ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Вебинары и видео-лекции для логопедов + сертификат на Логопрофи.ру.

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Формирование языковой и речевой культуры личности в рамках программы “Школа общения”.

Беляева Н.И., дефектолог, Белгород.

Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры, поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А. Куприн.

XXI век подарил нам революционные открытия в науке и технике. Современный человек не представляет себе жизни без Интернета, который даёт возможность не только получать информацию, но и является огромным полем общения. Специфика Интернет-общения приводит к искажению русского языка и речи, которые подвергаются сокращениям слов, исключению знаков препинания, не соблюдению правил русского языка, нарушению стилистики речи. Дети же, попадая в рамки виртуального общения, зачастую приучаются неправильно писать, говорить, узко мыслить, у них не вырабатываются навыки коммуникативного общения. Все это отражается на психическом и психосоматическом здоровье ребенка: могут появиться двигательное беспокойство, ухудшиться концентрация внимания, снизиться учебная мотивация, развиться разные страхи, нарушиться общение со сверстниками, родителями, учителями; возникают нарушение осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата, избыточный вес (булимия), проблемы с пищеварением, высокое давление, астма и прочее, прочее, прочее.

В наших силах помочь детям хоть немного смягчить вредное влияние окружающей среды, оказываемое на юное поколение. В связи с этим сильно возрастает культурообразующая функция образования, которое из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры личности, формирования образа мира и человека в нём. Язык становится важным средством общения, а овладение языком ведёт к формированию культуры личности на основе усвоения фактов культуры. 

Общение необходимо всем людям, потому что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности, формируется мировоззрение и культура личности.

Начало обучения в школе — один из наиболее важных моментов в жизни ребёнка. Качественные изменения, происходящие в период обучения в начальной школе очень важны для ребенка, они могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают о том, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем.

В поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей помогает программа “Школа общения”. Это программа социальной адаптации детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС второго поколения и в соответствии с базисным образовательным планом школы по направлению внеурочной деятельности.

Программа реализуется в 1-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения.

Она призвана сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; добиться понимания обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры, а речь - основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; выработать позитивное отношение к правильной устной речи; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; освоить учебные действия с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Основываясь на игровой деятельности, программа помогает формировать языковую культуру личности, развивать интеллект учащихся.

Развитию культуры речи способствуют такие формы и методы, как сказкотерапия, литературное пересказывание, групповые дискуссии и обсуждения, ролевые и словесные игры, сюжетные и дидактические игры, работа в парах. Широко применяя эти методы в своей работе, мы добиваемся расширения кругозора учащихся, умения красиво говорить, выражать свою мысль, преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создавать возможности для самовыражения, что приводит к развитию общей языковой и речевой культуры личности.

Одной из форм работы являются словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки, игры в рифму, некоторые игры под рубрикой “Полминутки для шутки”. Кроме того, используются игры, построенные по принципу как бы самообучения, когда каждый ученик реализует игровую и дидактическую задачи относительно самостоятельно и для себя. Игры “Путешествие по родственным словам”, “Словарное лото” развивают навыки словообразования и подбора родственных слов. Игры “Угадай последнее слово”, “Придумай предложение” ведут к активизации словаря, развитию речи.

Следующая форма работы пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.

Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения. Подбирая произведения для пересказа, учитываются высокая художественная ценность, доступность содержания; небольшой объем. Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.

Методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приемом являются вопросы по содержанию текста.

Каждое занятие дополняют музыкальные "минутки", которые включают исполнение попевок, скороговорок, чистоговорок, элементы арт-терапии, что облегчает работу над грамматическими, лексическими и орфоэпическими нормами речи.

Программа создаёт условия для формирования не только комплекса поведенческих навыков, которые обеспечивают способность к социальному адекватному поведению ребенка и продуктивному взаимодействию с окружающими людьми; помогает ребенку оценивать себя, свои способности, возможности; способствует сохранению полного душевного и физического благополучия, но и формированию языковой и речевой культуры лично

Список литературы.

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Генезис Москва 2009.
  2. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Изд.”Совершенство” Москва 1998.
  3. Лапп Е.А.,Хайрушева С.Ж. Развитие произвольной памяти у младших школьников. Волгоград: учитель,2011.
  4. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников.Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль:Академия развития, 1997.
  5. В.И.Селиверстов Игры в логопедической работе с детьми. Москва “Просвещение” 1987.

Желаем успехов!

 

Логопедические презентации, видеоуроки, пособия

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2016 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service