” - “су”; 
    “с”, “о” - “со”.

    Аналогично произносятся слоги со звуком “З”

    8. Давайте разомнёмся и произнесём вместе с Совой чистоговорки (использую картинки):

    за – за – за – вот забавная коза

    за – за – за - началась гроза

    Зы – зы - зы – я боюсь грозы

    Зу – зу – зу – гостей до дома довезу

    9. Я приглашаю Зайку объяснить вам его задание “Найди пару” (работа со словами-паронимами):

    Дело в том, что некоторые слова очень похожи и зовут их паронимы. Нужно найти пары слов, которые отличаются звуками С, З. А вот эти слова (картинки) – роза, коза, зайка, зуб, роса, коса, сайка, суп.

    Давайте найдём пары? Роза-роса, зайка-сайка, зуб-суп, коза-коса.

    роза

    роса

    зайка

    сайка

    10. Со Снегурочкой поиграем в игру Игра “Подскажи словечко”.

    Закончи двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

    Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

    Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

    На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

    Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

    11. Я буду читать стихотворение, а вы слушаете последнее слово в строчке

    Как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово

    прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.

    Вкусный суп.

    Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

    Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

    Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

    На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

    12. С Разбойником разучим скороговорку (работа со стихотворным текстом):

    Роса легла на розы,

    Роса блестит, как слёзы.

    13.Пальчиковая гимнастика:

    У козы – как две косы.

    У быка – как два штыка.

    У барана – как две баранки.

    У лося – как корни сосен.

    У оленя – как кусты сирени.

    И рога им нужны не чтобы бодаться, а чтобы защищаться.

    14. А Змей Горыныч любит, когда чего-то много (Образование существительных им. падежа множ. числа). Он просит поиграть в игру “Один – много” НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ, НАСОС, ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС, МОРОЗ, КЛАСС

    15. Кот в сапогах просит вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова с о звуками нашего занятия. (Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

    Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

    16. Обезьянка предлагает игру “В слове слог договори, будь внимательным, смотри!” (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

    БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК… , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…, ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

    17. ФИЗМИНУТКА :

    Давайте хлопнем столько раз, сколько козочек у нас.

    Теперь присядем столько раз, сколько зайчиков у нас

    Сколько видишь ты замочков -

    Столько сделаем прыжочков.

    18. Незнайка предлагает игру “Незнайкины предложения”. Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

    Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

    Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол

    Вот и научились слышать звук в словах, предложениях, чистоговорках.

    19. А теперь Василиса Премудрая просит вас выполнить самое трудное задание

    “Слово правильно назови и в сундук или корзину положи” (Звуковой и слоговой анализ): Посмотрите, что она принесла.

    На наборном полотне 3 сундука, и 3 корзины. На них обозначения:

    О

       

     

    О

     

     

    О

     

     

       

         

    У вас картинки. Для команды “свистелочки” надо определить, где в словах

    находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в сундук с данным

    обозначением места звука в слове.

    А для команды “звенелочки” слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове

    частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

    Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать или прошагать)

    З – зуб, коза, забор, кузнечик…..

    20.(Знакомство со зрительным образом букв З и С)

    Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква.

    Золушка предлагает нам запомнить образ буквы З и проговорить с ней стихотворения:

    З – завиток на завиток,

    З – закрывается замок,

    З – в зарослях змея ползёт,

    З – заинька морковь грызёт.

    (Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

    А Солдатик любит букву С:

    Материал с сайта www.logoped.ru

    Села мышка в уголок,

    Съела бублика кусок.

    (С какой стороны откусан бублик? (справа)

    Что за буква светится

    Жёлтым ясным месяцем?

    Полумесяц в небе тёмном,

    Буквой С повис над домом.

    Шёл конь копытами звеня,

    Как будто С следы коня.

    21. Итог занятия: На нашем логопедическом занятии команды “свистелочки” и

    “звенелочки” работали отлично, и победила смекалка и дружба!

    Чем мы занимались на занятии?

    (Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

    Что вам понравилось на занятии?

    Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.

    А так же повторить скороговорки, которые мы произносили на занятии.

    В качестве приза вам остаются сегодняшние медальки.

    Желаем успеха!

  •  

    Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

    Поиск специалистов.

    Россия:
      Другие страны:
    А Б В Г Д Е Ё Ж 
    З И Й К Л М Н О 
    П Р С Т У Ф Х Ц 
    Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service