ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Диагностика и мониторинг результативности логопедической работы в области социализации младших школьников

Толстоногова А.А.
учитель-логопед, МБОУ СОШ № 43 (г. Хабаровск)

Социализация – процесс и результат включения личности в систему социальных связей (длящийся в течение всей жизни) посредством усвоения ценностей, норм, установок, предъявляемых данным обществом. Результатом социализации является адаптация, интеграция, саморазвитие, самореализация личности [1].

Современная общеобразовательная школа является открытой социальной системой, которая осуществляет взаимодействие с различными институтами социализации: семья, дошкольные учреждения, учреждения спорта, культуры, дополнительного образования, правоохранительные органы, средства массовой информации, традиционные российские религиозные объединения, общественные организации. Таким образом, через организацию единого воспитательного и образовательного пространства школы и различных институтов социализации осуществляется взаимосвязь между личностью и обществом.

По данным отечественных ученых нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности отмечаются у 29,5% обучающихся начальной школы, что обусловливает ограничения в их социализации. Л.Г. Парамонова (2006) указывает на 55,5% дошкольников, явно не готовы к началу школьного обучения [2].

Несомненно, что социализация младших школьников с нарушениями речи в общеобразовательной школе будет более успешной при реализации следующих педагогических условий: комплексный подход к решению проблем детей, возникающих в процессе социализации; стимулирование заинтересованности ребенка в их решении; взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, родителей, педагогов и сверстников; обеспечение сопровождаемого условиями для принятия оптимального решения; информационное и консультативное сопровождение участников педагогического процесса [1].

Этапы социализации младших школьников с нарушениями речи могут быть следующими:

• диагностика проблемы;

• сбор информации о причинах возникновения проблемы;

• консультирование участников педагогического процесса;

• активизация речевых, познавательных, эмоциональных особенностей, развитие творческих способностей, формирование образа «Я» и адекватной самооценки;

• формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Показателями результативности деятельности педагогического работника в области социализации являются:

1. создание условий для успешной социализации обучающихся;

2. уровень их социальной адаптации;

3. вовлеченность обучающихся в социально- значимые дела.

Рассмотрим каждый показатель более подробно.

1. Быстро изменяющиеся социальные условия в обществе требуют от ребенка, прежде всего, быстрого реагирования на эти изменения, лабильного мышления. Процесс приобретения ребенком социального опыта протекает длительно, он оказывается более эффективным при наличии самостоятельного выбора ребенком той деятельности, которая является для него социально значимой. Успешное овладение детьми моделями социального поведения происходит в условиях ситуации выбора, осознания значимости другого человека, стимулирования детей к проявлению активной социальной позиции. Это может быть, как установление отношений взаимопомощи, взаимоподдержки, сопереживания, так и формирование устойчивых социальных установок, умения работать в группе, принимать на себя социальные обязательства, нести ответственность за эти обязательства.

Результат социально значимой деятельности ребенка складывается через приобретение социальных знаний, собственного социального опыта. Условия для социально значимой деятельности ребенка, в том числе и с нарушениями речевого развития, создаются через взаимодействие в системах «взрослый – ребенок», «ребенок – группа», «ребенок – социальный субъект». Необходимо учитывать, что дети младшего школьного возраста сами еще не имеют достаточного опыта организации социально значимой деятельности. Следовательно, демократический стиль педагогического общения в данной ситуации можно рассматривать как условие развития социальной активности детей.

2. Уровень социальной адаптации определяется по методике «Шкала социально-психологической адаптированности» авторов К.Роджерса и Р.Даймонда (адаптирована Т.В. Снегиревой).

3. Уровень сформированности мотивации у школьников к участию в социально-значимой деятельности можно выявить с помощью методики «Мотивация к участию в социально-значимой деятельности». Данные методики предполагают отслеживание изменений в динамике, повторные исследования целесообразно проводить не ранее, чем через шесть месяцев.

Основной состав школьного логопункта – дети, имеющие особые образовательные возможности, обусловленные различными недостатками речевого развития, в том числе системными речевыми расстройствами. Поэтому, факт участия ребенка в каком-либо творческом коллективе, мероприятии, акции, конкурсе, конференции, «выход на аудиторию» уже является для него важным и значимым, своеобразным тренингом приобретения социального опыта, личностного роста.

Результаты деятельности детей можно наглядно представить в виде таблицы:

Год

участия Форма участия Уровень ФИО учащегося Класс Место

Таким образом, процесс социализации младших школьников, имеющих речевые нарушения, тщательно планируется, организуется, отслеживается в соответствии с критериями его результативности, с учетом вида, формы, степени выраженности, характера проявления того или иного речевого нарушения у ребенка.

Литература

1. Кириллова Мария Игоревна. Социализация младших школьников с нарушением речи в условиях общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Ставрополь, 2006 185 с.

2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика. Профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128с.


Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service