ЛОГОПЕД.ru

Раздел для специалистов.

 
 

Он-лайн школа молодого логопеда. 15 видео-лекций для начинающих!

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Пространственное ориентирование – как профилактика дисграфии.

Рекомендации специалистам и родителям детей, начиная с 3–4 лет, с особенностями в развитии.

Быкова Е.В., учитель-логопед, ГОУ дс № 931, Москва.

Пространственное ориентирование - это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов.

Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой : ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом).

Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Следует выделить следующие направления работы:

  • осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта;
  • освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом;
  • определение степени удалённости предмета от собственного тела.

Содержание работы по уточнению представлений детей о схеме собственного тела и ближайшем окружении.

1-ый этап (3 – 4 года) на уровне "покажи, затем назови", выполнение заданий.

Во время умывания или одевания называются части тела и лица: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Надень на голову платок», «Повяжи на шею шарф». Важно побуждать самого малыша к называнию частей тела и лица. Если ребёнок недостаточно хорошо ориентируется, можно провести дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно, чтобы при проведении этих игр внимание ребёнка было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.

Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно обратных направлений: вверху — внизу, спереди — сзади, слева — справа (левая — правая), так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представлении о другом.

Игры и игровые упражнения.

Оденем куклу.
Ход игры: перед ребёнком – кукла и предметы одежды для неё. Взрослый или мама просит ребёнка застегнуть пуговицы спереди (сзади), завязать шарф спереди (сзади), надеть шапку на голову и др.

Утренняя гимнастика для кукол.
Ход игры: перед ребёнком куклы. Взрослый просит: «Подними руку куклы вверх, отставь ногу назад, расскажи, что ты сделал».

Кто где?
Ход игры: перед ребёнком игрушки. Взрослый просит: «Возьми куклу, посади впереди себя. Возьми машинку, поставь её позади себя. Расскажи, что где находится.»

Расскажи, что видишь?
Ход игры. Вокруг ребёнка расставляют на разном расстоянии игрушки. Взрослый спрашивает: «Скажи, какие игрушки далеко от тебя? А какие близко?»

Аналогично выстраивается работа при уточнении понятий «высоко», «низко», «между», «выше», «ниже», «дальше», «ближе».

Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

  • определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т.е. к самому себе;
  • определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку;
  • определение пространственных соотношений между 2–3 предметами или изображениями.

Первоначально положение предметов (справа или слева) ребёнок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются. Малышей особенно затрудняет различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если постоянно связывать называние руки с выполняемыми ею действиями, и, прежде всего, характерными для каждой руки. Малыш должен назвать, в какой руке он держит ложку, а в какой — хлеб, в какой руке у него карандаш, кисточка, а какой рукой он придерживает бумагу.

Упражнение в различении и назывании рук связывают с выполнением и других действий. Педагог предлагает ребёнку взять в правую руку синий флажок, а в левую — зеленый или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую — короткую, просит малыша сказать, в какой руке у него тот или иной предмет.

В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое внимание уделяется развитию умения определять различные стороны на себе: голова — вверху, ноги — внизу; правая нога, левая нога; правое ухо, левое ухо и т. п. Данная работа проводится индивидуально. Педагог просит дотронуться руками до колена и догадаться, какая нога правая, а какая — левая. Малыш узнаёт, что левая нога с той стороны, где левая рука, а правая там, где правая рука. Аналогичным образом дети угадывают, какая щека правая, какая — левая. Продолжительность упражнений не превышает 3—5 мин.

Опираясь на эти умения ребёнка, можно начать учить указывать пространственные направления от себя: вперед, назад, налево, направо. Например, педагог просит ребёнка взять флажки (или погремушки) и вытянуть руки в стороны. На какой-то момент внимание малыша акцентируется на том, что синий флажок у него в правой руке, и он показывает им в правую сторону; держа зеленый флажок в левой руке, они показывает им в левую сторону. По просьбе педагога ребёнок показывает флажками вниз, вверх, налево, направо. Он приучается по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т. д. Используются игры «В прятки», «Куда бросили мяч?». Такие игры-упражнения следует повторять 6—8 раз, им отводится примерно 4—5 мин.

2-ой этап (5 – 7 лет):

  • педагог кладёт на стул геометрические фигуры различного цвета и даёт задание: «Фигуру с углами, закрыть правой рукой, жёлтый квадрат взять в правую руку и приложить к правому уху, овал приложить к левому боку», выслушать, что сделал ребёнок;
  • «Возьми в правую руку яблоко, самое большое, положи его в правый карман» (аналогично отрабатывается лево).

3-ий этап – различение левой и правой частей собственного тела, закрепление положений тела человека, стоящего напротив:

  • педагог просит взять со стола правой рукой рисунок, на котором изображён самый высокий дом, а в левую – рисунок, на котором дом ниже всех; затем встаёт напротив ребёнка и даёт задание, протягивая две ладони перед собой: «Положи мне в правую руку дом, который выше;
  • педагог ставит напротив детей игрушку – белку, рассматривает её, вопросы к детям: «Какое это ухо (лапа, глаз и т.д.)? Покажи правое (левое) ухо (глаз, лапу)»
  • педагог просит рассмотреть изображение собаки (нет левого уха и правой лапы), задание: «Внимательно рассмотреть рисунок и объяснить чего не хватает?»;
  • педагог стоит напротив ребёнка, в руке кукла, в быстром темпе показывает части её тела, ребёнок должен эту часть тела показать у себя; - педагог по очереди показывает ребёнку изображения правой или левой руки с определённым расположением пальцев, ребёнок должен узнать, какая это рука, и повторить положение пальцев;

4-ый этап – формирование умения ориентироваться в пространстве относительно определённого предмета:

  • педагог ставит перед ребёнком зеркало и раздаёт карточки с изображением птиц, задание: «Положить ворону перед зеркалом, а синицу за зеркалом», затем ответы на вопросы где кто лежит, назвать тех птиц, которые могут увидеть своё отражение в зеркале;
  • педагог раздаёт предметные картинки и даёт задание: «Положи перед собой яблоко, справа от яблока лимон, слева апельсин», как вариант закрепление цвета, формы, вкуса, размера;
  • «зрительный диктант», с последующим обозначением расположения фигур относительно друг друга;
  • игра «Кто куда должен пройти, пробежать»: педагог ставит на исходную точку игрушку и ребёнок передвигает её с опорой на схемы движения, с последующим объяснением;
  • графические диктанты;
  • упражнения «Кто (что) где?».

Литература.

  1. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. – М., 1963.
  2. Дети с задержкой психического развития Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984.
  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития Под ред. С.Г.Шевченко. – М., 2001.
  4. Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие Под общей редакцией Г.В.Чиркиной. – М.: Аркти, 2002.
  5. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у мл. шк. : Учебное пособие. 0- М. : Владос, 1997.
  6. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : организационно – педагогические аспекты. Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.-М.: Владос,1999.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  •  

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service