ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Видео лекции по логопедии на Logoprofy.ru

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Проект для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «От движения – к слову».

Цвях Н.Н., логопед учреждения социального обслуживания Ханты–Мансийского автономного округа - Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония».

Актуальность.

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Главной особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм.

В результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Нарушения в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.

Помимо этого для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности коррекционной работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Галина Анатольевна Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».

Виды упражнений логопедической ритмики:

  • ходьба, прыжки;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения;
  • упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
  • речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

  • созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
  • преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат коррекционной работы.

Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.

Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

Цель проекта:

развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов логопедической ритмики.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
  2. Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  3. Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
  4. Преодолеть речевой негативизм.
  5. Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.
  6. Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
  7. Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Целевая группа:

дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Участниками проекта являются:

  • логопед;
  • воспитатели;
  • родители.

      Тип проекта – долгосрочный.

      Этапы реализации.

      Проект будет реализован в три этапа.

      I.Подготовительный:

    • определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
    • изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
    • создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
    • составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

      II. Основной.

      1. Содержание деятельности логопеда:

    • проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи;
    • составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;
    • проведение коррекционно – развивающих занятий по развитию лексического строя речи с использованием элементов логоритмики;
    • консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;
    • проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.

      2. Содержание деятельности воспитателей:

    • проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
    • закрепление изученного материала.

      3. Содержание деятельности родителей:

    • участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
    • закрепление изученного материала по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком;
    • проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

      III. Заключительный:

    • проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;
    • подведение итогов реализации проекта;
    • презентация проекта.

      Ресурсное обеспечение.

      Материально – техническое обеспечение:

      1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.

      2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.

      Методическое обеспечение:

      1. Мультимедийная презентация комплекса артикуляционной гимнастики.

      2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

      3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

      Новизна проекта.

      В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

      Практическая значимость.

      Работа над проектом велась на протяжении 3 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

      Данный проект может быть реализован в ДОУ.

      Ожидаемые результаты.

      Проект будет способствовать:

      1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.

      2. Преодолению речевого негативизма.

      3. Активизации словарного запаса детей.

      4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

      5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

      6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

      7. Развитию личности в целом.

      Литература:

      1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи». М., 2004.

      2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.

      3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.

      4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.

      5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.

      6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.

      Желаем успеха!

 

Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service